Двигатели 1NZ-FE и 2NZ-FE. Рекордные пробеги и частые проблемы
Недавно на нашем сайте вышел материал о моторе 2AZ-FE. Этот большой атмосферник ставили на бизнес-седаны и кроссоверы с 2000 по 2019 год. Такие модели, хоть и были востребованы, уступали по продажам компактным хэтчбекам и седанам B-класса. Для небольших авто понадобился экономичный мотор, соответствующий современным экологическим стандартам. Так появились одни из самых массовых двигателей Toyota — 1NZ-FE и 2NZ-FE.
Моторы серии NZ выпускаются по сей день. Они нашли применение не только на компактных Vitz/Platz, но и на среднеразмерных Premio и Probox.
В этом материале поговорим о проблемах и особенностях эксплуатации двигателей семейства NZ.
Версии
В России мы знаем серию в основном по моторам 1NZ-FE и 2NZ-FE. Однако на этом семейство небольших двигателей не ограничивается.
1NZ-FXE — самая ранняя версия. Двигатель работает по циклу Аткинсона-Миллера. Отличается высокой степенью сжатия 13:1. Входит в состав гибридной установки Toyota Prius. Именно он продолжает выпускаться в наши дни.
1NZ-FTE — турбированная версия. Устанавливалась на редкие Yaris T-Sport Turbo, Corolla Axio GT и Vitz RS Turbo. Выдает до 150 сил.
1NZ-FXP — версия, работающая на сжиженном газе. 1NZ-FXP предназначен для японского рынка. Им оснащаются высокотехнологичные японские кэбы JPN Taxi.
Теперь поговорим подробнее о приземлённых версиях NZ.
Устройство и модификации 1NZ-FE
Первое поколение 1NZ появилось в 1999 году. Это традиционный двигатель, работающий по циклу Отто.
Рабочий объём | 1497 куб.см |
Мощность | 105-110 л.с. |
Крутящий момент | 136-141 Нм |
Степень сжатия | 10,5-11 |
Диаметр цилиндра | 75 мм |
Ход поршня | 84,7 мм |
Объём системы смазки | 3,7 л |
Экологический класс | Евро 3/4 |
Впрыск топлива | Распределённый |
Топливо | АИ-92 |
Расход по трассе / в городе | Vitz 7,5 л / 11 лProbox 8,5 л / 12 л |
Масса | 112 кг |
Никакой революции 1NZ-FE в своё время не произвёл. В алюминиевый блок цилиндров вплавлены чугунные гильзы. Ремонтные размеры не предусмотрены.
Отдельные распредвалы на впускные и выпускные клапаны. На выпускном распредвале стоит муфта VVTi с пределом поворота 40°. «Вечная» цепь ГРМ, которая в теории не требует замены, ходит не менее 150 тысяч. Известны случаи значительно большего пробега на родной цепи. Впускной коллектор, в отличие от 1NZ-FXE, выполнен из пластика. Индивидуальные катушки зажигания стоят на каждом цилиндре.
Проверка зазора клапанов проводится каждые 20 тысяч пробега. Процедура заключается в том, чтобы подобрать толкатели нужного размера. В таком исполнении 1NZ выпускали до 2003 года, пока мотор не прошёл первую доработку.
Модификация с индексом 03 принесла плюсы и минусы в конструкцию мотора. С одной стороны, появились гидрокомпенсаторы и регулировка клапанов ушла в прошлое. С другой, мотор оснастили системой рециркуляции выхлопных газов.
В теории мотор улучшили, но по факту в конструкции появилась первая серьёзная болячка: клапан EGR неизбежно выходит из строя, а продукты сгорания низкокачественного топлива оседают на впуске.
Владельцы 1NZ-FE тип 03 избавляются от EGR, чтобы продлить жизнь мотору. На клапан устанавливают заглушку, а в блок управления заливают новую прошивку, чтобы система не выдавала Check.
