Главные изменения в “Ниве” за всю историю

Говорят, что внедорожник ВАЗ-2121 “Нива”, разработанный еще во времена СССР, практически ничем не отличается от современной Lada 4X4. В этих словах есть доля правды, ведь автомобиль всегда оснащался бензиновым мотором, выдающим не более 83 л.с., ручной коробкой, постоянным полным приводом с блокировкой межосевого дифференциала и понижающей передачей. Несущий кузов с задней зависимой подвеской также остаются неизменными. Но если разобраться в вопросе, то можно обнаружить массу доработок, которые были внесены в “Ниву” с 1977 года по настоящее время. О них мы и поговорим в этом материале.

Слева "Нива" 1977 года, справа Lada Niva Legend 2019
Слева «Нива» 1977 года, справа Lada Niva Legend 2019

«Нива» в СССР

Первая “Нива” образца 1977 года оснащалась карбюраторным двигателем 1.6 л (80 л.с., и 116 Нм) и 4-ступенчатой механической коробкой. Эти агрегаты вместе с задним редуктором были заимствованы у ВАЗ 2106.

ВАЗ-2121 "Нива" '1977–92
ВАЗ-2121 «Нива» ’1977–92

Задние фонари прямоугольной формы, как видно, также были взяты от «шестерки».

ВАЗ-2121 1977 года выпуска
ВАЗ-2121 1977 года выпуска

Нотки «шестерки» прослеживаются и в интерьере: тонкий двухспицевый руль, круглые воздуховоды, приборная панель.

Интерьер ВАЗ-2121 "Нива"
Интерьер ВАЗ-2121 «Нива»

ВАЗ-21213

Лишь в 1994 году выпустили обновленную версию ВАЗ-21213, которая изменилась снаружи и изнутри. Самые главные изменения коснулись техники. Машина получила 1,7-литровый двигатель с карбюратором Солекс. Мотор, построенный на основе прежнего агрегата, выдавал 83 л.с., и 127 Нм крутящего момента. Четырехступенчатую трансмиссию доработали, сделав из нее пятиступенчатую. В дальнейшем выяснится, что коробка страдает масляным голоданием.

ВАЗ-21213 "ЛАДА Нива 1.7" '1994–2005
ВАЗ-21213 «ЛАДА Нива 1.7″ ’1994–2005

После 1994 года на карданных валах вместо крестовин появились ШРУСЫ (шарниры равных угловых скоростей), что позволило уменьшить вибрацию и шумы.

ВАЗ-21213 1994-2005
ВАЗ-21213 1994-2005

Важные изменения коснулись интерьера. “Нива” получила новые элементы: передняя панель от ВАЗ-2109/99, новые рулевое колесо и сиденья. Практически в таком виде салон просуществует на конвейере до 2019 года.

Торпедо ВАЗ-21213
Торпедо ВАЗ-21213

ВАЗ-2131

В 1995 году на рынок выходит пятидверная “Нива” ВАЗ-2131 с удлиненной на 50 мм колесной базой. В этой модели больше места сзади и багажник. Объем багажного отделения — 420 литров против 268 л у трехдверной “Нивы”.

ВАЗ-2131
ВАЗ-2131

Первое время ВАЗ-2131 оснащался 1.8-литровым мотором 2130, мощностью 82 л.с., 132 Нм. Двигатель 2130, построенный на основе 21213, имел более высокий блок, что позволило увеличить ход поршня на 4 мм. Но агрегат не стал популярным из-за различных проблем, например, заводской брак цилиндров, нестабильный холостой ход и необходимости регулировки клапанов каждые 10 000 км.

ВАЗ 21214 — инжектор вместо карбюратора

В 2002 году вместо карбюраторного мотора ВАЗ-21213, “Нива” получила двигатель 21214 с распределенным инжекторным впрыском топлива. Мощность — 81 л.c., крутящий момент 129 Нм.

