Датчик скорости: зачем нужен, как устроен и что будет, если сломается
Автомобиль без датчиков далеко не уедет. Датчик скорости — не исключение. Он нужен не только для работы спидометра, но и управления подачей топливной смеси и работы систем активной безопасности. Если двигатель глохнет или плохо запускается, а при переключении передач и на холостом ходу «проваливаются» обороты, не торопитесь искать причину в основных узлах. Начните с датчика скорости.
Зачем нужен
Датчик скорости автомобиля (ДСА) нужен для измерения скорости. Такой ответ даст 80 % автолюбителей. Оставшиеся 20 %, которые дадут более развернутый ответ, скорее всего, уже сталкивались с неисправностью этого устройства и понимают, что неработающий спидометр — верхушка айсберга.
В системе управления мотором, во главе которой стоит электронный блок управления (ЭБУ), активно используется обратная связь. Другими словами, ЭБУ постоянно собирает данные с датчиков и оценивает работу мотора. Если параметры отклоняются от нормы, электронный мозг вмешивается в работу железного организма.
ЭБУ нужно знать скорость, чтобы управлять подачей топлива. В этой цепи работает не только ДСА, но и датчик абсолютного давления и датчик температуры поступающего воздуха. Компьютер получает значения и обращается к топливной карте. Это такая шпаргалка для блока управления. Из топливной карты он узнает длительность импульса, который надо выдать на форсунку. Происходит изменение состава топливной смеси. Отсюда и проблемы — плавающие обороты, повышенный расход топлива, ухудшение динамики автомобиля. Причем изменения в работе могут проявляться только при повышенной нагрузке, а в нормальных режимах ДВС будет тянуть, как обычно.
На некоторых авто ЭБУ будет ограничивать обороты, глушить двигатель или чекать с кодом Р0500 — «Нет сигнала датчика скорости автомобиля» или Р0503 — «Датчик скорости – перемежающийся сигнал». На автомобилях с автоматической коробкой может быть по два датчика. Они стоят на первичном и вторичном валу коробки. По разнице скоростей вращения валов электроника принимает решение о переключении передач. Когда «мозги» не получают эти значения, переключение происходит с рывками, возникают провалы после включения повышенной передачи.
Показания с ДСА используются не только для управления подачей топлива и работой АКПП. В разных автомобилях этот датчик участвует в работе нескольких систем:
- систем рулевого управления — как гидро-, так и электроусилителя руля;
- распределения тормозных усилий (ABS);
- курсовой устойчивости (ESP, VSA).
Где находится и как устроен датчик скорости автомобиля
ДСА может стоять:
- в коробке передач;
- раздаточной коробке;
- редукторе ведущего моста.
В некоторых автомобилях скорость рассчитывается с помощью одного из датчиков ABS. Они стоят на ступице колеса или наружном шрусе.
Большинство электронных датчиков скорости работает на эффекте Холла. Его суть в следующем — при появлении проводника, в магнитном поле возникает напряжение. Если датчик контактный, то выходной вал КПП приводит в движение зубчатый диск внутри корпуса. Почти вплотную к диску — с минимальным зазором, установлен чувствительный элемент. Когда зубья диска попадают в магнитное поле чувствительного элемента, возникает электрический импульс. Компьютер знает, какому количеству импульсов соответствует 1 км пути. Это значение зависит от места установки датчика. Чем дальше от КПП, тем меньше частота вращения, а значит, меньше импульсов приходится на километр.
Если говорить о бесконтактном датчике, то сигнал формируется благодаря ротору на валу КПП, редуктора или раздаточной коробки. А сам датчик не содержит вращающихся деталей.
Это тот же датчик положения коленвала. Только установлен в другом месте, а его импульсы преобразуются в другую величину — скорость. В датчике на магниторезистивном эффекте импульс появляется благодаря изменению сопротивления. Это происходит, когда вращающийся магнит попадает в поле чувствительного элемента. Оптоэлектронные датчики состоят из фотодиода и фототранзистора. Между ними вращается диск с прорезями, который прерывает световой поток. По этой последовательности импульсов рассчитывается скорость.
Неисправности
Контактный датчик имеет подвижные элементы. Вал, через который вращение поступает с КПП на датчик, выполнен из пластика. Часто его зубья стираются, и датчик приходит в негодность. ДСА, установленные в АКПП находятся в масле. В случае перегрева рабочей жидкости они страдают вместе коробкой.
Как и любое электронное устройство, ДСА имеет контакты и проводку. Контакты находятся в фишке, которая иногда слетает с разъема. Незакрепленная проводка может оплавиться от касания с раскаленным выпускным коллектором или нагретой КПП.
Датчики, которые содержат магнит в чувствительном элементе, собирают на себя стружку. В результате возникает погрешность или полный отказ датчика.
Заключение
Чаще всего, ремонт сводится к замене датчика. Большинство автолюбителей знает, что в вопросе электроники лучше отдать предпочтение оригиналу и не мудрить с аналогами — слишком чувствительны современные ЭБУ к искажению параметров. Однако есть один случай, когда можно провести несложный ремонт ДСА. Контактные датчики, как правило, разборные. В этом и плюс и минус конструкции. Иногда в корпус датчика попадает пыль вперемешку с маслами и вращение вала затрудняется. Тогда достаточно перебрать механизм и нанести новую смазку. Автор — Михаил Крупнов
Комментариев (0)