В конструкции 1NZ образца 2003 года появились иридиевые свечи. Они работают вдвое дольше — 60 000 км, но и обходятся в 3-5 раз дороже.
В 2005 году появился 1NZ-FE тип 05. В нём применялась электронная система ETCS-i. Команды от электронной педали акселератора поступают на электропривод дроссельной заслонки, а положение самой заслонки отслеживается с помощью датчика. Ещё одно решение в ущерб надёжности, но в пользу окружающей среды.
Задача третьей модификации 1NZ 2010 года — привести мотор к требованиям новых экологических стандартов в Японии. В этой версии стоят иридиевые свечи, но сохранился классический привод дроссельной заслонки.
1NZ-FE стояли на Allion 260, Auris 150-180, Corolla 120-160, Probox XP50, Vitz 90-130.
Кроме того, в период с 2005 по 2017 год NZ устанавливали на компактные автомобили брендов Geely и Great Wall.
Устройство и модификации 2NZ-FE
Мотор появился одновременно с 1NZ-FE. Объём 1,3 литра достигается за счёт укорочённого хода поршня. Для этого понадобились новые шатуны, поршни, коленвал и блок цилиндров. В остальном, мотор идентичен первому поколению 1NZ-FE 1999 года.
В 2004 2NZ-FE ждала доработка по сценарию старшего брата 1NZ. Появились иридиевые свечи, электронная дроссельная заслонка и гидрокомпенсаторы. Система вентиляции выхлопных газов обошла стороной 1,3-литровый мотор.
Рабочий объём | 1298 куб.см |
Мощность | 86-88 л.с. |
Крутящий момент | 120-123 Нм |
Степень сжатия | 10,5-11 |
Диаметр цилиндра | 75 мм |
Ход поршня | 73,5 мм |
Объём системы смазки | 3,7 л |
Экологический класс | Евро 5 |
Впрыск топлива | Распределённый |
Топливо | АИ-95 |
Расход по трассе / в городе | Yaris 5,3 л / 7,2 л |
Масса | 92 кг |
2NZ-FE не так распространён ввиду небольшой мощности. Он ставился на Yaris, Corolla, Probox, Bb начальных комплектаций.
Проблемы и особенности эксплуатации
Моторы Toyota нулевых годов преследуют стандартные проблемы. Масло расходуется в результате угара и утечек. При нормальной эксплуатации расход появляется после 150 тысяч и составляет 200-300 мл на 1000 км. Большинство водителей тянет до последнего или прибегает к раскоксовке.
Прогорает прокладка под крышкой цепи ГРМ, плохо держит задний сальник коленвала. Масло из-под сальника может попасть на датчик положения коленвала и его проводку — ждите код Р0336. Также подтекает из-под гидронатяжителя цепи.
Есть общая проблема для всех поколений NZ — выходит из строя датчик давления масла. Если уровень масла упадёт, а датчик не передаст сигнал на приборку, двигатель серьёзно пострадает. Этого можно избежать, если иногда заглядывать под капот и проверять щуп.
Применение EGR на 2NZ с 2003 года принесло одну особенность. Температура вспышки уменьшилась — мотор долго прогревается.
Нагар на впуске «благодаря» EGR приводит к нестабильной работе на холостых.
Нормальная эксплуатация моторов NZ
На большинстве NZ стоит муфта VVTi. Такая технология повышает требования к качеству масла.
Стандартный интервал замены для Toyota — 10 тысяч. Но если хотите продлить жизнь агрегата, лучше сократить интервал до 5-8 тысяч или делать это перед началом зимнего и летнего сезона. Проверенный вариант — заливать оригинальное масло Toyota 5W-20, 5W-30.
В таком случае мотор может пройти фантастические 600-700 тысяч.
Автор — Михаил Крупнов.
Комментариев (1)
Покажите мне как выглядит прокладка крышки цепи грм которая у тебя прогорела