Нехватка чипов для автомобилей – кто виноват и что делать
Удивительная ситуация сложилась сегодня в России на автомобильном рынке – почти все машины в дефиците. На первый взгляд это противоречит экономической теории, ведь цены растут каждый месяц (и это не фигура речи, некоторые бренды постоянно переписывают ценники в сторону увеличения), покупательская способность населения снизилась, откуда что взялось? Но нет, все логично: спроса и нет большого, просто очень сильно снизилось предложение. Автозаводы почти перестали производить новые машины, а значит возник дефицит, который неминуемо приводит к повышению цен.
Кто виноват
Откуда дефицит, ведь российские автозаводы и так недозагружены? Что, заводы не хотят начать работать в две смены, нанять новых сотрудников, удовлетворить спрос клиентов и заработать больше денег? Хотят, но не могут, потому что проблема не в них, а в поставках электронных компонентов, с нехваткой которых столкнулись не только российские автопроизводители, но и компании по всему миру.
Машины уже давно перестали быть сугубо механическим изделием, даже в дешевой Lada Granta много электроники, что уж говорить про богато укомплектованные опциями иномарки. Без блоков, проводки, моторчиков, датчиков ничего работать не будет. И вот всего этого сейчас не хватает.
Основная часть производственных мощностей по изготовлению плат сегодня сосредоточена в Китае и Малайзии. Принцип работы там такой – заказчики делают заявки на год вперед, а местные сборочные заводы под эти заказы адаптируют свои мощности. Год назад мир только привыкал жить в эпоху коронавируса, перспективы казались мрачными, никто не думал, что экономика быстро восстановится, поэтому и заказов было мало. Кроме того, азиатские регионы сильно пострадали от эпидемии: локдауны, самоизоляция, удаленка не позволили выполнить даже тот производственный план, который был заложен на 2021 год. Вот так проблемы в далекой Азии приводят к тому, что автовладелец из, скажем, Воронежа или Казани не может купить машину по нормальным ценам без очередей и давки.
Российские автозаводы попробовали было адаптироваться к новым обстоятельствам. Например, АвтоВАЗ пару месяцев назад начал выпускать упрощенные комплектации своих автомобилей, в которых нет мультимедиа системы и круиз-контроля. Двумя электронными блоками меньше. Кроме того, правительство России пошло на то, чтобы временно разрешить выпуск машин без модуля ЭРА-ГЛОНАСС. Мол, пока продавайте так, потом установите на уже проданные авто, когда все утрясется. Сильный шаг, но и он не помог. Основная проблема зашла со стороны тормозов.
Почти все производители столкнулись с нехваткой блоков управления ABS и ESP – систем, которые отвечают за торможение и безопасность машины. Если ESP является опцией, то наличие ABS на всех выпускаемых машинах прописано в законодательстве, это не магнитола или круиз-контроль, от которых можно в случае чего отказаться. Эти блоки почти все российские производители покупают на заводе Bosch в Самаре, но собирают их из микросхем, которые поставляются из Китая. Вот и прослеживается невеселая цепочка.
Ситуация действительно грустная. Например, российский завод Renault объявил, что на 2 месяца приостанавливает поставки новых машин – запчастей не хватает. Из того, что есть, собирают некомплектные машины и затаривают ими склад, чтобы потом, когда-нибудь, доустановить отсутствующие детали. А Renault один из лидеров нашего рынка по продажам. АвтоВАЗ уже несколько раз вообще полностью останавливал конвейер, есть простои и у корейского Kia-Hyundai. Даже грузовикам не хватает деталей: ГАЗ, также как и Renault, пока штампует некомплектные машины на склад.
Вот характерный пример. Один из менеджеров по продажам ГАЗелей в Воронеже рассказал, что раньше в их центр привозили по 40-50 машин в месяц, и они всегда были в наличии. Теперь в месяц привозят 10-12 штук, и за них идет драка. Стоит ли удивляться, что дилерские накрутки в дополнение к и так выросшим официальным ценам стали очень распространены?
Что делать
Как простые автолюбители могут реагировать в этой ситуации? Вариант на самом деле один – на время отказаться от покупки автомобиля. Китайские товарищи рано или поздно наладят нужный объем выпуска чипов, автозаводы начнут работать на полную мощность и машин будет всем хватать.
Официальные цены вряд ли сильно снизятся, но дилерских переплат и дефицита точно можно будет избежать. Появится выбор версий и комплектаций, вернутся скидки. Кроме того, должна возобновиться программа субсидирования от правительства РФ. В условиях дефицита ее разумно свернули, но в нормальной ситуации это хороший вариант для получения скидки на авто. Успокоится и вторичный рынок, ведь многие покупатели после шока от ситуации на рынке новых машин пошли за б/у, но от повысившегося спроса цены и там улетели в небеса.
Прогнозировать когда все наладится точно нельзя, но, учитывая принцип работы азиатских заводов, вряд ли это случится до конца года. На следующий сезон заказов будет больше, мощности вырастут, тогда и пойдет стабильный поток запчастей, а до конца 2021-го придется помучиться. Но это лишь предположение, реальность может быть какой угодно.
Если машина нужна срочно и нет возможности ждать, то можно посмотреть в сторону китайских брендов. Не сочтите за рекламу, но факт есть факт, от кризиса электронных компонентов они пострадали меньше всего. Это хорошо видно по статистике продаж – в этом году в России китайцы сильно сократили отставание от других брендов. Возможно, секрет в том, что большинство китайских автомобилей в Россию импортируются, а в самой Поднебесной компонентов для своих производителей хватает.
Автор — Александр Нечаев.
Комментариев (0)