Двигатель Toyota 2AZ-FE: особенности, неизбежные проблемы и надуманные слабые места

До сих пор жалею о продаже своей Camry XV40. На вторичном рынке за ней настоящая охота: 13-летнюю «сороковку» с пробегом 190 тыс. км забрали за пару часов за 940 000 рублей. Покупатель даже не торговался. Четыре года назад она обошлась мне в 830 тысяч. Такой ликвидностью модель обязана в том числе мотору 2AZ-FE.

Двигатель 2.4 2AZ-FE
Двигатель 2.4 2AZ-FE

Он имеет одноразовый блок цилиндров и чувствителен к перегреву. На 150 тысячах появляется масложор, возможны вибрации и посторонние шумы. Но важно ли это, когда двигатель в итоге ходит по 300–400 тыс. км. 

В статье разберемся, с какими проблемами реально сталкиваются владельцы машин с 2AZ-FE, а какие связаны с неправильной эксплуатацией и стоит ли опасаться этого мотора на вторичном рынке.

Особенности конструкции и характеристики

Toyota выпускала 2AZ-FE с 2000 года. Времена чугунных блоков и полумиллионного ресурса остались в прошлом. Началась эпоха технологичных моторов — надёжность отошла на второй план, уступив место эффективности и экологичностиНо даже в этих условиях японцам удалось сделать неплохой двигатель.

Блок цилиндров 2AZ-FE
Блок цилиндров 2AZ-FE

2AZ-FE — рядный четырёхцилиндровый 16-клапанный мотор объёмом 2,4 литра. Блок цилиндров, головка блока, а также поршни выполнены из алюминия. В цилиндры запрессованы тонкостенные чугунные гильзы. Отсюда первый надуманный недостаток мотора — блок цилиндров неремонтопригоден.

Гильзы в цилиндрах 2AZ-FE
Гильзы в цилиндрах 2AZ-FE

В поддоне блока установлены балансировочные валы, шестерни которых выполнены из пластика. Применение валов снижает уровень вибраций и шума при работе ДВС.

Балансировочные валы
Балансировочные валы

Система VVT-i — неотъемлемая часть тойотовских моторов в 21 веке. 2AZ-FE не стал исключением. Впускные и выпускные клапаны приводятся в действие отдельными распредвалами. На впускном распредвале установлена система изменения фаз газораспределения. Привод ГРМ — цепной, при обрыве цепи гнёт клапана.

Цепь ГРМ
Цепь ГРМ

Характеристики мотора

Рабочий объём 2362 куб.см
Мощность 170 л.с.
Крутящий момент 224 Нм
Степень сжатия 9,6/c 2008 года 9,8
Диаметр цилиндра 88,5 мм
Ход поршня 96 мм
Объём системы смазки 4,3 л
Экологический класс Евро 4
Впрыск топлива Распределённый
Топливо АИ-92
Расход по трассе / в городе 7,7 л / 14 л
Масса 138 кг

В 2006 году мотор доработали. 24-мм болты крепления головки блока цилиндров заменены на 30-мм. Так конструкторы решили проблему срыва ГБЦ. В 2008 году в результате модернизации увеличилась степень сжатия до значения 9,8 к 1.

В 2008 году началось производство мотора 2AR-FE, который в 2019-м заменил 2AZ-FE.

Существует версия 2AZ-FSE с непосредственным впрыском топлива, которая потребляет только АИ-95. Такой агрегат стоял на Toyota Avensis. Также есть гибридный мотор 2AZ-FXE. 

2AZ-FSE на Toyota Avensis
2AZ-FSE на Toyota Avensis

Куда ставили 2AZ-FE

Мотор производился в Японии, Китае и США. Он устанавливался поперечно на переднеприводные седаны и кроссоверы с передним и полным приводом. Автомобили с 2AZ-FE продавались на рынках России, Японии, США, ОАЭ и юго-восточной Азии.

Марка, модель Годы выпуска
Toyota Camry 2001–2011
Toyota Corolla 2008–2010
Toyota Camry Solara 2001–2009
Toyota RAV4 2003–2013
Toyota Highlander/Kluger/Harrier 2003-2013
Toyota Estima / Toyota Ipsum / Toyota Previa / Toyota Tarago 2003–2019
Toyota Alphard 2002–2015
Toyota Blade 2009–2012
Scion tC 2005–2010
Scion xB 2008–2015
Pontiac Vibe 2009–2010

Проблемы

Слабое крепление ГБЦ — не единственная проблема 2AZ-FE.

