Перегрев двигателя: причины, последствия и как этого избежать

Среди возможных неисправностей перегрев двигателя является наиболее опасным, так как влечет за собой тяжелые последствия для его технического состояния.

перегрелся двигатель

Температура двигателя

В процессе работы двигателя во время сгорания топливовоздушной смеси выделяется большое количество энергии выраженной в повышенной температуре и давлении сгоревших газов, что вызывает сильный нагрев всех деталей силовой установки.

Особенно интенсивному нагреву подвержены детали головки блока и ЦПГ (цилиндропоршневой группы). Температура в камере сгорания достигает порядка 2500 градусов, что на выхлопе составляет температуру около 500-600 для дизельных двигателей и 800-900 градусов для бензиновых моторов. Температуры достаточно высокие и при сбое в работе системы охлаждения двигатель может быстро выйти из строя.

Элементы в охлаждающей системе автомобиля отвечающие за поддержание оптимального температурного режима двигателя:

Система охлаждения и ее устройство
Система охлаждения и ее устройство

• Радиатор;

• Вентилятор охлаждения радиатора;

• Расширительный бачок;

• Помпа;

• Термостат;

• Датчик температуры антифриза;

• Система патрубков.

Причины перегрева

В радиаторе происходит охлаждение рабочей жидкости при открытии клапана термостата, когда антифриз начинает циркулировать по большому кругу. При загрязнении радиатора либо появлении течи, жидкость охлаждается не в полном объеме, что отражается на повышении ее температуры и соответственно и температуры двигателя, вызывая его перегрев.

Расширительный бачок служит для создания резерва жидкости при нагревании и остывании жидкости, когда ее уровень «играет» в бачке, то поднимаясь, то опускаясь. При течи бачка или неисправности клапанов в его крышке, также меняется температура жидкости в сторону ее повышения, вызывая перегрев двигателя.

Вентилятор служит для обдува поверхности сот радиатора и снижения температуры поступающего из системы антифриза и при его отказе также возрастает температурный режим двигателя.

Вентилятор охлаждения
Вентилятор охлаждения

Помпа (водяной насос) предназначена для создания и поддержания постоянной циркуляции охлаждающей жидкости и при ее неисправности у двигателя наступают серьезные проблемы, вплоть до его заклинивания и дальнейшего дорогостоящего ремонта.

заклинившая помпа
заклинившая помпа

Термостат отвечает за поддержания оптимальной температуры двигателя на стадии прогрева и в любых других режимах его работы. После запуска мотора, пока клапан термостата закрыт, жидкость циркулирует по малому кругу, не попадая в основной радиатор для охлаждения. По мере прогрева клапан сначала приоткрывается, а при достижении рабочей температуры открывается полностью, пропуская поток жидкости в основной радиатор, где она охлаждается.

При отказе термостата, особенно в закрытом положении, резко возрастает температура жидкости, что ведет к быстрому перегреву двигателя и его отказу, со всеми вытекающими…

Проверяйте и во время меняйте термостат
Проверяйте и во время меняйте термостат

Если водитель не заметит по показаниям приборов, что выросла температура жидкости и не примет мер к устранению неисправности, то двигатель ждет сложный и дорогой ремонт, либо его замена.

Датчик температуры охлаждающей жидкости «дает» команду вентилятору на срабатывание и при отказе датчика также возрастает температурный режим двигателя.

Датчик температуры ОЖ
Датчик температуры ОЖ на примере ВАЗ 2114

Система патрубков служит соединительными звеньями между элементами системы охлаждения и от их целостности также зависит температура жидкости и герметичность системы. При появлении течи в патрубках или в местах их крепления (при ослаблении затяжки хомутов их крепления или их потере) снижается уровень антифриза, что также ведет к повышению температуры жидкости и перегреву мотора.

Последствия перегрева двигателя

• Выплавление вкладышей коленчатого вала с задиром шатунных или коренных шеек;

• Приемник маслонасоса и все каналы подачи масла забиваются частицами износа вкладышей;

• «Дубеют» сальники клапанов;

• Оплавляются поршня, трескаются перемычки на поршне и коксуются поршневые кольца;

Оплавленный поршень
Оплавленный поршень

• Задиры на зеркалах цилиндров;

• Коробление плоскости прилегания головки блока (требуется фрезеровка);

• Трещины в рубашке охлаждения головки блока и блока цилиндров (проверяется на гидравлическом стенде под давлением);

• Прогар прокладки головки блока.

Прогар ГБЦ
Прогар ГБЦ

Как определить перегрев?