Под капотом ВАЗ-21214
Под капотом ВАЗ-21214

Тогда же вносят ряд других доработок. Устанавливают сцепление Valeo, новый 9-дюймовый вакуумный усилитель и главный тормозной цилиндр увеличенного диаметра. Также появились новые ступичные подшипники, поворотные кулаки и сайлентблоки передних рычагов.

ВАЗ-21214
ВАЗ-21214

Помимо этого, увеличили амортизаторы, а передний редуктор перенесли на балку передней подвески.

Смена названия, появление гидроусилителя руля

С 2006 года “Ниву” начали продавать под названием Lada 4X4. Для справки, в 2001 году было образовано совместное предприятие GM-АвтоВаз, которому АвтоВАЗ передал право на торговое имя “Нива”. Тогда новое предприятие начало выпуск Chevrolet Niva, которая технически повторяла Lada Niva. В 2005 году стороны пришли к соглашению, чтобы дать “трехдверке” новое название Lada 4X4.

ВАЗ-21214 "Lada 4×4"
ВАЗ-21214 «Lada 4×4″

В 2006 году модель оснастили гидроусилителем рулевого управления, облегчив жизнь водителю. В серию такие автомобили пошли с 2007 года.

ВАЗ 21214М

2009-й год для фанатов Lada 4X4 был знаменателен тем, что вышла версия ВАЗ 21214М, которая имела ряд положительных изменений.

Снаружи 21214М можно отличить по решетке радиатора, поворотникам, боковых зеркалам иной формы.

Lada 4X4 (ВАЗ-21214М)
Lada 4X4 (ВАЗ-21214М)

В салоне приборная панель от ВАЗ 2115 с электронными элементами. Заднее сиденье складывается иным способом — сначала диван, затем спинка.

Интерьер Lada 4X4 (ВАЗ-2121М)
Интерьер Lada 4X4 (ВАЗ-2121М)

Что касается подвески, то здесь есть также изменения. Во-первых, увеличили длину задних амортизаторов. Во-вторых, изменили места их крепления. В-третьих, увеличили на 7 мм передние пружины. В четвертых, установили нижние рычаги с сайлентблоками и ось нижнего рычага увеличенной размерности.

Вид на заднюю подвеску ВАЗ-21214
Вид на заднюю подвеску ВАЗ-21214

Задняя подвеска ВАЗ-21214М
Задняя подвеска ВАЗ-21214М

Мотор ВАЗ 21214М получил новый для того времени экологический класс Евро-3.

Также на заводе установили новое сцепление Valeo увеличенной размерности с 200 до 215 мм.

ABS, Евро-4 и е-Газ

В ноябре 2011 года “Нива” получила антиблокировочную систему ABS. В том же году АВТОВАЗ перевел “Ниву” на новый экологический класс Евро-4. Тогда в модели Lada внедрили электронную дроссельную заслонку е-ГАЗ, доработали электронный блок управления и катализатор.

Lada 4X4
Lada 4X4

Интерьер обновился за счет новых пластиковых карт дверей с подиумами для аудио колонок. На прежних “Нивах” были абсолютно плоские карты дверей, как на классических “Жигулях”.

Карта двери ВАЗ-2121
Карта двери ВАЗ-2121

karta-dveri
Карта двери образца 2011 года

Lada 4X4 Urban с кондиционером и другие новшества

В 2014 году на Lada 4X4 начали опционально устанавливать кондиционер. Тогда и появилась версия Urban, которая отличалась пластиковыми бамперами, 16-дюймовыми литыми дисками, улучшенной вибро-шумоизоляцией, рулевым колесом и сиденьями.

Lada 4×4 Urban"
Lada 4×4 Urban»

Кроме того, автомобиль получил атермальные стекла, электростеклоподъемники, электрорегулируемые зеркала, подогрев сидений, удлиненные дворники и подстаканники.

Интерьер Lada 4x4 Urban
Интерьер Lada 4×4 Urban

Для версии Urban был доступен окрас металлик, недоступный для обычной Lada 4X4.

