Р0336 — ошибка датчика коленвала. Причины и решения
Современные двигатели буквально напичканы электроникой. Многие автовладельцы скептически относятся к новым навороченным моторам и предпочитают проверенные атмосферники с минимумом нововведений. Но даже в них не обойтись без датчика положения коленвала. Когда он выходит из строя, двигатель не может нормально работать. Электронный блок управления формирует ошибку Р0336, а на приборной панели загорается индикатор Check Engine.
В статье вы найдёте алгоритм поиска причины ошибки Р0336, состоящий из четырёх шагов и узнаете зачем нужен и как работает датчик коленвала.
Как проявляется
Некоторые модели ДВС не заводятся при такой ошибке. При повороте ключа на приборке загорится Check Engine, но не все автомобили отреагируют на ошибку сразу — например, бортовой компьютер Chevrolet Lacetti сообщит о проблеме после третьей заводки. Если двигатель удалось запустить, то возникают следующие отклонения в его работе.
1. Двигатель троит, детонирует или глохнет.
Из названия датчика положения коленвала понятно, какую информацию он отслеживает. Сигналы поступают в электронный блок управления двигателем, чтобы подача топлива и его воспламенение происходили согласованно. Таким образом повышается эффективность всей системы. Неисправность датчика приводит к пропускам зажигания в цилиндрах.
2. Машина плохо разгоняется и потребляет больше топлива, чем обычно.
Кроме положения коленвала, датчик сообщает в ЭБУ частоту оборотов двигателя.
При возникновении ошибки блок управления переводит двигатель в аварийный режим. Обороты холостого хода плавают, а при нажатии на педаль газа не поднимаются до привычных значений.
3. Появились посторонние звуки и вибрация.
Причина кроется в конструкции датчика. На шкиве коленвала установлено зубчатое счётное кольцо. Чувствительный элемент датчика стоит вплотную к этому кольцу и при прохождении металлических зубьев рядом с ним, реагирует изменением напряжения на обмотке. На колесе пропущено один или два зуба — это метка, по которой датчик считывает частоту оборотов и угол коленвала.
Когда шкив, на котором стоит зубчатое колесо, деформируется, возникают лязгающие звуки. Это сказывается и на работе самого датчика.
Поиск причины
Шаг 1: исключаем ложное срабатывание
Если нет диагностического устройства, снимите плюсовую клемму с аккумулятора и подождите несколько минут.
При следующем запуске «чек» не загорится. Чтобы с уверенностью сказать, что произошло ложное срабатывание, потребуется несколько циклов запуска ДВС и 20–30 км пробега. Если ошибка появилась вновь, переходим ко второму шагу.
Шаг 2: проверяем датчик положения коленчатого вала
Есть три способа убедиться в исправности ДПКВ: измерить внутреннее сопротивление датчика, выходное напряжение и проверить выходные сигналы на осциллограмме.
У большинства водителей под рукой окажется только мультиметр. Включаем режим измерения сопротивления и соединяем контакты. Это возможно, если датчик установлен напротив шкива коленвала, справа от двигателя по ходу движения. Снимать датчик не нужно, достаточно отсоединить разъём. Внутреннее сопротивление исправного датчика 500–700 Ом, в зависимости от модели автомобиля. Проверьте мануал, чтобы узнать точные значения.
Затем, в режиме измерения напряжения соедините контакты и поднесите к чувствительному элементу датчика металлический предмет. Если напряжение меняется, датчик исправен.
Шаг 3: проверяем проводку от датчика до ЭБУ и разъёмы
Осмотрите проводку и контакты в разъёмах. Ахиллесова пята разъёма — пластиковая фишка, которая может отломиться или оплавиться. Проверьте проводку на наличие следов масла. Нефтепродукты разрушают изоляцию.
Незафиксированный жгут может попасть на выпускной коллектор и оплавиться. Если недавно мыли двигатель, проверьте разъёмы на наличие влаги.
Просто подвигайте провода — иногда и этого достаточно.
Шаг 4: осматриваем зубчатое колесо и проверяем зазор
Этот шаг выполняем, если датчик стоит напротив шкива коленвала. Убедитесь, что зубья не забиты грязью и не обломаны. Проверьте зазор между чувствительным элементом и счётным колесом. Этот параметр также указан в руководстве. Бывает, что датчик соприкасается с зубьями и выходит из строя.
Дополнение
К сожалению, не всегда можно добраться до датчика коленвала. Например, на Chevrolet Aveo Т255 и Т300 с моторами серии D4 он расположен максимально неудобно. Осмотреть датчик получится только после снятия коробки или стартера.
Счётное кольцо установлено вплотную к внутренней поверхности сальника маховика КПП. Снаружи в сальник установлен датчик коленвала.
Такая конструкция имеет недостатки. Когда подгорает сцепление, нагревается маховик. Сальник плавится и меняет форму. Счётное кольцо задевает чувствительный элемент и возникает ошибка Р0336.
Автор — Михаил Крупнов.
Комментариев (0)