Масло в антифризе: причины, последствия и что делать

Знакомая многим автолюбителям ситуация, когда в антифризе появляются масляные пятна. Обычно это обнаруживается при проверке уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Понятно, что это «говорит» о какой-то неисправности в системах двигателя, о чем мы и поговорим в этой статье.

На фото - масло в расширительном бачке Opel
На фото — масло в расширительном бачке Opel

Причины появления масла

Большинство владельцев автомобилей знают, что охлаждающая и масляная, это две различные независимые изолированные системы, функционирующие отдельно друг от друга. Когда же произошло смешивание этих систем, то значит одна из них попросту разгерметизировалась. В данном случае имеется утечка масла в системе смазки двигателя, отчего масло смогло попасть в тосол и необходимо разобраться, почему это произошло.

Путей попадания масла в систему охлаждения несколько и рассмотрим их по порядку:

• Трещина масляной магистрали в блоке цилиндров;

• Прогар прокладки головки блока;

• Микротрещины в теле головки блока;

• Износ прокладки теплообменника (маслоохладителя);

Неисправность канала подачи масла в блоке

При появлении трещины в канале подачи масла, которое под давлением попадает в систему охлаждения двигателя, в результате чего происходит смешивание двух жидкостей.

В результате антифриз утрачивает свои охлаждающие свойства, забиваются соты радиатора охлаждения мотора, что может привести к перегреву силовой установки и заклиниванию коленчатого вала со всеми вытекающими последствиями.

Трещина в блоке цилиндров
Трещина в блоке цилиндров

Выявить подобную неисправность достаточно сложно, так как для этого необходимо разобрать двигатель полностью и отдать блок цилиндров на опрессовку, производимую на специальном стенде в воде под давлением воздуха.

Если подающая магистраль нарушена, то появятся пузырьки воздуха в месте ее выхода из блока.

Канал подачи масла выделен красным цветом
Канал подачи масла выделен красным цветом

Подобная неисправность, например, на моторах ВАЗ, «лечится» путем установки металлической трубки подходящего диаметра в канал подачи масла в блоке силовой установки. Трубка перекрывает место трещины в канале подачи масла, восстанавливая тем самым его герметичность.

Когда же устранить трещину не представляется возможным, то требуется только замена блока.

Прогар прокладки блока

При нарушении целостности прокладки между головкой и блоком цилиндров, появляется возможность соединения каналов охлаждения и подачи масла, что ведет также к попаданию масла в тосол.

Прокладка ГБЦ
Неисправная прокладка ГБЦ

Решением проблемы является замена прокладки на новую с обязательной проверкой плоскости головки и ее шлифовкой при необходимости (требуется в 90% случаев).

После шлифовки плоскости, мастер указывает величину снятого металла и уже исходя из этого, подбирается соответствующая прокладка блока.

Неисправности головки блока

В случаях, когда двигатель не оснащен маслоотделителем, а масло попадает в систему охлаждения, то вероятнее всего причина кроется в головке блока.

Микротрещины в ГБЦ
Микротрещины в ГБЦ в двигателе 2.5 BMW E34

Для установления причины неисправности головку необходимо снять с двигателя, разобрать и опрессовать, чтобы установить место утечки.

Это достаточно трудоемкая и затратная операция. В отдельных случаях, если есть возможность подобраться к трещине, производят заварку тела головки в среде аргона. Когда же это невозможно, то требуется только замена «головы».

Здесь существует два варианта. Либо замена узла в сборе с клапанами, либо «голая» головка без начинки. Второй вариант гораздо дороже, так как придется оснащать изделие клапанами (плюс их притирка), маслосъемными колпачками, пружинами, новыми крепежными болтами и прочее.

Износ прокладки теплообменника (маслоохладителя)

Работа теплообменника основана на принципе турбулентного противотока, когда масло движется в охладителе в одном направлении, а антифриз в противоположном. Этот принцип способствует интенсивной теплоотдаче разогретого масла охлаждающей жидкости.

Теплообменник на Chevrolet Cruze
Теплообменник на Chevrolet Cruze

При износе прокладок или резиновых колец, происходит смешивание двух жидкостей, что также ведет к тому, что масло попадает в охлаждающую жидкость.

Слитый антифриз в пятнах масла

Проблема решается путем слива тосола и демонтажа теплообменника, полной его прочистке, промывке и замене изношенных прокладок. Если же в его корпусе обнаружены трещины, то маслоохладитель подлежит замене.

Прокладки теплообменника GM
Прокладки теплообменника Opel, Chevrolet

Перед демонтажем теплообменника необходимо промыть несколько раз систему охлаждения чистой дистиллированной водой, пока при ее сливе она будет совершенно чистой.

В заключение

При первых признаках обнаружения следов масла в расширительном бачке, либо повышении температуры двигателя, необходимо сразу принять меры к обнаружению неисправности. Так как дальнейшая эксплуатация двигателя с подобной неисправностью чревата выходом его из строя и как следствие, дорогостоящий ремонт силовой установки или ее замена.

Диагностику неисправности можно сделать самостоятельно, либо обратиться к профессионалам автосервиса. Главное, это не откладывать эту процедуру на спасительное «потом» …
Также стоит напомнить, что разгерметизация может иметь и обратный эффект, когда тосол может попасть в систему смазки, но это уже тема другой статьи.

С уважением, Сергей Жаринов.

Ссылка по теме:

Какой антифриз лучше залить?

Комментариев (0)

Комментировать
Мы ценим ваше участие и помощь,
поэтому самые активные получают подарки

Похожие статьи

  • Яндекс.Метрика
  • Уже зарегистрирован?
    Не помню пароль
    Войти при помощи соц. сети
     
    Нет регистрации?
    Зарегистрироваться
    Забыл пароль?
    Введи свой e-mail который ты указывал при регистрации и мы отправим тебе ссылку для изменения пароля.
    Кажется, я вспомнил пароль!
    Регистрация
    Сброс пароля
    Ваш новый пароль отправлен на указанную почту!
    Регистрация на сайте
    Вход на сайт

    Адрес вашей электронной почты *:

    Пароль *

    Повторите ваш пароль *

    Логин:

    Пароль