Выбираем двигатель — турбированный или атмосферный

Каждый автолюбитель рано или поздно предстает перед выбором: машину с каким мотором, атмосферным или турбированным, ему приобрести. И у тех, и у других силовых установок есть свои достоинства и недостатки. О них – наш сегодняшний материал.

Плюсы и минусы атмосферного мотора

Прежде всего, поясним, что собой представляет двигатель, который в обиходе называется атмосферным. Это двигатель внутреннего сгорания, в котором подаваемый через карбюратор или инжектор воздух участвует в образовании топливной смеси (1 часть бензина и 14 – воздуха), которая, воспламеняясь, создает энергию, приводящую в движение рабочие части мотора. Не будем вдаваться во все подробности работы таких двигателей – это не цель данного материала. Человеку, который выбирает автомобиль с атмосферным мотором, но все же поглядывает в сторону турбированного агрегата, важно понять, какие преимущества и недостатки есть у того мотора, которым будет оснащена его машина.

atmosferniy
Атмосферный двигатель

Несомненных плюсов у атмосферного двигателя три.

Большой моторесурс. Как показывает практика эксплуатации атмосферных двигателей, неважно, бензиновых или дизельных, срок их ресурсной эксплуатации может исчисляться сотнями тысяч километров пробега. Известны факты, когда некоторые американские атмосферные двигатели «выхаживали» по 300-400, а то и по 500 тысяч километров без капитального ремонта. Причем, были экземпляры моторов-рекордсменов, которые устанавливали на другие автомобили, так как «родной» кузов уже сгнивал, и силовая установка работала до капремонта еще не один десяток тысяч километров пробега.

Надежность и простота эксплуатации. Такие рекордные показатели обусловлены относительной простотой конструкции атмосферных двигателей и их «лояльному» отношению к качеству топлива и моторного масла. Атмосферный двигатель неплохо переваривает даже самый паршивый бензин, которого в наших краях пруд пруди. Конечно, при частой заправке таким горючим и у атмосферника могут наступить перебои в работе, но восстановить его жизнедеятельность будет в разы дешевле, чем у того же турбированного агрегата.

Атмосферный двигатель 1.6 MPI
Атмосферный двигатель 1.6 MPI

Высокая ремонтопригодность. Упомянутая выше относительная простота конструкции атмосферного двигателя предполагает и его высокую ремонтопригодность. То есть, в случае выхода из строя того или иного узла двигателя его ремонт обойдется в сумму меньшую, чем ушла бы на починку мотора, оснащенного турбонаддувом.

Есть у атмосферных двигателей и свои недостатки. К ним можно отнести большую массу самого агрегата, меньшую, нежели у турбированного двигателя с аналогичным объемом, мощность, неспособность поддерживать высокую мощность при езде в гористой местности с разреженным воздухом. Наконец, автомобиль с атмосферным двигателем проигрывает турбированному в динамике.

Плюсы и минусы турбированного мотора

Первый турбированный двигатель был изобретен еще в 1905 году, а на легковых автомобилях моторы такого типа начали применять в середине ХХ века. Принцип его работы состоит в том, что установленная на двигатель турбина использует выхлопные газы, чтобы создавать принудительное давление воздуха, который поступает в цилиндры, где образуется топливная смесь. Под воздействием давления в цилиндры закачивается большее количество воздуха, чем у атмосферного двигателя, что влечет за собой увеличение мощности двигателя (в среднем до 10%).

-turbina
Турбина двигателя

К преимуществам турбированных моторов можно отнести высокую мощность при одинаковом с атмосферным двигателем рабочем объеме, более высокий крутящий момент – это сказывается на лучшей, чем у «атмосферника» динамике. К тому же турбированный мотор экологичнее (более эффективное сгорание топлива в цилиндрах), и издает меньше шума, чем атмосферный двигатель.

К недостаткам двигателя, оснащенного турбонаддувом, можно отнести сложности в эксплуатации. Такая силовая установка более чувствительна к качеству топлива и моторного масла (для турбированных двигателей рекомендовано к использованию специальное масло). Срок службы масла и масляного фильтра в таком двигателе сокращен, по сравнению с таковым у атмосферного, в полтора – два раза из-за того, что турбине приходится работать при более высоких температурах. Необходимо тщательно следить за состоянием масла и фильтра и менять их с рекомендованной производителем двигателя периодичностью. Также нужно следить за состоянием воздушного фильтра: если он будет забит, это ухудшит работу компрессора.