Его главная проблема — масложор. В зависимости от эксплуатации, мотор подъедает масло после 150–200 тыс. км. В тяжёлых случаях аппетит достигает 1 литра на 1000 км. Причем проблема встречается на моторах с 2006 года выпуска и связана с формой маслосъёмных колец: они забиваются нагаром.

Важно помнить несколько нюансов. Если применять качественное масло и менять его через 7,5–10 тыс. км пробега, масложор хоть и появится, но не станет проблемой. В таком случае оптимальным решением будет поддержание уровня масла — лезть в мотор экономически нецелесообразно. 

Рекомендации по выбору масла для 2AZ-FE
Рекомендации по выбору масла для 2AZ-FE

Некоторые владельцы прибегают к раскоксовке. Мягкие пенные средства Gzox и Shumma здесь бессильны, нужен Димексид. Главное, не забывать, что вместе с нагаром растворится краска на клапанной крышке и поддоне, а также пластиковые шестерни на балансировочных валах. Теоретически, мотор способен работать и без валов, но как это отразится на комфорте и ресурсе ДВС проверять не стоит.

До и после раскоксовки димексидом
До и после раскоксовки димексидом

Стук клапанов. В конструкции не предусмотрены гидрокомпенсаторы. Регулировка зазоров производится после 80 тысяч пробега.

Срыв ГБЦ со всеми «вытекающими» — маслом и антифризом. Встречается на моторах до 2006 года выпуска и связан с перегревом мотора. Головка крепится к блоку 24-мм болтами — такой длины недостаточно. Проблема решается применением удлинённых болтов.

Деформация алюминиевой головки или блока цилиндров от перегрева свойственна всем современным моторам.

Помпа ходит недолго — 50–60 тысяч. Новая обойдётся в 4-7 тысяч рублей.

Одноразовый блок цилиндров. В цилиндрах не предусмотрены ремонтные размеры, их невозможно расточить и установить ремонтные поршни. Однако, реальный ресурс мотора, в который заливали оригинальное или другое качественное масло и использовали нормальный бензин  — 400 000 тысяч.

На самом деле блок цилиндров 2AZ-FE не совсем одноразовый. Мотористы подбирают гильзы по размеру и запрессовывают их в цилиндры. Затем растачивают и устанавливают новые родные поршни. Однако, за такую работу возьмётся далеко не каждый мастер. Большинство предложат заменить мотор на контрактный. Средняя цена — 100 000 рублей.

Гильзы для 2AZ-FE
Гильзы для 2AZ-FE

Личный опыт

Я владел Camry в сороковом кузове в течение четырёх лет. Из перечисленных проблем столкнулся только с масложором на пробеге 180 тысяч. Доливал 1,5 литра между заменами и не обращал на это внимание.

Единственное, что мне не нравилось — расход. По трассе в режиме 120–140 км/ч — 8,5 литров, по городу — все 16.

Про перегрев: я ездил летом по сочинским серпантинам и несколько часов по М-4 на 3500-4500 об/мин — мотор держал рабочую температуру без единого намёка на перегрев.

Toyota Camry XV40
Toyota Camry XV40

Автор — Михаил Крупнов

Модели по теме

Комментариев (0)

Комментировать
Мы ценим ваше участие и помощь,
поэтому самые активные получают подарки

Похожие статьи

  • Яндекс.Метрика
  • Уже зарегистрирован?
    Не помню пароль
    Войти при помощи соц. сети
     
    Нет регистрации?
    Зарегистрироваться
    Забыл пароль?
    Введи свой e-mail который ты указывал при регистрации и мы отправим тебе ссылку для изменения пароля.
    Кажется, я вспомнил пароль!
    Регистрация
    Сброс пароля
    Ваш новый пароль отправлен на указанную почту!
    Регистрация на сайте
    Вход на сайт

    Адрес вашей электронной почты *:

    Пароль *

    Повторите ваш пароль *

    Логин:

    Пароль