Можно ли глушить автомобиль сразу после остановки

Водители со стажем знают непреклонное правило – проехался активно, дай машине остыть работой на холостых оборотах. Однако в последние годы упоминания об этом стали пропадать из инструкций к машинам. Турбо таймер теперь не нужен? Можно глушить сразу после остановки? Или есть какой-то скрытый подтекст? А что делать с атмосферником, отличается ли он в этом плане от турбо мотора? На все вопросы даем ответы в этом материале.

Водитель в автомобиле
Водитель в автомобиле

Почему греется заглушенный мотор

Чтобы разобраться в том, почему вообще может потребоваться что-то остужать, сначала лучше поговорить об атмосферных двигателях. Вполне очевидно, что при работе они выделяют много тепла. Оно передается антифризу, который под действием помпы отправляется в радиатор на охлаждение. Когда мотор глушится активный нагрев вроде как прекращается, но останавливается и циркуляция. Раскаленный двигатель все равно отдает тепло антифризу, который локально может набрать очень высокую температуру, а это чревато последствиями.



Бороться с этим производители машин научились давно. Сегодня почти все автомобили могут включать вентилятор охлаждения при заглушенном моторе, чтобы снизить остаточную температуру. Да, помпа все равно не работает и циркуляция будет не очень интенсивной, но из-за разницы температур жидкости в моторе и радиаторе она все равно будет. И этого хватит, чтобы снять локальный перегрев антифриза.

Система охлаждения двигателя
Система охлаждения двигателя

Так что в случае атмосферных моторов охлаждать работой на холостых оборотах уже давно нет никакой необходимости. Есть единственная рекомендация – не выключать двигатель пока работает электровентилятор охлаждения. Если он включился, значит температура мотора подошла к верхней безопасной границе. Если вы слышите работающий вентилятор (а его обычно слышно, во всяком случае если машина стоит в гараже), то лучше дать ему возможность опустить температуру на нижнюю границу диапазона и потом глушить. Проблем не будет даже если сразу выключить мотор, но многократные локальные нагревы за длительную эксплуатацию могут как-то вылезти боком. Лучше все-таки дать вентилятору доработать.

Чем отличается турбо мотор

Все, что касается охлаждения самого двигателя, для турбированных агрегатов остается неизменным. И даже принцип, включающий вентилятор после остановки мотора, также применим. Однако у наддувных агрегатов есть еще и турбина, для которой вопрос перегрева тоже очень острый. Самые простые, древние, варианты турбин не имеют дополнительного охлаждения. Снижение температуры у них происходит только с помощью масла. Выключили мотор, прекратил работать масляный насос – турбина начинает локально перегреваться, а это для нее очень плохо.

Турбокомпрессор с системой охлаждения: 1. Корпус компрессора 2. Подшипниковый узел 3. Колесо компрессора; 4. Пневмокамера управления давлением наддува 5. Корпус подшипников 6. Подвод охлаждающей жидкости 7. Клапан регулировки давления наддува 8. Корпус турбины 9. Колесо турбины 10. Отвод охлаждающей жидкости.
Турбокомпрессор с системой охлаждения: 1) Корпус компрессора 2) Подшипниковый узел 3) Колесо компрессора; 4) Пневмокамера управления давлением наддува 5)  Корпус подшипников 6) Подвод охлаждающей жидкости 7)  Клапан регулировки давления 8) Корпус турбины 9) Колесо турбины 10) Отвод ОЖ

Именно со времен таких, самых простых турбин, и пошло правило про «дать остыть на холостых». Просто напросто потому, что других способов снижения температуры в конструкции не предусмотрено. Однако в нынешних экологических ситуациях писать в инструкциях по эксплуатации о дополнительных выбросах на холостом ходу для производителей было бы смерти подобно. Поэтому в последние годы уже почти не осталось турбин, у которых не было бы дополнительного канала с охлаждением антифриза.

Отвод тепла после остановки мотора из таких агрегатов идентичен простым атмосферным моторам: естественная циркуляция и работающий вентилятор. В случае высокой теплонагрузки мотора производители могут внедрить дополнительную электропомпу, которая также включится после остановки мотора, чтобы прокачать охлаждающую жидкость и снять локальный перегрев. С помощью небольшого усложнения конструкции удалось чуть облегчить жизнь водителям и снизить количество вредных выбросов.

Турбо мотор TSI серии EA211 с двухконтурной системой охлаждения
Турбо мотор TSI серии EA211 с двухконтурной системой охлаждения

Мы в рамках одной статьи не можем рассказать про все возможные моторы и турбины разных годов выпуска, так что для каждого конкретного водителя, который хочет для себя понять – можно ли ему сразу глушить свою машину или нужно ей дать остыть, у нас есть простой совет: изучить в интернете систему охлаждения в своей машине и прикинуть, что происходит после остановки мотора. Если производитель все предусмотрел: у турбины есть жидкостное охлаждение, в системе присутствует электропомпа, а вентилятор включается на заглушенном моторе, то тратить свое время на снижение температуры не стоит, машина справится с этим сама. Но если конструкция более древняя, каких-то компонентов в ней нет или они неисправны, то тогда лучше пользоваться старыми дедовскими методами – пару минут «помолотить» на холостых оборотах или поставить сигнализацию с турбо таймером.


Комментариев (0)

Комментировать
Мы ценим ваше участие и помощь,
поэтому самые активные получают подарки

Похожие статьи


  • Яндекс.Метрика
  • Уже зарегистрирован?
    Не помню пароль
    Войти при помощи соц. сети
     
    Нет регистрации?
    Зарегистрироваться
    Забыл пароль?
    Введи свой e-mail который ты указывал при регистрации и мы отправим тебе ссылку для изменения пароля.
    Кажется, я вспомнил пароль!
    Регистрация
    Регистрация на сайте
    Вход на сайт

    Адрес вашей электронной почты *:

    Пароль *

    Повторите ваш пароль *

    Логин:

    Пароль