Автоодеяло – плюсы и минусы, стоит ли использовать

Чисто теоретически система охлаждения и обогрева в автомобиле должна быть эффективна при огромном диапазоне температур – от плюс 50° до минус 40°. Но любой автовладелец знает, что в большие холода на прогрев и отопление салона уходит много времени и топлива. Неудивительно, ведь двигатель расположен, считай, на открытом воздухе, в него изо всех сторон поддувает, а никаких грелок не предусмотрено (за редким исключением). В голову приходит логичная идея – чем-то укрыть мотор, попробовать его изолировать от мороза, чтобы он лучше набирал и сохранял тепло. Если есть спрос, будет и предложение – в последние годы очень активно расцвел рынок автоодеял, специальных изделий, которыми можно укрыть подкапотное пространство. Но стоит ли это делать? Постараемся ответить.

Автоодеяло
Автоодеяло

Из чего делают Автоодеяло

Сразу оговоримся, что эта статья посвящена промышленным образцам. Просто куча тряпья, накиданная на капот, это и малоэффективно, и небезопасно. Не беря вопрос цвета и дизайна, которые могут быть какими угодно, автоодеяла делятся на три вида в зависимости от материала изготовления.



1. Войлочные. Самый классический материал. Дешево стоит, отлично удерживает тепло, неприхотлив. Проблема только в том, что он не отличается высокой устойчивостью к возгоранию. Вернее как, заставить войлок прямо гореть, задача трудная, но он начинает дымить уже при 300°С. Кроме того, войлок активно впитывает влагу, после чего начинает плохо пахнуть. Войлочных одеял редко хватает более чем на сезон.

Войлочное автоодеяло
Войлочное автоодеяло

2. Стекловолоконные. Более современный материал, куда лучше сопротивляется температуре, он загорается примерно при 700-800 градусах, что уже можно назвать безопасным значением. «Греет» не лучше войлока, но вот стоит уже заметно дороже – за безопасность нужно платить.

Автоодеяло из стекловолокна
Автоодеяло из стекловолокна

3. Муллитокремнеземистые. Тут вообще начинается крутая химия. В ткань производители умудрились превратить волокна оксида кремния и алюминия. Эта штука если и загорается, то при температуре сильно выше 1000°С. С точки зрения безопасности самый хороший вариант, но вот цена еще выше, чем даже у изделий их стекловолокна.

Какой материал лучше? Нам кажется, что оптимальным вариантом будут стекловолоконные одеяла, они безопаснее войлочных, но дешевле чем муллитокремнеземистые. Помимо материала, при выборе автоодеяла нужно обратить внимание на размер. Наиболее полно эффект от одеяла будет проявляться только если полностью закрыть подкапотное пространство, для этого размер одеяла должен быть не меньше, чем капот. Оптимальный вариант – покупка одеяла под конкретную модель авто, но это возможно только для популярных и распространенных марок, в противном случае придется подбирать, чтобы размера хватало с запасом.

В зависимости от материала и размеров стоимость автоодеяла может колебаться от 1,5 до 4 тысяч рублей.

Плюсы

Реклама на упаковках автоодеял обещает многое – и более быстрый прогрев, и экономию топлива, и хорошую работу печки, и многое другое. Но по факту далеко не все эти пункты реально работают, хотя и записывать все в обман было бы несправедливо.

Преимущества автоодеяла
Преимущества автоодеяла

Главным достоинством автоодеял преподносится более быстрый прогрев двигателя. Неоднократно разными исследователями проводились замеры времени прогрева с одеялом и без него, поэтому в этом вопросе можно говорить прямо – да, время прогрева сокращается, но очень незначительно, от силы процентов на 10. Такую разницу можно и не заметить. А раз нет существенного уменьшения времени прогрева, то и об экономии топлива говорить не приходится. Не заметно и улучшение работы печки – если мотор хорошо прогревается, то печка одинаково дует, что с одеялом, что без него.

Эти расчеты актуальны для обычных атмосферных моторов, но вот для некоторых малообъемных турбомоторов расклады иные. Они, порой, выделяют так мало тепла, что не могут прогреться на холостом ходу. Для них автоодеяло – более оправданно. Есть в автомобильном одеяле смысл и для дизельных двигателей – они тоже обычно «холодные». Чуда и в таком случае ждать не надо, но сокращение времени прогрева будет более заметно, чем в случае с бензиновыми «атмосферниками».

Но самый большой плюс от использования одеял – увеличение время остывания двигателя. Вот тут прибавка более чем заметна. Скажем, если неукрытый двигатель может в мороз полностью остыть за 1,5-2 часа, с одеялом этот срок увеличивается как минимум вдвое. Полезно ли это? Зависит от режима эксплуатации.

Скажем, если вы на авто только ездите на работу и обратно, то не очень. Хоть с одеялом, хоть без него двигатель полностью остынет за рабочий день или ночевку, однако если вам приходится часто ездить в течение дня, то автоодеяло придется кстати – в моторе будет сохраняться тепло, можно ехать не прогревая, да и из печки сразу будет дуть теплый воздух. Самый очевидный профит от одеяла таксистам – во время ожидания клиентов они могут заглушить мотор и не бояться, что он сильно остынет, но и другим категориям водителей такая способность автоодеял может пригодиться.

