Горит лампочка масла на приборной панели – что делать
Все знают пиктограмму масленки на приборной панели автомобиля и все знают, что она загорается, когда давление масла в двигателе оказывается меньше определенного значения. Но что делать если лампа вдруг загорелась в дороге – представляют уже не все. Продолжать движение? Вызывать эвакуатор? Пытаться ремонтировать самому? В разных ситуациях разумная последовательность действий может отличаться.
Прежде всего, пару слов о самой лампе. Она загорается, когда происходит замыкание датчика давления масла в моторе. Такие датчики есть даже в древних карбюраторных авто. Это весьма примитивный контрольный прибор, мы узнаем от него только то, что давление в данный момент времени недостаточно, но конкретное значение он не сообщает. Может, давление чуть ниже расчетного, а может его нет совсем. Раньше на некоторые автомобили ставили показиметр давления масла, и там можно было смотреть на конкретные значения в зависимости от оборотов. Это гораздо более полезный прибор, позволяющий лучше понять проблему и найти оптимальное решение, но почти во всех современных авто есть только лампа.
Чтобы определить последовательность действий, нужно понять причины того, что лампа загорелась. Их, в целом, можно структурировать на три группы.
1. Недостаточное количества масла в двигателе. Если у мотора есть течь или присутствует угар, а водитель невнимательно следит за уровнем, то вполне может так получиться, что уровень масла будет недостаточен для полноценной смазки всех узлов. Давление, соответственно, тоже упадет, лампа загорится.
2. Проблемы с движением масла внутри мотора. Самый обширный пункт, потому что включает в себя множество разных причин, начиная от поломки масляного насоса или редукционного клапана, заканчивая забитым масляным фильтром или слишком вязким маслом.
3. Проблемы с самим датчиком. Такое тоже бывает. У большинства датчиков есть специальный шток, который под давлением двигается, шток может сломаться или залипнуть, лампа в таком случае загорается. Кроме того, никогда не стоит исключать проблемы либо с проводкой от датчика до приборной панели, либо электрического замыкания в самой панели. Может, сигнал приходит на другую лампу, но контакты замкнули и горит именно «масленка».
Мы не случайно структурировали причины именно так – это позволяет немного классифицировать последовательность действий водителя после того как лампа загорится. Первая причина самая простая для понимания и исправления. Проверить уровень масла может абсолютно любой шофер (напомним только, что для точности измерений нужно дать мотору немного постоять, чтобы масло стекло в картер). Если уровень на щупе низок (обычно лампа загорается, когда на щупе уже ничего не видно), то нужно срочно подливать.
Хорошо, если с собой есть запас масла, а если его нет, можно ли доехать до магазина? Если дело произошло в крупном населенном пункте и до ближайшей торговой точки с маслами пара километров, то, конечно, можно. А вот если что-то подобное случилось на трассе и ехать нужно уже километров 100, тут стоит призадуматься, масляное голодание может серьезно повредить мотор. В качестве альтернативы можно попробовать попросить масло у проезжающих коллег. Многие автомобилисты возят с собой запасное масло, не страшно если оно будет другой вязкости и бренда, доехать до места ремонта можно и на смеси, а там уже полностью заменить масло, желательно с промывкой. Нелишним будет также попробовать понять куда делось масло, то есть внимательно осмотреть двигатель. Если есть течь и она большая, то сколько ни подливай – далеко все равно не уедешь.
Третью причину тоже легко классифицировать – достаточно измерить реальное давление масла в двигателе. Правда, для этого нужен специальный манометр, он вкручивается в мотор на место датчика давления и показывает реальные данные. Сколько конкретно он должен показывать, чтобы водитель успокоился, зависит от модели мотора. У всех марок разные конкретные значения. Но, в целом, на холостом ходу давление должно быть хотя бы 0,5 бара и возрастать баров до 3-3,5 при 3000-4000 оборотов в минуту. Но это средние данные, точные цифры по своему мотору лучше поискать в интернете.
Если давление есть, а лампа горит, значит проблемы с датчиком или проводкой, и можно ехать дальше, если давление на самом деле низкое, то нужно уже разбираться с мотором. Проблема только в том, что мало кто возит с собой подобный манометр. Удобно, если лампа загорелась около автомобильного магазина и манометр можно сразу купить, но в жизни так везет редко. Сама процедура очень проста и посильна даже для неопытного водителя – выкрутил датчик давления, вкрутил манометр. Место расположения датчика на конкретном моторе можно найти либо в книге по ремонту, либо в Интернете. Специализированных инструментов для такой операции не требуется.
Самый сложный и непонятный вопрос – что делать, если давления в двигателе реально нет (или не удалось найти манометр и померить). Понятное дело, что нужно в сервис на диагностику и почти неминуемую разборку мотора, но можно ли доехать своим ходом или вызывать эвакуатор? Увы, но однозначного ответа тут нет, ведь точно неизвестно что сломалось. Езда с недостаточным давлением очень пагубно сказывается на моторе, волне возможно, что попытка доехать своими силами закончится тем, что ремонтировать в двигателе уже будет нечего. С другой стороны если до сервиса ехать недалеко, то последствий может и не быть, тогда как добраться до ремонта своим ходов будет быстрее и дешевле. Где лежит тот предел до которого можно пробовать ехать с горящей лампой, а после которого уже вызывать эвакуатор – ответить невозможно. Это выбор и риск самого водителя, даже какие-то рекомендации сложно дать.
Если подытожить, то внезапно загоревшаяся «масленка» ничего приятного водителю не сулит. Хорошо если дело в недостаточном уровне масла (хотя с вопросом куда уходит масло тоже нужно разбираться), в противном случае планы на поездку придется менять и искать сервис. В качестве подстраховки можно порекомендовать только возить с собой немного масла про запас, хотя первую проблему это решит в случае чего. Если у вас после замены осталось в канистре несколько сотен граммов, то не оставляйте ее в гараже, положите в багажник – может пригодиться.
Автор — Александр Нечаев.
Комментариев (0)