Почему важна замена масла в трансмиссии
В то время как моторное масло меняется регулярно, трансмиссионное же получает меньше внимания со стороны большинства водителей. Но оно также стареет и поэтому должно быть заменено до того, как коробка выйдет из строя. Нередко считается, что после заливки трансмиссионного масла на заводе, оно там остается на весь срок службы. Интервал замены предусмотрен только в нескольких случаях. При этом оно загрязняется продуктами износа и постепенно теряет свои смазочные свойства. В долгосрочной перспективе это может привести к повреждению коробки передач, что в итоге обернется куда большими тратами, чем простая замена жидкости.
Функции трансмиссионного масла
Масло для коробок передач выполняет ту же функцию, что и моторное: смазывает шестерни, тем самым снижая износ. В то же время оно имеет функцию охлаждения и очистки: впитывает мелкие частицы продуктов износа и переносит их к фильтру, чтобы они не вызывали нежелательного трения в трансмиссии. Однако с возрастом трансмиссионное масло становится все более грязным и менее текучим. Со временем это вызовет заметные изменения в работе автомобиля и вот некоторые из них:
- Переключение передач не плавное. Это особенно заметно на механических коробках, когда отсутствует синхронность между повышением мощности и переключением передачи.
- На автоматических трансмиссиях одним из изменений может быть пинок во время переключения передачи.
- Посторонние звуки во время переключения.
Зачем вообще менять масло в коробке?
Если масло залито на весь срок службы, то этот срок обычно ограничивается пробегом в 150 000-200 000 километров или от восьми до десяти лет. Те, кто не производит замену до и по истечении этого времени, могут не рассчитывать на рекордные пробеги. Со временем в масле скапливается все больше и больше мелких частиц. Кроме того, теряются и смазочные свойства. А если смазки недостаточно, то это приводит к сильному износу и перегреву. И тогда не за горами дорогостоящий ремонт агрегата.
Как часто следует производить замену?
Замена трансмиссионного масла, в отличие от замены моторного, необходима лишь несколько раз в жизни автомобиля. Если производитель не предусматривает интервал, что является скорее правилом, чем исключением, то первая замена должна произойти до 100000 км, в идеале на 60 тысячах или 80000, в зависимости от условий эксплуатации и стиля вождения. Спортивный стиль вождения диктует повышенные требования к коробке, соответственно увеличивается износ и, следовательно, ускоряется старение масла. То же самое относится и к коротким поездкам, а также к движению в пробках, что требует большего от трансмиссии из-за более частого переключения передач.
Иногда можно проехать 120 тысяч на одном и том же масле, и оно будет приемлемое при сливе. А нередки случаи, когда слитая жидкость вся черная и с запахом гари уже на 60000 км. Поэтому необходимо следить за его состоянием на каждом ТО. Тем более, что на диагностике положено проверять как герметичность трансмиссионного узла, так и уровень жидкости в нем.
Важно: после ремонта коробки передач, масло необходимо заменить, и следует это делать примерно через 5000 километров. Такой срок связан с тем, что именно тогда износ достигает своего максимума, и в масле остается много остатков. И неважно, будет это механическая или автоматическая коробка.
Какова процедура замены масла?
Есть замена простая, а есть с промывкой. Простая замена включает в себя слив отработанного масла через сливную пробку и заливку нового. Чаще всего, такой процедуры достаточно для обслуживания МКПП. В “автомате”, как правило, остается большое количество масла с продуктами износа, поэтому АКПП чаще всего промываются. Старое масло выкачивается под давлением, а после этого агрегат промывается свежим на заведенном моторе.
Это делается до тех пор, пока в отработанном масле не будут видны остатки. Затем снова заливается новое масло. Промывка коробки — это то, что делает замену действительно эффективной, но в то же время дорогостоящей, а временами и опасной. Если выполнять такую процедуру на автомобиле с пробегом больше 100 тысяч км, то есть вероятность, что отложения забьют канальца и в дальнейшем это приведет к поломке и ремонту. Как вариант, на старых авто с пробегом, лучше всего менять масло частями. То есть, слить сколько слилось, а затем залить новое. Процедуру повторить через 5000-10000 тысяч километров постоянно мониторя цвет масла. Как только оно будет сливаться чистым, то замену можно отложить на 60 или 80 тысяч км.
В чем разница между моторным и трансмиссионным маслом?
В отличие от трансмиссионного масла, моторное масло подвергается очень высоким тепловым нагрузкам. Соответственно, оно должно быть более термостойким. Масло для КПП, напротив, подвергается меньшему воздействию высоких температур. Кроме того, оно имеет более низкую вязкость и не изнашивается так быстро, как моторное. В соответствии с международными стандартами трансмиссионные масла делятся на классы SAE (общая спецификация 75W90) и эффективности, так называемые GL-классы. В современных автомобилях можно встретить только классы GL-4 и GL-5.
Требования к маслам в АКПП еще выше, чем к маслам для механических коробок. В конце концов, в “автоматах” должны смазываться и различные гидравлические компоненты, помогающие в переключении передач. Именно поэтому здесь используются специальные жидкости для автоматических трансмиссий (ATF). Производители коробок предписывают свои собственные спецификации. Именно поэтому важно использовать только одобренные масла. В противном случае есть риск получить вышедший из строя агрегат.
Комментариев (0)