Чугунный блок двигателя или алюминиевый – что лучше
Тенденция последних лет в двигателестроении очевидна – почте все производители так или иначе перешли на алюминий как основной материал. Преподносится это так, что он куда лучше и современнее чем архаичный чугун, такие моторы более продвинутые. Но это явно тот случай, когда желания и уверения маркетологов расходятся с реальностью. В споре между чугуном и алюминием все далеко не так просто как кажется. Попробуем приоткрыть эту завесу.
Если все говорят, что алюминий лучше, то значит у него должно быть много преимуществ. Давайте с ними разберемся. Во-первых, алюминий намного легче. Это, пожалуй, самый главный его плюс. Причем разница с чугуном получается не символическая, а очень даже заметная, иногда в 20-40 килограммов на весь двигатель, это много. Лишний вес проблема не только для людей, но и для машин. Ухудшается динамика, увеличивается расход топлива – одним переходом на алюминий можно сократить количество вредных выбросов в атмосферу и затраты на топливо.
Во-вторых, у алюминия лучше теплопроводность. То есть такой мотор быстрее прогревается. А это снова позволяет немного экономить за счет более быстрого выхода на рабочую температуру. В теории и печка должна начинать греть быстрее, но тут уже многое зависит от типа климатической системы. Правда, есть и обратная сторона, из-за меньшего расхода топлива прогрев не такой интенсивный, да еще и остывает алюминиевый мотор быстрее – в чугуне тепло сохраняется дольше.
В-третьих, алюминий проще в производстве. Вернее, так – с отлитым двигателем из алюминия проще работать (сама отливка даже сложнее чем у чугуна). Потребитель этого никогда не заметит и не почувствует, но для производителя это важный факт в выборе. Сколько это позволяет экономить вопрос открытый, но кто откажется от технологической оптимизации пусть даже и в угоду чему-то другому?
В-четверых, алюминий не подвержен коррозии. Формально это тоже плюс, потому как у чугуна такая проблема есть, он может банально сгнить. С другой стороны, сложно представить сколько лет нужно для того, чтобы чугунный блок проржавел насквозь. Машины столько не живут, так что реально этот аспект можно не рассматривать.
А чем ответит чугун? У него, как для технологии, которую считают устаревшей, есть аргументы.
Во-первых, он дешевле. Хотя с чугуном в некотором смысле работать сложнее, сам материал имеет более низкую себестоимость, что, казалось бы, должно быть серьезным преимуществом. Однако у производителей нет сегодня задачи делать дешевые автомобили, поэтому этот, казалось бы, важный аргумент не подходит. Вернее, подходит только для бюджетных брендов.
Во-вторых, чугунный блок прочнее и долговечнее. Оговоримся, что есть разные примеры моторов от разных производителей с разным ресурсом и при желании можно найти обратные случаи, но в среднем по больнице чугун ходит дольше. Это логично, учитывая, что сам материал более прочный и монолитный. Алюминиевые блоки заметно хуже держат форму при больших пробегах и нагрузках, чаще деформируются и нарушают геометрию цилиндров.
Также в раздел долговечности входит понятие ремонтопригодности. Чугунный блок можно растачивать, что относительно недорого и удобно в ремонте. В алюминиевых моторах используются либо чугунные гильзы, либо специальные покрытия, которые позволяют поршням без последствий «тереться» об алюминиевые стенки. Эти факторы обычно делают ремонт более сложным, чем у чугунных моторов. Да, алюминиевые блоки не одноразовые как это принято считать, но ремонт часто получается таким дорогим, что не имеет экономического смысла.
