Не работает спидометр: решаем проблему самостоятельно
Спидометр — привычное устройство. Не сказать, что без него не обойтись. Водитель воспринимает скорость интуитивно и притормаживает на повороте, не глядя на приборку. Но в городе с кучей камер все иначе. Без спидометра легко насобирать богатый урожай в виде штрафов за превышение.
В статье разберемся, как он устроен и как его отремонтировать своими силами.
Спойлер — это не так уж трудно.
Как устроен механический спидометр
Основным элементом выступает вращающийся трос. Один его конец соединен с выходным валом КПП, а второй с магнитом. Чем быстрее вращается магнит, тем сильнее смещается металлическая пластина, на которой закреплена стрелка спидометра.
Неисправности механического спидометра
Ломаться практически нечему и большинство проблем связано с состоянием троса:
- плохое соединение троса и выходного вала КПП;
- плохое соединение троса с приборной панелью;
- повреждение самого троса.
Чтобы найти неисправность, отсоедините тросик от спидометра и вращайте поддомкраченное колесо. Если свободный конец при этом крутится, проверяем соединение с приборкой и сам спидометр.
Если трос неподвижен, проблема в нем или в соединении с валом коробки передач. Тросик подключается к КПП через вал-переходник, однако он выходит из строя гораздо реже. Основная проблема переходника — слизанные зубья пластиковой шестерни, через которую вращение передается на трос.
Концы тросика с квадратным сечением изнашиваются и начинают проворачиваться. Тогда спидометр грешит или вовсе замирает на нулевой отметке.
Можно заменить трос на новый. Его подбирают по длине и совместимости креплений. Цена вопроса 500–1000 рублей. Оригинал или аналог — не столь важно. А можно восстановить тросик с помощью паяльника или сварки и подточить напильником грани. Кому на что хватит времени, фантазии и умений.
Механические спидометры доживают свой век на отечественных авто. На большинство машин, выпускаемых в наши дни, устанавливают электронный спидометр.
Как устроен электронный спидометр
Скорость подсчитывает электронный спидометр или блок управления. Основным устройством здесь является датчик скорости. Самый распространенный — на эффекте Холла. На таком же принципе построена работа датчика положения коленвала. Еще бывают датчики на магниторезистивном эффекте и на оптоэлектронном, но они встречаются реже, а общий принцип работы спидометра не меняется.
Датчик генерирует импульсы. Их частота зависит от скорости вращения выходного вала КПП, редуктора или раздатки — в зависимости от места установки. Дальше дело за малым — «мозги» их пересчитывают и выдают значения скорости на приборку.
Неисправности электронного спидометра
Чаще всего выходит из строя датчик скорости. Для диагностики понадобится мультиметр или простой сигнальный провод с лампочкой.
Снимите фишку с датчика скорости. На вилке три контакта: два питающих и один для передачи импульсов в «мозги» — нам нужен последний. Цепляем один конец провода к минусовой клемме и включаем зажигание. Другим концом совершаем несколько касаний «управляющего» контакта. Он, как правило, находится в середине.
Таким образом мы имитируем выдачу импульсов. Наблюдаем, как ведет себя спидометр: если нет реакции — поэтапно прозваниваем проводку и контакты до приборной панели. Если значения скорости меняются — причина кроется в датчике скорости.
Заключение
Казалось бы, спидометр — простейшее устройство. Но в современных авто его неисправность может повлиять даже на работу двигателя. ЭБУ использует датчик скорости для коррекции смеси и регулирования фаз газораспределения.
Кроме того, на некоторых авто, функцию датчика скорости берет на себя датчик АБС. Некорректная работа этого узла приводит к проблемам с системами активной помощи водителю, такими как ESP, VSA и им подобными.
Комментариев (0)