Старые шины – когда нужно менять
Любой водитель знает, что покрышки это расходный материал, которые требует периодического обновления. Один из факторов для замены, остаточная величина протектора, прививается будущим водителям еще в автошколе – если остаток меньше 1,6 мм для летней и меньше 4 мм для зимней, то покрышку нужно менять. Для тех, кто много ездит, это главное правило – шины истираются за несколько сезонов и других вопросов не возникает. Но если пробеги малы, протектор не стирается, но шина стареет, то когда ее нужно менять? Вопрос неоднозначный.
Поначалу кажется, что дискутировать тут не о чем, ведь в России есть ГОСТ 4754-97, в котором черным по белому написано, что срок службы шины составляет 5 лет. Если покрышка старше, то делать ей уже нечего. Если в ГОСТ написано, то какие могут быть сомнения? Но они есть. Если почитать документацию ведущих производитель резины (например, Michelin, Dunlop, Bridgestone), то в ней указывается срок эксплуатационной годности 10 лет. Если уж производители, которые заинтересованы в более частой смене резины, говорят, что можно ездить 10 лет, то значит это имеет под собой основание. И вот уже первый спор: российский ГОСТ – 5 лет, производителей – 10 лет. А как правильно?
Дальше больше. В случае, когда шину произвели, сразу продали, поставили на авто и начали эксплуатировать все просто, отсчет идет сразу, а если покрышка какое-то время лежала на складе или в гараже владельца, этот срок учитывается? Или как? Российский ГОСТ тут молчит, у него есть только дата производства, начало эксплуатации не учитывается. Материалы производителей более информативны. Есть некий консенсус, что безопасно хранить покрышку до начала эксплуатации можно в течении 5 лет. Естественно, при этом нужно соблюдать условия хранения (темное помещение без высокой влажности и резкого перепада температур, защита от попадания химических веществ), но если хранили правильно, то шину все равно можно считать новой.
При этом после 5 лет хранения резина все равно не превращается в «тыкву», просто ее эксплуатационные характеристики немного снижаются. Подсчитано, что покрышка, хранившаяся на правильном складе 10 лет, по состоянию примерно равна колесу, отъездившему один сезон. То есть уже не новая, конечно, но еще вполне пригодная для эксплуатации. Из этого делаем вывод, что дата начала эксплуатации все-таки имеет значение, не всегда есть смысл вести отсчет с даты изготовления.
А что говорит опыт владельцев? Изучение отзывов и форумов показало, что в России водители даже с маленькими пробегами стараются менять покрышки примерно через 5-6 лет после покупки. Особенно это касается зимней резины. В Европе срок жизни больше, там считается нормальным ездить 8-10 лет. Естественно, такие сроки достигаются только при небольших пробегах, потому что в обратном случае шина выработает свой ресурс по остатку протектора.
В общем, изучение опыта и материалов производителей все-таки говорит, что российский 5-летний ГОСТ чрезмерно суров, на покрышках можно ездить дольше. Но при этом возраст лишь третий по важности показатель, сначала нужно смотреть на остаток протектора и общее состояние шины. Если есть трещины, повреждения, заломы или малое количество шипов (для зимней резины), покрышка требует замены даже если она еще «молода». Но если резина мало эксплуатируется, правильно хранится и в хорошем состоянии, то из-за банального возраста ее можно не списывать раньше срока. Особенно если речь идет о продукции известных и дорогих брендов. Давно подтверждено, что именитые и дорогие шины служат дольше чем бюджетные варианты от малоизвестных производителей.
Автор — Александр Нечаев
Комментариев (0)