Казалось бы – из всех приведенных аргументов последний самый важный. Ведь что нужно потребителю – долгая и беспроблемная эксплуатация. Однако чугун даже будучи более дешевым материалом конкурентную борьбу за место в моторе проигрывает. У алюминия только один существенный плюс – вес, но его хватает, чтобы вытеснять конкурента с конвейера. Дело в том, что сегодня автопроизводителям нужно бороться не только за симпатии покупателей, но и вписываться в постоянно ужесточающиеся экологические нормы. И фора в несколько десятков килограммов, которую дает алюминиевый мотор, тут оказывается очень кстати. Чугунные моторы тоже адаптируют к различным евро, но делается это сложнее.
А как же долговечность? Так получается, что она сегодня потребителям не так уж и нужна. В теории все выступают за постулат, что более ресурсная машина это хорошо, но на практике очень малый процент покупателей новых автомобилей за время своего владения проезжают более 150-200 тысяч километров. Сегодняшняя структура потребления отчаянно подталкивает на частую смену машин, ездить всю жизнь на одном авто в наши дни уже никому не нужно. Поэтому и преимущества в долговечности и простоте ремонта у чугунных блоков отходят на второй план как невостребованные.

Пока еще чугунные блоки не полностью отправились на свалку истории. АвтоВАЗ делает моторы на чугуне (алюминий слишком дорого для них), да и иностранные производители не полностью избавились от этого материала. Так что при большом желании купить мотор с чугунным блоком можно и сегодня, но вряд ли стоит это делать главным критерием выбора автомобиля.
Автор — Александр Нечаев.
Комментариев (3)
Я, за чугун, проверенно временем, а люминий фуфло. Был у меня Джип РэнглерYJ поколения, 1992 года, чугунный б/ц продал его пару лет назад. Так он до сих пор на родном движке, проехав несколько кругов по одометру, по крайней мере у меня 10 лет он был, менял прокладки, коробку, модифицировал раздатку и передний кордан, ибо геометрия нарушилась, сами понимаете почему, не только по асфальту ездил, но по говнам, и камням. Продал с тяжелым сердцем, новый хозяин довольный невероятно, ибо купил еще по ценам, когда доллар по 30 был, повезло ему, а мне нет, ну и ладно. До сих ездит, на всем том, что я продал, только диски менял, соответственно резину под них. Рассказывает, что много обращений к нему поступает о продаже, но говорит, что такая корова нужна самому, одним из достоинств называет именно чугунный б/ц, а остальное по необходимости можно усилить, благо, сейчас можно все достать, и поставить для экстрима.
Ну как фуфло, мотор узам 412, стар как история СССР, ходит по сей день у многих водителей, мой же 412 достался мне от отца ему от деда, машине 39 лет, по двигателю всё родное, менял только прокладку под гбц, степень сжатия 11, на 92 лютый детон, приходится кормить 95,ибо идиоты фрезеровавшие голову сняли много, лёгкосъёмные гильзы упрощают дальнейший ремонт многократно, автомобиль пробежал уже 318000 км, без капремонта и я более чем уверен, побежит если не столько же, то ещё половину, короче ещё моим внукам достанется, чугун хуесосить не буду, ибо нет у меня чугуна не где, но по моему опыту скажу что алюминий тоже далеко не хуй в стакане
В бедной стране нужен чугунный БЦ. Машина покупается на всю жизнь
В советское время, когда на грузовиках использовалась вода в качестве охлаждающей жидкости, преимущество алюминиевых блоков было очевидным — разморозить алюминиевый блок ГАЗ-53 было куда сложнее, чем чугунный ЗиЛ-130. Алюминий был более пластичным, чем чугун, и допускал небольшую деформацию от замерзания небольшого количества воды. Но те времена канули в лету, и большинство автолюбителей не знает, из чего сделан блок двигателя, установленного на их автомобиле, да и не пытается узнать. Мокрые гильзы алюминиевых блоков, позволяющие ремонтировать двигатель буквально на кухне остались уделом, как правило, профессионалов, ездящих на Газелях и старых УАЗах. Большинству водителей, в принципе, всё равно, из чего сделан блок, главное, чтобы двигатель ходил без ремонта подольше.