Двигатели 1NZ-FE и 2NZ-FE. Рекордные пробеги и частые проблемы

Недавно на нашем сайте вышел материал о моторе 2AZ-FE. Этот большой атмосферник ставили на бизнес-седаны и кроссоверы с 2000 по 2019 год. Такие модели, хоть и были востребованы,  уступали по продажам компактным хэтчбекам и седанам B-класса. Для небольших авто понадобился экономичный мотор, соответствующий современным экологическим стандартам. Так появились одни из самых массовых двигателей Toyota — 1NZ-FE и 2NZ-FE.

Под капотом двигатель 1.5 1NZ-FE
Под капотом двигатель 1.5 1NZ-FE

Моторы серии NZ выпускаются по сей день. Они нашли применение не только на компактных Vitz/Platz, но и на среднеразмерных Premio и Probox.

В этом материале поговорим о проблемах и особенностях эксплуатации двигателей семейства NZ.

Версии

В России мы знаем серию в основном по моторам 1NZ-FE и 2NZ-FE. Однако на этом семейство небольших двигателей не ограничивается.

1NZ-FXE — самая ранняя версия. Двигатель работает по циклу Аткинсона-Миллера. Отличается высокой степенью сжатия 13:1. Входит в состав гибридной установки Toyota Prius. Именно он продолжает выпускаться в наши дни.

1NZ-FXE
1NZ-FXE

1NZ-FTE — турбированная версия. Устанавливалась на редкие Yaris T-Sport Turbo, Corolla Axio GT и Vitz RS Turbo. Выдает до 150 сил.

Toyota Yaris с двигателем 1NZ-FTE
Toyota Yaris T-Sport Turbo

1NZ-FXP — версия, работающая на сжиженном газе. 1NZ-FXP предназначен для японского рынка. Им оснащаются высокотехнологичные японские кэбы JPN Taxi.

Toyota JPN Taxi с двигателем 1.5 1NZ-FXP
Toyota JPN Taxi с двигателем 1.5 1NZ-FXP

Теперь поговорим подробнее о приземлённых версиях NZ.

Устройство и модификации 1NZ-FE

Первое поколение 1NZ появилось в 1999 году. Это традиционный двигатель, работающий по циклу Отто. 

Рабочий объём 1497 куб.см
Мощность 105-110 л.с.
Крутящий момент 136-141 Нм
Степень сжатия 10,5-11
Диаметр цилиндра 75 мм
Ход поршня 84,7 мм
Объём системы смазки 3,7 л
Экологический класс Евро 3/4
Впрыск топлива Распределённый
Топливо АИ-92
Расход по трассе / в городе Vitz 7,5 л / 11 лProbox 8,5 л / 12 л
Масса 112 кг

Никакой революции 1NZ-FE в своё время не произвёл. В алюминиевый блок цилиндров вплавлены чугунные гильзы. Ремонтные размеры не предусмотрены.

Отдельные распредвалы на впускные и выпускные клапаны. На выпускном распредвале стоит муфта VVTi с пределом поворота 40°. «Вечная» цепь ГРМ, которая в теории не требует замены, ходит не менее 150 тысяч. Известны случаи значительно большего пробега на родной цепи. Впускной коллектор, в отличие от 1NZ-FXE, выполнен из пластика. Индивидуальные катушки зажигания стоят на каждом цилиндре.

Цепь ГРМ двигателя 1NZ-FE, который прошел 570 тысяч км. Фото - Drive2
Цепь ГРМ двигателя 1NZ-FE, который прошел 570 тысяч км. Фото — Drive2

Проверка зазора клапанов проводится каждые 20 тысяч пробега. Процедура заключается в том, чтобы подобрать толкатели нужного размера. В таком исполнении 1NZ выпускали до 2003 года, пока мотор не прошёл первую доработку.

Двигатель 1NZ-FE 2002 года выпуска без гидрокомпенсаторов
Двигатель 1NZ-FE 2002 года выпуска без гидрокомпенсаторов

Модификация с индексом 03 принесла плюсы и минусы в конструкцию мотора. С одной стороны, появились гидрокомпенсаторы и регулировка клапанов ушла в прошлое. С другой, мотор оснастили системой рециркуляции выхлопных газов.

1NZ-FE второго поколения с гидрокомпенсаторами
1NZ-FE второго поколения с гидрокомпенсаторами

В теории мотор улучшили, но по факту в конструкции появилась первая серьёзная болячка: клапан EGR неизбежно выходит из строя, а продукты сгорания низкокачественного топлива оседают на впуске.

Клапан EGR в двигателе 1NZ-FE
Клапан EGR в двигателе 1NZ-FE

Владельцы 1NZ-FE тип 03 избавляются от EGR, чтобы продлить жизнь мотору. На клапан устанавливают заглушку, а в блок управления заливают новую прошивку, чтобы система не выдавала Check.

В конструкции 1NZ образца 2003 года появились иридиевые свечи. Они работают вдвое дольше — 60 000 км, но и обходятся в 3-5 раз дороже.

