Ремонт амортизаторов – стоит ли овчинка выделки?

Элементы подвески на автомобилях считаются расходниками – отъездил ресурс, меняй на новые. Однако среди компонентов есть одно исключение – амортизаторы. Не все водители знают, но их можно не менять, а ремонтировать. Вот только стоит ли? Как оказалось, вопрос крайне непростой, потому что для ответа на него нужно учесть много нюансов. Попробуем в них разобраться.

Ремонт подвески
Ремонт подвески

Как работает и возможные проблемы

Начать придется издалека – напомнить, что такое амортизатор. Это устройство, призванное снижать колебания кузова при проезде по неровностям. От амортизаторов зависит плавность хода, устойчивость на дороге, управляемость и уровень крена в поворотах. При неисправных амортах поведение машины меняется, поездки становятся менее комфортными, а в запущенных случаях даже опасными. Сам амортизатор это, в упрощенном виде, цилиндрическая колба, наполненная маслом, по которой движется шток. В зависимости от конструкции помимо масла в амортизаторе еще может присутствовать газ. На данный момент газомаслянные амортизаторы самые популярные и распространенные.

Устройство амортизаторов
Устройство амортизаторов

Из-за чего эти детали приходят в негодность? Самая популярная причина – потеря герметичности. В подавляющем большинстве случаев причиной тому являются проблемы с сальниками штока. Они либо теряют масло и газ из корпуса, либо наоборот – пропускают внутрь грязь и воду. Часто эти процессы проходят одновременно. Потеря жидкостей приводит к тому, что деталь перестает выполнять свою функцию, причем масло тут важнее газа: без газа характеристики стойки испортятся, а без масла она вообще не будет амортизировать. Масло и газ в амортизаторах хранятся в разных «емкостях», поэтому их утечка обычно не связана друг с другом.

Потек амортизатор
Потек амортизатор

Проникновение в стойку посторонних «веществ» очень негативно сказывается на ресурсе детали. Шток хоть и в масле, но постоянно перемещается по корпусу, если это происходит с песком, грязью и прочим абразивом, то шток, уплотнительные кольца, да и стенки корпуса начинают очень быстро истираться. Попадание воды внутрь чревато коррозией: все детали в амортизаторе металлические, в соответствующей среде они начинают быстро гнить.

Помимо потери герметичности амортизатор могут приговорить и банальные механические повреждения. Например, при очень сильном ударе по подвеске (ДТП или огромная яма на большой скорости) амортизатор может «повести». Сразу скажем, что вот тут ремонт точно не поможет, заниматься восстановлением геометрии такое себе занятие. Но если корпус цел, то внутренности действительно можно попробовать заменить.

В условиях крупных сервисов для диагностики амортизаторов используются специальные стенды, которые позволяют нарисовать график, как деталь отрабатывает сжатие и расширение. Но есть и народные способы проверки, которые хоть и не такие точные, но доступны любому водителю. Нужно по очереди качнуть машину над каждым колесом: если колебаний не было и подвеска сразу приняла исходный вид, то амортизаторы в рабочем состоянии, если было хотя бы несколько раскачиваний, то пора задуматься о ремонте или замене. Также показателем являются явные потеки масла на стойке.

Потекла стойка амортизатора
Потекла стойка амортизатора

Особенности ремонта

Мы не случайно так подробно рассказали обустройстве амортизатора и причинах его поломки. Идея была в том, чтобы показать – в конструкции стойки и ее проблемах нет ничего такого, чтобы нельзя было отремонтировать. Единственное исключение – геометрия корпуса, это уже оговорили. Все остальное – ремонтируется. Отдельно продаются сальники и уплотнительные кольца, можно закачать утраченное масло и/или газ и дать детали вторую жизнь. Собственно, раньше почти все амортизаторы были официально разборными и ремонтопригодными, а производители не противились обслуживанию. Теперь формально амортизаторы считаются необслуживаемыми, корпуса у них неразборные, однако для ремонта это не проблема – болгарка и сварка делают любую деталь пригодной к замене компонентов.

Разбираем стойку
Разбираем стойку

А вот дальше возникают вопросы о целесообразности. Первая переменная – понимание, что нужно сделать. Если проблема только в вытекшем через сальник масле, то это достаточно просто ремонтируется: сальник меняется на новый, масло заливается. Также можно подкачать газ по необходимости. Куда хуже если есть проблемы со штоком, чисто теоретически он тоже подлежит восстановлению, но это сложно, трудоемко, а значит дорого.