Также автоодеяло будет очень кстати для водителей, использующих автозапуск по температуре или таймеру в большие морозы. Давно замечено и подсчитано, что с одеялом автомобиль на прогрев в морозную ночь заводится в два раза реже. Причина та же – тепло в моторе дольше сохраняется.

Сигнализация с автозапуском по температуре
Сигнализация с автозапуском по температуре

При этом для тех, кто ездит на «дальняк», пользы от одеяла практически нет. Замеры на трассе показывают, что температура двигателя остается одинаковой как с утеплением, так и без него. Если мотор на трассе остывает, то нужно разбираться с системой охлаждения, а не пытаться вылечить проблему утеплением.

Дополнительным, можно сказать побочным, плюсом автоодеял является улучшение шумоизоляции – все-таки между двигателем и водителем появляется еще одна прослойка, в которой гаснут звуки и вибрация.

Минусы

Самой серьезной опасностью при использовании автоодеял считается вероятность пожара. Вроде бы они имеют высокую температуру возгорания, но для автомобиля, у которого под капотом пары бензина, раскаленный антифриз и открытые клеммы аккумулятора – совсем иные риски. Чем проще и дешевле одеяла, тем более опасными они являются. Впрочем, современные изделия среднего и верхнего ценовых уровней можно признать достаточно безопасными. Если их грамотно уложить, то проблем быть не должно.

Иногда в Интернете можно встретить опасение, что автоодеяла ухудшают охлаждение мотора и могут привести к перегреву, однако это миф. Для охлаждения необходимо, чтобы радиатор мог обдуваться набегающим потоком воздуха или вентилятором, если его при установке автоодеяла ненароком не закрыть, то проблем не будет. Конечно, мы говорим про эксплуатацию зимой, а не в +30°С.

Чисто теоретически автоодеяло может привести к небольшому снижению мощности мотора, ведь оно греет воздух во всех местах капота, в том числе и у воздухозаборника, а чем теплее воздух попадает в двигатель, тем меньше отдача. Однако в реальной эксплуатации этот эффект если и будет, то такой малый, что его без специального измерительного оборудования и не заметишь.

Автоодеяло под капотом Opel Astra H
Автоодеяло под капотом Opel Astra H

Так что, пожалуй, самой большой проблемой автомобильного одеяла нам видится не очень большой срок службы. Если активно эксплуатировать авто, то даже дорогие изделия редко переживают две-три зимы, а некоторых едва на сезон хватает. Они рвутся, пачкаются, впитывают влагу и грязь, начинают плохо пахнуть. Стоят оделяла не так уж и дешево, чтобы покупать каждый год новое. Особенно если польза от него едва заметна.

Покупать или не покупать

Попробуем детально ответить на вопрос, который мы поставили в начале материала – стоит ли покупать автоодеяло. Аргументы получаются неоднозначные. Реальная польза от него есть, но не такая большая, как обещает реклама, цена вроде бы тоже не заоблачная, но и не такая низкая, чтобы ею пренебречь. Это вынуждает воздерживаться от однозначных рекомендаций и заставляет обращать внимание на тип автомобиля, условия эксплуатации и климат региона.

В целом, если вас устраивает работа печки, вы не мерзнете в машине в морозы, у вас нет частых поездок с недлинными остановками, то смысла в покупке автоодеяла нет. Разницу от его появления можно и не заметить, да и зачем что-то покупать, когда все устраивает? Иное дело, если вам постоянно не хватает в машине тепла (и это не связано с неисправностью) – или регион очень морозный, или мотор плохо прогревается, или режим использования предполагает остановки на час-два, то покупка автомобильного одеяла будет оправдана. Только, конечно, не нужно выбирать самое дешевое. Экономия экономией, но и о безопасности не стоит забывать.


Комментариев (2)

  • Считаю целесообразным использование утеплителя для движка зимой от -15°.Пользуюсь кошмой (войлок с противопожарной пропиткой).Ну и что бы не попадала на выпускной коллектор и турбину.

    20.12.2018 в 19:45
  • Купил и пользовался одеялом один сезон. Потом отказался, так как замерзают форсунки омывателя стёкол, которые расположены на капоте.

    29.12.2018 в 10:37
Комментировать
Мы ценим ваше участие и помощь,
поэтому самые активные получают подарки

Похожие статьи


  • Яндекс.Метрика
  • Уже зарегистрирован?
    Не помню пароль
    Войти при помощи соц. сети
     
    Нет регистрации?
    Зарегистрироваться
    Забыл пароль?
    Введи свой e-mail который ты указывал при регистрации и мы отправим тебе ссылку для изменения пароля.
    Кажется, я вспомнил пароль!
    Регистрация
    Регистрация на сайте
    Вход на сайт

    Адрес вашей электронной почты *:

    Пароль *

    Повторите ваш пароль *

    Логин:

    Пароль