Иридиевые свечи
Иридиевые свечи

В 2005 году появился 1NZ-FE тип 05. В нём применялась электронная система ETCS-i. Команды от электронной педали акселератора поступают на электропривод дроссельной заслонки, а положение самой заслонки отслеживается с помощью датчика. Ещё одно решение в ущерб надёжности, но в пользу окружающей среды.

Задача третьей модификации 1NZ 2010 года — привести мотор к требованиям новых экологических стандартов в Японии. В этой версии стоят иридиевые свечи, но сохранился классический привод дроссельной заслонки.

1NZ-FE стояли на Allion 260, Auris 150-180, Corolla 120-160, Probox XP50, Vitz 90-130.

Двигатель 1NZ-FE второго поколения
Двигатель 1NZ-FE второго поколения

Кроме того, в период с 2005 по 2017 год NZ устанавливали на компактные автомобили брендов Geely и Great Wall.

Устройство и модификации 2NZ-FE

Мотор появился одновременно с 1NZ-FE. Объём 1,3 литра достигается за счёт укорочённого хода поршня. Для этого понадобились новые шатуны, поршни, коленвал и блок цилиндров. В остальном, мотор идентичен первому поколению 1NZ-FE 1999 года.

nz-fe-new

В 2004 2NZ-FE ждала доработка по сценарию старшего брата 1NZ. Появились иридиевые свечи, электронная дроссельная заслонка и гидрокомпенсаторы. Система вентиляции выхлопных газов обошла стороной 1,3-литровый мотор.

Рабочий объём 1298 куб.см
Мощность 86-88 л.с.
Крутящий момент 120-123 Нм
Степень сжатия 10,5-11
Диаметр цилиндра 75 мм
Ход поршня 73,5 мм
Объём системы смазки 3,7 л
Экологический класс Евро 5
Впрыск топлива Распределённый
Топливо АИ-95
Расход по трассе / в городе Yaris 5,3 л / 7,2 л
Масса 92 кг

2NZ-FE не так распространён ввиду небольшой мощности. Он ставился на Yaris, Corolla, Probox, Bb начальных комплектаций.

Проблемы и особенности эксплуатации

Моторы Toyota нулевых годов преследуют стандартные проблемы. Масло расходуется в результате угара и утечек. При нормальной эксплуатации расход появляется после 150 тысяч и составляет 200-300 мл на 1000 км. Большинство водителей тянет до последнего или прибегает к раскоксовке.

Прогорает прокладка под крышкой цепи ГРМ, плохо держит задний сальник коленвала. Масло из-под сальника может попасть на датчик положения коленвала и его проводку — ждите код Р0336. Также подтекает из-под гидронатяжителя цепи. 

Цепь ГРМ в двигателе 1.5 NZ-FE первой генерации
Цепь ГРМ в двигателе 1.5 NZ-FE первой генерации

Есть общая проблема для всех поколений NZ — выходит из строя датчик давления масла. Если уровень масла упадёт, а датчик не передаст сигнал на приборку, двигатель серьёзно пострадает. Этого можно избежать, если иногда заглядывать под капот и проверять щуп.

Датчик давления масла 1NZ-FE
Датчик давления масла 1NZ-FE

Применение EGR на 2NZ с 2003 года принесло одну особенность. Температура вспышки уменьшилась — мотор долго прогревается.

Нагар на впуске «благодаря» EGR приводит к нестабильной работе на холостых.

Нормальная эксплуатация моторов NZ

На большинстве NZ стоит муфта VVTi. Такая технология повышает требования к качеству масла. 

Муфта VVTi в двигателе 1NZ-FE (справа)
Муфта VVTi в двигателе 1NZ-FE (справа)

Стандартный интервал замены для Toyota — 10 тысяч. Но если хотите продлить жизнь агрегата, лучше сократить интервал до 5-8 тысяч или делать это перед началом зимнего и летнего сезона. Проверенный вариант — заливать оригинальное масло Toyota 5W-20, 5W-30. 

В таком случае мотор может пройти фантастические 600-700 тысяч.

Автор — Михаил Крупнов.

Модели по теме

Комментариев (1)

  • Покажите мне как выглядит прокладка крышки цепи грм которая у тебя прогорела

    17.08.2023 в 12:22
Комментировать
Мы ценим ваше участие и помощь,
поэтому самые активные получают подарки

Похожие статьи

  • Яндекс.Метрика
  • Уже зарегистрирован?
    Не помню пароль
    Войти при помощи соц. сети
     
    Нет регистрации?
    Зарегистрироваться
    Забыл пароль?
    Введи свой e-mail который ты указывал при регистрации и мы отправим тебе ссылку для изменения пароля.
    Кажется, я вспомнил пароль!
    Регистрация
    Сброс пароля
    Ваш новый пароль отправлен на указанную почту!
    Регистрация на сайте
    Вход на сайт

    Адрес вашей электронной почты *:

    Пароль *

    Повторите ваш пароль *

    Логин:

    Пароль