Восстановление стойки амортизатора. Фото - Drive2.ru
Восстановление стойки амортизатора. Фото — Drive2.ru

Вторая переменная – стоимость новых амортизаторов. Логично, что если они относительно недороги, то экономический смысл ремонта не очень велик. Да, почти всегда ремонтировать получается дешевле чем менять на оригинал, но вот по сравнению с более-менее приличным неоригиналом разница зачастую получается копеечной. Скажем, на VW Polo можно купить амортизатор (не стойку в сборе, а именно амортизатор) примерно за 1700-2000 рублей. Ремонтировать предлагают за 1200-1400 рублей. Стойки в сборе уже стоят от 4000 рублей, но и при ремонте все равно придется докупить новые опорник и пыльник, не факт, что получится много сэкономить.

Амортизатор Volkswagen Polo Sedan
Амортизатор Volkswagen Polo Sedan

Другое дело, если амортизаторы дорогие. На премиум модели с продвинутыми стойками цена может доходить до 40-50 тысяч рублей за штуку. Понятно, что и ремонт таких агрегатов будет дороже чем бюджетных, но разница уже будет заметнее, и экономический смысл прибегнуть к ремонту увеличится.

Третья переменная – наличие мастеров и желание эксперимента. Ремонт амортизатора не то, чтобы очень сложен, но некоторого опыта и наработанной технологии все-таки требует. В маленьких городах просто может не быть крутых мастеров для ремонта, тогда как замена детали в сборе большой квалификации не требует – открутил, прикрутил. Но если мастера есть – это дает возможность экспериментировать. Опытные ремонтники, меняя наполнение маслом и газом, по желанию заказчика могут немного изменить характеристики амортизаторов – сделать их мягче или жестче. А кто-то предлагает дополнительно врезать штуцера для подкачки или откачки газа. В таком случае владелец получает возможность самостоятельно регулировать работу подвески в зависимости от своих задач и предпочтений. Нельзя сказать, что это нужно всем владельцам машин, но в некоторых ситуациях возможность тонкой подстройки – дополнительный плюс в сторону ремонта.

Восстановление стойки
Восстановление стойки

А что с ресурсом восстановленной запчасти? Точные цифры по пробегу привести невозможно, потому что они сильно зависят от условий и характера эксплуатации (тоже самое можно сказать и про новые стойки), однако примерная статистика за годы наблюдений есть – ресурс профессионально восстановленного амортизатора составляет около 80% от возможного пробега новой детали в таких же условиях.

Восстановленный амортизатор Hyundai Accent, фото - Drive2.ru
Восстановленный амортизатор Hyundai Accent, фото — Drive2.ru

Выводы

Так что, меняем амортизаторы или ремонтируем? Как можно было понять из статьи – универсального ответа на этот вопрос нет. В разных ситуациях для разных водителей оптимальным могут быть оба варианта. В случае с бюджетными автомобилями и относительно недорогими запчастями большого смысла в ремонте мы не увидели. Да, что-то можно выгадать, но вряд ли это стоит заморочек. Иное дело дорогие авто с небюджетным амортизаторами, вот тут разница оказывается заметной. Особенно если сам амортизатор в приличном состоянии и его ремонт можно осуществить малой кровью. Ремонт в проверенном сервисе, а не покупка новых запчастей, позволит сэкономить. Однако в каждом конкретном случае решение нужно принимать водителю с учетом именно его обстоятельств.

Автор — Александр Нечаев

Комментариев (0)

Комментировать
Мы ценим ваше участие и помощь,
поэтому самые активные получают подарки

Похожие статьи

  • Яндекс.Метрика
  • Уже зарегистрирован?
    Не помню пароль
    Войти при помощи соц. сети
     
    Нет регистрации?
    Зарегистрироваться
    Забыл пароль?
    Введи свой e-mail который ты указывал при регистрации и мы отправим тебе ссылку для изменения пароля.
    Кажется, я вспомнил пароль!
    Регистрация
    Сброс пароля
    Ваш новый пароль отправлен на указанную почту!
    Регистрация на сайте
    Вход на сайт

    Адрес вашей электронной почты *:

    Пароль *

    Повторите ваш пароль *

    Логин:

    Пароль