Двигатель 1.4 TSI
Двигатель 1.4 TSI

Еще один минус турбированного мотора – повышенный, по сравнению с атмосферным, расход топлива. Из-за того, что для приготовления смеси в цилиндрах используется больший объем воздуха, туда подается больший объем горючего. Не следует забывать, что турбина быстрее изнашивается, если сразу же при остановке автомобиля отключать мотор. Поэтому для продления срока эксплуатации турбины нужно давать мотору некоторое время поработать на холостых оборотах, чтобы охладилась турбина, и только затем выключать ее.

Словом, у обоих типов двигателей есть свои положительные и отрицательные стороны. Поэтому перед покупкой автомобиля с атмосферным или турбированным мотором нужно тщательно взвесить все за и против и лишь затем делать обдуманный выбор.

Комментариев (6)

  • Уважаемый автор,

    поясните, пожалуйста, повышенный расход топлива для тyрбированных двигателей. Если сравнивать двигатели, например, 280 л.с. 2-х литровый турбо (Skoda Superb) и 280 л.с. 3.5 литровые атмосферные, то расход топлива для атмосферных двигателей почти в 1.5-2 раза выше. Особенно в городском режиме.

    Спасибо.

    Левон

    Levon Bolibekyan Новичок
    24.11.2015 в 13:49
    • Видимо автор ошибся. Имел ввиду что с одинаковым объемом, турбированный мотор больше потребляет топлива. Но такое сравнение не имеет смысла. Сранивайте расход на единицу мощности и результат будет обратный!Конечно, атмосферники рулят. Обидно не только снижение популярности атмосферников среди производителей, но и повсеместный уход от МКПП и классических автоматов на всякие роботы именно для России. Например VW Passat универсал на МКПП в Европе продается, а у нас нет. Зачем они так делают?

      Данил Тимонин Новичок
      06.04.2017 в 20:06
      • вы угораете!? с каких это пор турбодвигатель стал прожорливым? а ничего что у него расход НИЖЕ на порядок чем у атмосферника из-за качественного сгорания горючей смеси!? больше воздуха — больше топлива, чее?!?! а ничего что за топливо отвечает компьютер и датчики? это все настраивается?! такое чувство что статью писали бабки со двора, вообще не знающие матчасть

        30.04.2018 в 02:18
  • А на об»ем двигателя НЕ СМОТРИМ у турбо всего 2 литра , а у атмо только лишь 3,5. Всего то в 1,5 раза разница- отсюда и расход… Нужно сравнивать при одинаковых об»ёмах,

    Nbvjif11 Новичок
    02.12.2015 в 14:18
  • Имею в хозяйстве 2 авто:
    - Форд Куги (2л, 150 л.с.);
    - Форд Эксплорер (3.5л, 294 л.с.)
    По трассе расход идентичен и составляет 12 л/100 км.
    Нет у турбомотора плюсов для России. Бензин — гадость, на вредность выхлопа всем пофиг, налог считается от лошадей, зато при поломке турбины можно попасть на немалые деньги.

    04.04.2017 в 17:01
  • ну так конечно. На 100 км/ч Эксплорер крутит 1500 оборотов, а Куга более 2000. Вот и расход одинаковый. Конечно атмосферники рулят. Обидно не только снижение популярности атмосферников среди производителей, но и повсеместный уход от МКПП и классических автоматов на всякие роботы.

    Данил Тимонин Новичок
    06.04.2017 в 20:10
  • Всем привет. У меня 1.9 90 лс. Фольксваген 2000 г.в. дизель. Город около 6 -ти литров трасса 4 литра. Смешанный цикл около 5-5.5 литров. Да и пробег без капремонта 370 т.км.

    16.02.2019 в 01:47
  • Читаю и плачу. Полное непонимание принципов турбонаддува. Особенно вот это: "Еще один минус турбированного мотора – повышенный, по сравнению с атмосферным, расход топлива. Из-за того, что для приготовления смеси в цилиндрах используется больший объем воздуха, туда подается больший объем горючего." Турбированный мотор потребляет МЕНЬШЕ топлива, в том числе и для экономии он и придуман.

    14.11.2023 в 00:42
Комментировать
Мы ценим ваше участие и помощь,
поэтому самые активные получают подарки

Похожие статьи

  • Яндекс.Метрика
  • Уже зарегистрирован?
    Не помню пароль
    Войти при помощи соц. сети
     
    Нет регистрации?
    Зарегистрироваться
    Забыл пароль?
    Введи свой e-mail который ты указывал при регистрации и мы отправим тебе ссылку для изменения пароля.
    Кажется, я вспомнил пароль!
    Регистрация
    Сброс пароля
    Ваш новый пароль отправлен на указанную почту!
    Регистрация на сайте
    Вход на сайт

    Адрес вашей электронной почты *:

    Пароль *

    Повторите ваш пароль *

    Логин:

    Пароль