Нехватка чипов для автомобилей – кто виноват и что делать

Удивительная ситуация сложилась сегодня в России на автомобильном рынке – почти все машины в дефиците. На первый взгляд это противоречит экономической теории, ведь цены растут каждый месяц (и это не фигура речи, некоторые бренды постоянно переписывают ценники в сторону увеличения), покупательская способность населения снизилась, откуда что взялось? Но нет, все логично: спроса и нет большого, просто очень сильно снизилось предложение. Автозаводы почти перестали производить новые машины, а значит возник дефицит, который неминуемо приводит к повышению цен.

Микрочипы
Микрочипы

Кто виноват

Откуда дефицит, ведь российские автозаводы и так недозагружены? Что, заводы не хотят начать работать в две смены, нанять новых сотрудников, удовлетворить спрос клиентов и заработать больше денег? Хотят, но не могут, потому что проблема не в них, а в поставках электронных компонентов, с нехваткой которых столкнулись не только российские автопроизводители, но и компании по всему миру.

Машины уже давно перестали быть сугубо механическим изделием, даже в дешевой Lada Granta много электроники, что уж говорить про богато укомплектованные опциями иномарки. Без блоков, проводки, моторчиков, датчиков ничего работать не будет. И вот всего этого сейчас не хватает.

Сборка Lada Granta
Сборка Lada Granta

Основная часть производственных мощностей по изготовлению плат сегодня сосредоточена в Китае и Малайзии. Принцип работы там такой – заказчики делают заявки на год вперед, а местные сборочные заводы под эти заказы адаптируют свои мощности. Год назад мир только привыкал жить в эпоху коронавируса, перспективы казались мрачными, никто не думал, что экономика быстро восстановится, поэтому и заказов было мало. Кроме того, азиатские регионы сильно пострадали от эпидемии: локдауны, самоизоляция, удаленка не позволили выполнить даже тот производственный план, который был заложен на 2021 год. Вот так проблемы в далекой Азии приводят к тому, что автовладелец из, скажем, Воронежа или Казани не может купить машину по нормальным ценам без очередей и давки.

Микрочипы
Микрочипы

Российские автозаводы попробовали было адаптироваться к новым обстоятельствам. Например, АвтоВАЗ пару месяцев назад начал выпускать упрощенные комплектации своих автомобилей, в которых нет мультимедиа системы и круиз-контроля. Двумя электронными блоками меньше. Кроме того, правительство России пошло на то, чтобы временно разрешить выпуск машин без модуля ЭРА-ГЛОНАСС. Мол, пока продавайте так, потом установите на уже проданные авто, когда все утрясется. Сильный шаг, но и он не помог. Основная проблема зашла со стороны тормозов.

Блок ABS фирмы Bosch
Блок ABS фирмы Bosch

Почти все производители столкнулись с нехваткой блоков управления ABS и ESP – систем, которые отвечают за торможение и безопасность машины. Если ESP является опцией, то наличие ABS на всех выпускаемых машинах прописано в законодательстве, это не магнитола или круиз-контроль, от которых можно в случае чего отказаться. Эти блоки почти все российские производители покупают на заводе Bosch в Самаре, но собирают их из микросхем, которые поставляются из Китая. Вот и прослеживается невеселая цепочка.

Ситуация действительно грустная. Например, российский завод Renault объявил, что на 2 месяца приостанавливает поставки новых машин – запчастей не хватает. Из того, что есть, собирают некомплектные машины и затаривают ими склад, чтобы потом, когда-нибудь, доустановить отсутствующие детали. А Renault один из лидеров нашего рынка по продажам. АвтоВАЗ уже несколько раз вообще полностью останавливал конвейер, есть простои и у корейского Kia-Hyundai. Даже грузовикам не хватает деталей: ГАЗ, также как и Renault, пока штампует некомплектные машины на склад.

Завод Renault
Завод Renault

Вот характерный пример. Один из менеджеров по продажам ГАЗелей в Воронеже рассказал, что раньше в их центр привозили по 40-50 машин в месяц, и они всегда были в наличии. Теперь в месяц привозят 10-12 штук, и за них идет драка. Стоит ли удивляться, что дилерские накрутки в дополнение к и так выросшим официальным ценам стали очень распространены?

ГАЗель NEXT
ГАЗель NEXT

Что делать

Как простые автолюбители могут реагировать в этой ситуации? Вариант на самом деле один – на время отказаться от покупки автомобиля. Китайские товарищи рано или поздно наладят нужный объем выпуска чипов, автозаводы начнут работать на полную мощность и машин будет всем хватать.

Официальные цены вряд ли сильно снизятся, но дилерских переплат и дефицита точно можно будет избежать. Появится выбор версий и комплектаций, вернутся скидки. Кроме того, должна возобновиться программа субсидирования от правительства РФ. В условиях дефицита ее разумно свернули, но в нормальной ситуации это хороший вариант для получения скидки на авто. Успокоится и вторичный рынок, ведь многие покупатели после шока от ситуации на рынке новых машин пошли за б/у, но от повысившегося спроса цены и там улетели в небеса.

Рынок подержанных автомобилей
Рынок подержанных автомобилей

Прогнозировать когда все наладится точно нельзя, но, учитывая принцип работы азиатских заводов, вряд ли это случится до конца года. На следующий сезон заказов будет больше, мощности вырастут, тогда и пойдет стабильный поток запчастей, а до конца 2021-го придется помучиться. Но это лишь предположение, реальность может быть какой угодно.

Если машина нужна срочно и нет возможности ждать, то можно посмотреть в сторону китайских брендов. Не сочтите за рекламу, но факт есть факт, от кризиса электронных компонентов они пострадали меньше всего. Это хорошо видно по статистике продаж – в этом году в России китайцы сильно сократили отставание от других брендов. Возможно, секрет в том, что большинство китайских автомобилей в Россию импортируются, а в самой Поднебесной компонентов для своих производителей хватает.

Автор — Александр Нечаев.

Комментариев (0)

Комментировать
Мы ценим ваше участие и помощь,
поэтому самые активные получают подарки

Похожие статьи

  • Яндекс.Метрика
  • Уже зарегистрирован?
    Не помню пароль
    Войти при помощи соц. сети
     
    Нет регистрации?
    Зарегистрироваться
    Забыл пароль?
    Введи свой e-mail который ты указывал при регистрации и мы отправим тебе ссылку для изменения пароля.
    Кажется, я вспомнил пароль!
    Регистрация
    Сброс пароля
    Ваш новый пароль отправлен на указанную почту!
    Регистрация на сайте
    Вход на сайт

    Адрес вашей электронной почты *:

    Пароль *

    Повторите ваш пароль *

    Логин:

    Пароль