Мобилизация автомобилей – могут ли призвать транспорт «частников»

Объявленная в России частичная мобилизация – это не только призыв личного состава, но и дополнительные возможности для военкоматов. Одна из таких мер – привлечение частного автотранспорта на нужды фронта. Это не новая мера, такая возможность в законе «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» была прописана всегда, а водители со стажем помнят, что раньше при покупке полноприводного автомобиля нужно было его регистрировать не только в ГИБДД, но и в военкомате. Потом ведомства научились обмениваться информацией и личные визиты на призывные пункты для автомобилистов стали необязательными, но это не значит, что перестал вестись учет машин, которые армия может забрать для своих нужд.

Внедорожник UAZ Hunter и Patriot
Внедорожник UAZ Hunter и Patriot

Кто под призывом

Армия может потребовать не все подряд машины, а только повышенной проходимости, которые соответствуют классу M1G. Есть несколько критериев, которые должны выполняться, чтобы машина была отнесена к такому классу. Она должна:

• иметь полный привод;

• обладать блокировкой дифференциала;

• уметь преодолеть подъем 30 процентов;

• обладать углами въезда/съезда не менее 25 и 20 соответственно;

• иметь дорожный просвет под передней и задней осью – не менее 180 мм;

• иметь межосевой дорожный просвет – не менее 200 мм.

Казалось бы, четкие определения, которые должны исключить разночтения, однако целый класс автомобилей оказывается в подвешенном состоянии – а именно кроссоверы. В большинстве своем они соответствуют по требованиям дорожного просвета и геометрии, но спорным остается второй пункт.

На фото кроссоверы Renault Duster, Kia Seltos, Hyundai Creta
На фото кроссоверы Renault Duster, Kia Seltos, Hyundai Creta

Очевидно, что в те времена, когда составлялись эти критерии, полноприводные машины имели либо постоянный привод на все колеса (как «Нива»), либо жестко подключаемый (как УАЗ). Такие схемы сохраняются у некоторых авто до сих пор, но за прошедшие годы самой популярной технологией для полного привода стали электромагнитные муфты. Формально у машин с ним нет межосевого дифференциала, а раз его нет, то и заблокировать его нельзя. Но сами муфты при этом могут блокироваться, что хоть и не де-юре, но де-факто соответствует духу требований.

Схема полного привода с муфтой на примере Renault Duster
Схема полного привода с муфтой на примере Renault Duster

Можно ли считать кроссоверы подходящими для мобилизации? Без реальной практики однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Но варианты, позволяющие трактовать даже имеющееся законодательство как ответ «да», несомненно, имеют место быть.

Без всяких оговорок подходят под мобилизацию отечественные внедорожники «Нива» и УАЗ, а также топовые джипы-иномарки: Toyota Land Cruiser, Porsche Cayenne, Nissan Patrol, Mercedes G-klass. Этот момент уже начали смаковать в интернете, мол, на машинах стоимостью 10 и более миллионов воевать весьма комфортно. Впрочем, в реальности фронту от дорогущих иномарок пользы не очень много, ведь автомобиль нужно содержать и обслуживать. В этом смысле продукция Ульяновского автозавода гораздо удобнее и логичнее для мобилизации – на такие машины у ВС России есть огромный склад запчастей.

Автомобили UAZ
Автомобили UAZ

Помимо легковых автомобилей, армии еще нужны и грузовики, причем тоже повышенной проходимости. Таких не очень много во владении частных лиц, но они тоже встречаются, например, полноприводные ГАЗ «Соболь». Да и ульяновские «Головастики» еще кое-где остались.

UAZ Буханка (УАЗ 3962) и ГАЗ Соболь
UAZ Буханка (УАЗ 3962) и ГАЗ Соболь

Особенности и нюансы

В законах не прописано, как военные могут использовать мобилизованный транспорт. Это уже на усмотрение армии: от перемещения военкомов по району до переброски личного состава и грузов в нужную точку. Исходя из логики, частный легковой транспорт не будет направляться в район боевых действий – там от него пользы мало. Но это не значит, что боевые потери невозможны.

В законе четко прописано, что мобилизация транспорта проводится на возмездной основе, а собственник должен получить выплаты. Но этот пункт весьма размыт. Понятно, что компенсация в момент мобилизации транспорта не производится. Поэтому если что рекомендация такая – машину необходимо передать представителям военкомата, предварительно задокументировав ее особенности – можно использовать фото, видео, да даже просто текстом описать на листе бумаги (пробег, внешнее состояние и т.д.). После возвращения транспорта собственникам должны выплатить компенсацию, которая рассчитывается, исходя из того сколько времени машина находилась в армии и какие получила повреждения.

УАЗ-390995 "Trophy"
УАЗ-390995 «Trophy»

Должны заплатить и в случае полной утраты автомобиля, когда он не подлежит восстановлению. Однако про размер этих выплат и механизм получения сказать ничего конкретного нельзя. Не было еще в истории России подобных случаев, а четких инструкций в законодательных актах нет. Учитывая уровень организации в наших военкоматах, наверняка для получения компенсации нужно будет пройти не один круг ада.

Ну и самый интересный вопрос – про ответственность для владельцев. Посадят ли в тюрьму, если не предоставить машину? Пока не введено военное положение, не посадят. Неисполнение установленных законодательством РФ военно-транспортных мобилизационных обязанностей (19.25 КоАП) влечет наложение штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц – от 500 до 1000 руб.; на юридических лиц – от 10 до 20 тыс. руб.

Итого

Как видно, частные машины тоже подлежат мобилизации. Но это право, а не обязанность военкоматов. Привлечение автомобилей частных лиц – это крайняя мера, когда собственной техники у вооруженных сил уже не осталось. Пока мы видим, что войска обходятся своими силами, более того, приходят сведения, что на консервации у ВС еще много машин. Да и обычно наибольший интерес с точки зрения военных представляет всевозможная строительная техника или спецтранспорт: автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы, пожарные автомобили, транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции, транспортные средства для перевозки ценных грузов, кусторезы, газонокосилки, экскаваторы, экскаваторы-погрузчики и так далее. А они обычно находятся во владении юридических лиц, частникам за свои машины пока опасаться не стоит.

Модели по теме

Комментариев (1)

  • Привет

    Павел Гладков Новичок
    08.10.2022 в 22:05
Комментировать
Мы ценим ваше участие и помощь,
поэтому самые активные получают подарки

Похожие статьи

  • Яндекс.Метрика
  • Уже зарегистрирован?
    Не помню пароль
    Войти при помощи соц. сети
     
    Нет регистрации?
    Зарегистрироваться
    Забыл пароль?
    Введи свой e-mail который ты указывал при регистрации и мы отправим тебе ссылку для изменения пароля.
    Кажется, я вспомнил пароль!
    Регистрация
    Сброс пароля
    Ваш новый пароль отправлен на указанную почту!
    Регистрация на сайте
    Вход на сайт

    Адрес вашей электронной почты *:

    Пароль *

    Повторите ваш пароль *

    Логин:

    Пароль