Еще в те годы на карданных валах вместо крестовин появились ШРУСЫ (шарниры равных угловых скоростей), что позволило уменьшить вибрацию и шумы.

Lada 4X4 и современный интерьер

В 2019 в машине изменили торпедо, центральную консоль, приборную панель. Но главная новость заключается в том, что в “Ниве” появилась боковая подушка безопасности, которая расположена на водительском сиденье. Узнать, есть ли подушка безопасности, можно по значку Airbag на переднем сиденье.

Интерьер Lada 4x4 2019 года
Интерьер Lada 4×4 2019 года

Ключевой особенностью стал новый блок управления печкой с круглыми, вращающимися рукоятками и новыми воздуховодами. Интерьер выглядит современно.

vaz_niva_639

Кроме того, на передней панели появились две розетки на 12 вольт. В объеме увеличился бардачок. Изменилась центральная консоль, на которой расположились клавиши электростеклоподъемников, подогревов сидений и элекрорегулировки зеркал.

Снова Niva, но теперь еще и Legend

В январе 2021 года АвтоВаз выкупил 50-ти процентную долю в совместном предприятии GM-АвтоВаз, и вернул себе название Niva. Теперь внедорожники продаются под брендом Lada, модель 4X4 получила имя Niva Legend. А Chevrolet Niva переименована в Niva Travel.

Lada Niva Legend
Lada Niva Legend

Выводы

В материале перечислены ключевые изменения, которые коснулись внедорожника ВАЗ-2121 “Нива”. Как видно, автомобиль действительно претерпел множество изменений. И это далеко не все, что происходило с ним. Например, выпускались различные версии, в том числе экспортные. Например, Tsarina для Франции, Taiga и California для Германии. А одной из самых ярких спецверсий, на мой взгляд, является Bronto с самоблокирующимися дифференциалами на переднем и заднем мостах, увеличенным до 240 мм клиренсом и защитным обвесом по периметру кузова. Правда, стоит такой автомобиль по официальному прайсу от 1 134 900 рублей, а в автосалонах и того дороже.

Lada Niva Legend Bronto '2021–н.в.
Lada Niva Legend Bronto ’2021–н.в.

Несмотря на критику, Lada 4X4 была и остается популярной. За 45 лет жизни модели было выпущено 2,2 миллиона экземпляров, 500 тысяч из которых отправлено за границу. Во многих странах любят “Ниву” за ее внедорожные свойства и доступную цену. Ведь основной конкурент Suzuki Jimny стоит в три раза дороже. Весной 2022 года цена на Jimny в автосалоне составляла 3 млн рублей, а Niva Legend стоила 1 млн рублей.

Стоит заметить, как существенно выросла в цене “Нива” за эти годы. Например, в 2010 году машина стоила 240 000 рублей, а сейчас 1 млн руб, хотя существенно автомобиль не изменился.

В 2022 году из-за санкций АвтоВаз выпустил упрощенную версию Lada 4X4 Classic 22, у которой отсутствует ABS, подушка безопасности и ЭРА-Глонасс. Стоимость такого автомобиля у официального дилера равна 1 млн рублей.

Модели по теме

Комментариев (0)

Комментировать
Мы ценим ваше участие и помощь,
поэтому самые активные получают подарки

Похожие статьи


  • Яндекс.Метрика
  • Уже зарегистрирован?
    Не помню пароль
    Войти при помощи соц. сети
     
    Нет регистрации?
    Зарегистрироваться
    Забыл пароль?
    Введи свой e-mail который ты указывал при регистрации и мы отправим тебе ссылку для изменения пароля.
    Кажется, я вспомнил пароль!
    Регистрация
    Сброс пароля
    Ваш новый пароль отправлен на указанную почту!
    Регистрация на сайте
    Вход на сайт

    Адрес вашей электронной почты *:

    Пароль *

    Повторите ваш пароль *

    Логин:

    Пароль