• По указателю температуры на щитке приборов;

• Пар из-под капота при закипании охлаждающей жидкости;

• Выбивание антифриза вместе с паром из-под крышки расширительного бачка или крышки радиатора;

• Продолжение кипения жидкости после остановки двигателя;

• Стрелка указателя температуры подходит или уже в красной зоне, а вентилятор не срабатывает.

Как избежать перегрева силовой установки?

Для этого нужно соблюдать элементарные правила профилактического обслуживания двигателя, постоянно контролируя визуальным осмотром состояние патрубков, хомутов их крепления, чистоту поверхности радиатора, момент срабатывания вентилятора, герметичность системы и не забывать контролировать температуру по ее указателю на щитке приборов.

Устранение неисправностей

При обнаружении отказа любых элементов системы охлаждения, особенно это относится к помпе, термостату и вентилятору, рекомендуется, не откладывая на спасительное «завтра» сразу принять меры к устранению неисправностей и замене вышедших из строя деталей. Так как при эксплуатации автомобиля с неисправной системой охлаждения «завтра» для двигателя может,так и не наступить…

При этом не стоит экономить на покупке запасных частей и антифриза отдавая предпочтение оригинальных изделиям, либо их фирменным аналогам от проверенных производителей.

Для поддержания системы охлаждения и температуры двигателя всегда в рабочем состоянии рекомендуем периодически проходить ее диагностику, приурочивая ее, например, к плановому техоблуживанию автомобиля.

Комментариев (3)

  • Если правильно изначально выбрать антифриз хорошего качества, то и проблем никаких не будет и все будет работать исправно! Антифризы и разрабатываются специально, чтобы защищать двигатель и всю охлаждающую систему от коррозий. Каждый антифриз содержит специальные присадки, разработанные специально для определенных двигателей. В этом плане очень качественный антифриз сейчас это Coolstream – полный аналог европейских антифризов, в который входят присадки от бельгийской компании Arteco (совместного предприятия Total и Chevron). Его заправляют на многих российских автозаводах и если всегда менять антифриз на Coolstream, то и проблем с закипанием никаких не будет.

    26.06.2017 в 12:34
    • дело не только в антифризе, но и в других моментах, описанных в статье! если например радиатор пробьет, и весь антифриз вытечет, то не важно, что там в системе залито, хоть вода — двигатель можно перегреть! так что не надо тут рекламы своей

      freelance Энтузиаст автомобилестроения
      26.06.2017 в 15:12
  • Ну а почему, например, не может быть такого, что эксплуатация не качественного антифриза привела к каким — либо поломкам охлаждающей системы. Это очень даже распространенное явление. У меня товарищ так купил жене машину б/у. Она ездила на ней месяца три. А потом он как-то сел за руль, а у нее там стрелка температуры двигателя падала до 100. А она даже и не в курсе была, что так не надо. В итоге он отвез машину на сервис, оказалось у нее антифриз весь хлопьями пошел и началась коррозия. А так как антифриз циркулирует по всей системе, так тут и помпа и радиатор задеты были. Поэтому выбор качественного антифриза это первый шаг, чтобы избежать поломки в системе охлаждения. А Coolstream действительно хорош, что уж тут говорить. Множество допусков говорит само за себя. Сам на нем езжу уже 6 лет.

    14.09.2017 в 18:20
    • Удивляюсь комментариями, которые хвалят какой-то антифриз, будто бы его марка способна решить все проблемы с перегревом)))

      freelance Энтузиаст автомобилестроения
      19.06.2018 в 01:18
  • Утечки… грязный радиатор… недостаточный уровень и т.д. это не пр чины перегрева двигмтеля… это всеголишь причины НАЧАЛА повчшения температуры о.ж. … причина перргрева двигателя сидит за рулем и ни видит ри фига на прибоиах

    Алексей С Новичок
    09.03.2019 в 19:31
Комментировать
Мы ценим ваше участие и помощь,
поэтому самые активные получают подарки

Похожие статьи

  • Яндекс.Метрика
  • Уже зарегистрирован?
    Не помню пароль
    Войти при помощи соц. сети
     
    Нет регистрации?
    Зарегистрироваться
    Забыл пароль?
    Введи свой e-mail который ты указывал при регистрации и мы отправим тебе ссылку для изменения пароля.
    Кажется, я вспомнил пароль!
    Регистрация
    Сброс пароля
    Ваш новый пароль отправлен на указанную почту!
    Регистрация на сайте
    Вход на сайт

    Адрес вашей электронной почты *:

    Пароль *

    Повторите ваш пароль *

    Логин:

    Пароль