Не работает спидометр: решаем проблему самостоятельно

Спидометр — привычное устройство. Не сказать, что без него не обойтись. Водитель воспринимает скорость интуитивно и притормаживает на повороте, не глядя на приборку. Но в городе с кучей камер все иначе. Без спидометра легко насобирать богатый урожай в виде штрафов за превышение.

Спидометр Volkswagen Passat B3
Спидометр Volkswagen Passat B3

В статье разберемся, как он устроен и как его отремонтировать своими силами.

Спойлер — это не так уж трудно.

Как устроен механический спидометр

Основным элементом выступает вращающийся трос. Один его конец соединен с выходным валом КПП, а второй с магнитом. Чем быстрее вращается магнит, тем сильнее смещается металлическая пластина, на которой закреплена стрелка спидометра.

Устройство механического спидометра
Устройство механического спидометра

Неисправности механического спидометра

Ломаться практически нечему и большинство проблем связано с состоянием троса:

  • плохое соединение троса и выходного вала КПП;
  • плохое соединение троса с приборной панелью;
  • повреждение самого троса.

Чтобы найти неисправность, отсоедините тросик от спидометра и вращайте поддомкраченное колесо. Если свободный конец при этом крутится, проверяем соединение с приборкой и сам спидометр.

Тросик спидометра
Тросик спидометра

Если трос неподвижен, проблема в нем или в соединении с валом коробки передач. Тросик подключается к КПП через вал-переходник, однако он выходит из строя гораздо реже. Основная проблема переходника — слизанные зубья пластиковой шестерни, через которую вращение передается на трос.

Тросик спидометра в КПП
Тросик спидометра в КПП

Концы тросика с квадратным сечением изнашиваются и начинают проворачиваться. Тогда спидометр грешит или вовсе замирает на нулевой отметке.

Можно заменить трос на новый. Его подбирают по длине и совместимости креплений. Цена вопроса 500–1000 рублей. Оригинал или аналог — не столь важно. А можно восстановить тросик с помощью паяльника или сварки и подточить напильником грани. Кому на что хватит времени, фантазии и умений.

Тросик спидометра ВАЗ 2109
Тросик спидометра ВАЗ 2109

Механические спидометры доживают свой век на отечественных авто. На большинство машин, выпускаемых в наши дни, устанавливают электронный спидометр.

Как устроен электронный спидометр

Скорость подсчитывает электронный спидометр или блок управления. Основным устройством здесь является датчик скорости. Самый распространенный — на эффекте Холла. На таком же принципе построена работа датчика положения коленвала. Еще бывают датчики на магниторезистивном эффекте и на оптоэлектронном, но они встречаются реже, а общий принцип работы спидометра не меняется.

Принцип работы электронного спидометра
Принцип работы электронного спидометра

Датчик генерирует импульсы. Их частота зависит от скорости вращения выходного вала КПП, редуктора или раздатки — в зависимости от места установки. Дальше дело за малым — «мозги» их пересчитывают и выдают значения скорости на приборку.

Датчик скорости
Датчик скорости

Неисправности электронного спидометра

Чаще всего выходит из строя датчик скорости. Для диагностики понадобится мультиметр или простой сигнальный провод с лампочкой.

Датчик скорости Лада Гранта
Датчик скорости Лада Гранта

Снимите фишку с датчика скорости. На вилке три контакта: два питающих и один для передачи импульсов в «мозги» — нам нужен последний. Цепляем один конец провода к минусовой клемме и включаем зажигание. Другим концом совершаем несколько касаний «управляющего» контакта. Он, как правило, находится в середине.

Сняли фишку с датчика скорости
Сняли фишку с датчика скорости

Таким образом мы имитируем выдачу импульсов. Наблюдаем, как ведет себя спидометр: если нет реакции — поэтапно прозваниваем проводку и контакты до приборной панели. Если значения скорости меняются — причина кроется в датчике скорости.

Фишка датчика скорости
Фишка датчика скорости

Заключение

Казалось бы, спидометр — простейшее устройство. Но в современных авто его неисправность может повлиять даже на работу двигателя. ЭБУ использует датчик скорости для коррекции смеси и регулирования фаз газораспределения.

Кроме того, на некоторых авто, функцию датчика скорости берет на себя датчик АБС. Некорректная работа этого узла приводит к проблемам с системами активной помощи водителю, такими как ESP, VSA и им подобными.

Комментариев (0)

Комментировать
Мы ценим ваше участие и помощь,
поэтому самые активные получают подарки

Похожие статьи

  • Яндекс.Метрика
  • Уже зарегистрирован?
    Не помню пароль
    Войти при помощи соц. сети
     
    Нет регистрации?
    Зарегистрироваться
    Забыл пароль?
    Введи свой e-mail который ты указывал при регистрации и мы отправим тебе ссылку для изменения пароля.
    Кажется, я вспомнил пароль!
    Регистрация
    Сброс пароля
    Ваш новый пароль отправлен на указанную почту!
    Регистрация на сайте
    Вход на сайт

    Адрес вашей электронной почты *:

    Пароль *

    Повторите ваш пароль *

    Логин:

    Пароль