За что мы платим, покупая новый автомобиль в России

Для желающих приобрести сегодня новый автомобиль в России есть два наиболее вероятных варианта. Первый – поддержать отечественный автопром и выбрать представителя семейства Lada или УАЗ. Второй – отдать предпочтение китайскому производителю.

Автомобили в России
Автомобили в России

В любом случае нас с вами интересует, что мы приобретаем и за что платим. Давайте попробуем разобраться.

Как формируется цена на отечественные автомобили

В том, как формируются цены на отечественные автомобили нет ничего необычного. Все как с любым другим товаром – спрос рождает предложение. Предположим, что себестоимость автомобиля ВАЗ или УАЗ составляет примерно 50% от цены на внутреннем рынке. Почему предположим? Потому что расходы на разработку автомобиля, его комплектующие, сборку, испытания и т.д. по прежнему остаются коммерческой тайной завода-изготовителя.

Еще примерно 20% вкладывается в маркетинг. То есть затраты на продвижение конкретной модели на рынке, испытания и доработка, реклама на ТВ, выставки и «независимые отзывы» – все это влияет на формирование цены. Все это обычные составляющие стоимости любого товара, производимого в России. Дальше – самое интересное.

Рекламный плакат Lada
Рекламный плакат Lada

Товар стоит ровно столько, сколько может заплатить за него покупатель. Поэтому завод-изготовитель отгружает автомобили дилеру по максимально выгодной для себя цене. Дилер же, работая индивидуально с каждым покупателем, использует все возможности для получения дополнительной выгоды.

Lada Niva Travel и Niva Legend на автовозе
Lada Niva Travel и Niva Legend на автовозе

Не забываем, что у дилера, как юридического лица, возникает обязанность уплатить НДС – налог на добавленную стоимость. В 2023 году при продаже автомобиля он составляет 20% от налогооблагаемой базы. Продавец, конечно же, заложит эту сумму налога в цену.

При покупке нового автомобиля вам обязательно предложат дополнительные, отдельно оплачиваемые, опции и оборудование, аксессуары, различные виды страховок, что и завершит формирование цены.

Так, если сегодня Lada Granta по-прежнему лидирует по числу продаж, и только в августе 2023 года было продано 16 785 машин, то и цена на автомобиль 2023 года, в зависимости от комплектации, предлагается уже от 645 800 до 1150 000 руб. При этом, по нижнему значению вряд ли удастся купить эту модель. Средний ценник на нее около 900 000 руб. Обоснованно? Возможно. Ведь спрос рождает предложение.

Lada Granta
Lada Granta

Какая часть из этой суммы пойдет на развитие отечественного автопрома, а какая осядет на счетах посредников можно только предполагать. С уверенностью можно только прогнозировать дальнейший рост цен на автомобили российского производства.

За что мы платим, покупая автомобиль из Китая

Если в 2022 году доля продаж китайских автомобилей составляла 25% от общего числа продаваемых в России автомобилей, то в первой половине 2023-го эта цифра уже составила рекордные 46%. И тенденция такова, что эта цифра будет расти. При этом цена нового автомобиля в Китае в 1,8-2,5 раза ниже, чем в России. И цены на продукцию китайского автопрома также продолжает меняться в сторону увеличения. В чем тут дело?

Chery Tiggo 7 Pro
Chery Tiggo 7 Pro

Рассмотрим на примере популярной сейчас модели Chery Tiggo 7 Pro (рестайлинговая версия — Tiggo 7 Pro Max). Оснащается мотором 1,5T CVT или 1,6T DCT. Цена автомобиля в минимальной комплектации на его родине составляет 72 000 юаней, что с учетом курса равно 950 000 рублей, в комплектации побогаче 102 000 юаней, что соответствует 1 340 000 рублям. В России же цена на эту модель находится в диапазоне от 2 600 000 и до 3 150 000 рублей.

Что повлияло на ценообразование? При пересечении границы автомобиль проходит растаможку. Это необходимая процедура для легализации ввезенного автомобиля и постановки впоследствии его на учет в ГИБДД. Для прохождения этой процедуры потребуется:

  • оформление ЭПТС (электронный ПТС) и СБКТС – свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства,
  • уплата утилизационного сбора,
  • оплата таможенной пошлины,
  • таможенная НДС,
  • акциз,
  • покупка и установка оборудования ЭРА-ГЛОНАСС.

Расходы на оформление ЭПТС и СБКТС могут составить от 65 000 до 80 000 рублей.

Утилизационный сбор, в зависимости от примененного коэффициента, на рассматриваемую модель может достигать 300 600 рублей.

Таможенная пошлина на ввозимый автомобиль установлена в размере 48% от таможенной стоимости автомобиля.

Таможенный НДС на ввозимые автомобили юридическим лицом составляет 20% от таможенной стоимости.

Акциз на Chery Tiggo 7 Pro двигателем 1,5T CVT и мощностью 147 л.с. составит 8085 рублей из расчета 55 рублей за лошадиную силу, а с двигателем 1,6T DCT и мощностью 186 л.с. уже будет 98 766 рублей, по 531 рублю за лошадиную силу.

Пример расчета таможенных платежей
Пример расчета таможенных платежей

На установку кнопки вызова экстренных служб ЭРА-ГЛОНАСС при ввозе автомобилей в Россию объявлен мораторий до 1 февраля 2024 года. Но на ввезенные до моратория машины в цену уже заложены расходы на приобретение этого оборудования.

Кнопка ЭРА-Глонасс
Кнопка ЭРА-Глонасс

Прибавим к нашим расчетам прибыль, на которую рассчитывают продавцы автомобилей в России, учтем изменения курса рубля к юаню и растущий спрос на продукцию китайского автопрома и получим ту цену, по которой продается новый китайский автомобиль в России.

Конечно, в таможенном деле есть свои нюансы, тонкости и льготы. И все, кто занимается покупкой машин за рубежом для реализации на российском рынке их знают и умело пользуются, уменьшая тем самым расходы на таможенное оформление.

Заключение

В рамках этой статьи мы не противопоставляли отечественные и китайские автомобили, а только разбирались, за что приходится платить, покупая новый автомобиль в России.

Продукция заводов ВАЗ и УАЗ, возможно, не соответствует представлениям о комфорте и изяществе, но имеет поддержку в виде ремонтной базы и недорогих запчастей. В отсутствие конкуренции спрос на отечественные автомобили рекордно вырос, что и способствовало росту цены.

Китайские автомобили стоят в 1,8-2,5 раза дороже в России, чем в Китае. Удорожание происходит при пересечении границы и объясняется высокими таможенными пошлинами, налогами и сборами и расходами на транспортировку. Тенденции к снижению этих платежей нет, скорее наоборот, а значит «китайцы» продолжат дорожать.

Автор — Елена Романова

Комментариев (0)

Комментировать
Мы ценим ваше участие и помощь,
поэтому самые активные получают подарки

Похожие статьи

  • Яндекс.Метрика
  • Уже зарегистрирован?
    Не помню пароль
    Войти при помощи соц. сети
     
    Нет регистрации?
    Зарегистрироваться
    Забыл пароль?
    Введи свой e-mail который ты указывал при регистрации и мы отправим тебе ссылку для изменения пароля.
    Кажется, я вспомнил пароль!
    Регистрация
    Сброс пароля
    Ваш новый пароль отправлен на указанную почту!
    Регистрация на сайте
    Вход на сайт

    Адрес вашей электронной почты *:

    Пароль *

    Повторите ваш пароль *

    Логин:

    Пароль