Крутить или не крутить? На каких оборотах полезнее всего ездить

Развитие технологий все больше снимает с водителей различные нюансы управления машиной. Вот и традиционная тема с выбором оборотов для движения скоро может совсем потерять актуальность. Даже в России машин с разного вида автоматическими трансмиссиями продается уже больше чем с «механикой», а там оборотами заведует электроника: как сочтет нужным, там и будет крутить мотор. Впрочем, пока машин с «механикой» все равно еще много и вопрос об оборотах периодически поднимается, особенно у молодых водителей.

Обороты двигателя
Обороты двигателя

Четкого и единственно правильного ответа на каких оборотах нужно переключать передачи – нет. Зависит это от ситуации и кучи факторов, воспользоваться готовым решением не получится, нужно самому научиться чувствовать момент оптимального переключения. Чтобы было легче это сделать – расскажем об основных ошибках. А дальше просто – если что-то не является ошибкой, то так поступать можно. Сразу оговоримся, что все нижесказанное актуально для бензиновых моторов.

1. Ускорение на низких оборотах. Когда приходится читать о том, что «езда на низких оборотах вредна для двигателя» это вызывает недоумение. Катиться под горку поддерживая уже набранную скорость можно хоть на холостых – мотору плохо от этого не будет. А вот от чего ему будет плохо – это от ускорения на низких оборотах. Включить повышенную и утопить педаль в пол – очень плохая идея, мотор будет захлебываться и испытывать повышенные нагрузки, такая езда будет сокращать его ресурс. Чем активнее вы планируете разгоняться, тем выше должны быть обороты на момент действия (например, в пол нажимать педаль ниже чем с 3000-3500 оборотов большого смысла нет). Так и разгон будет динамичнее, и меньше вреда для двигателя. Тот, кто постоянно резко разгоняется с холостых – рискует раньше срока поехать на капитальный ремонт.

kpp-perek

Грубо говоря, если вы едите по городу и въехали в зону действия знака «40», то вполне можно притормозить и продолжить движение на 4 передаче, но когда знак «закончится» и вам захочется резко разогнаться, то лучше для этого передачу понизить.

2. Крутить до отсечки – вредно. У некоторых водителей, наоборот, есть боязнь не низких, а высоких оборотов. «Красная зона» тахометра им представляется чем-то ужасным. Но это не так, наоборот, часто механики рекомендуют хотя бы раз в пару недель выкрутить мотор на максимальные обороты, чтобы он самоочистился от нагаров и отложений. Такие профилактические «раскруты» не только не вредны, но и даже полезны. Другое дело, если до отсечки двигатель крутится постоянно, при каждой смене передачи. Вот это, конечно, ресурс мотора (да и не только мотора) заметно сокращает. Так что без большой нужны постоянно крутить в звон мотор не стоит, но и каким-то нештатным режимом работы это не является.

Обороты до отсечки
Обороты до отсечки

3. Всегда нужно переключаться на одних оборотах. У новичков есть соблазн выбрать себе какую-нибудь позицию на тахометре и каждый раз менять скорость при достижении этих оборотов. Так легче – не нужно думать, но так неправильно. Надо понимать нагрузку на мотор, а она зависит от уклона дороги (в горку, с горки), загрузки автомобиля, погодных условий (в плохую погоду обороты держать лучше чуть выше) и кучи других факторов. И уж тем более это зависит от конкретного мотора – какие-то хорошо крутятся, но плохо едут на «низах» (вспомним вазовский 16-клапанник 1,4), другие крутить смысла нет, зато они с холостых уже едут нормально (вспомним моторы «Волги»). Нужно делать постоянную поправку и смотреть за реакцией автомобиля. Если не тянет – нужно повышать передачу, а не пытаться кочегарить на низких оборотах. Но в тоже время молотить на повышенных оборотах без особой на то нужны – тоже бессмысленно.

4. Экономная езда – на оборотах максимального крутящего момента. Стойкое заблуждение, которое разделяют даже опытные водители, видимо пришло из мира грузовых дизелей, где даже есть зеленая зона на тахометрах, которая показывает максимальную экономичность. У бензиновых моторов такого нет, а все потому что они прилично крутятся. Например, у корейского мотора 1,4, который ставился на первые Rio и Solaris, максимальный крутящий момент был на 5000 оборотах. Это что же, для экономичной езды нужно их постоянно поддерживать? Конечно, это бредовая версия.

Обороты двигателя 1.6 Gamma Hyundai Solaris и Kia Rio
Обороты двигателя 1.6 Gamma Hyundai Solaris и Kia Rio

Чем обороты ниже, тем ниже и расход, но только до определенного предела, пока двигатель не захлебывается и не работает с натугой, тогда расход наоборот увеличивается. Главное, понимать где проходит это граница между «спокойно работает на низких оборотах» и «захлебывается». Хотелось бы тут дать какую рекомендацию по конкретным значениям, но перечитайте прошлый пункт – дать один рецепт на все случаи жизни невозможно.

Интересно, а можно предположить, в каком режиме движения будет самый низкий теоретический расход топлива? Можно. Самый экономичный режим – это езда с постоянной скоростью на минимально комфортных для мотора оборотах на высшей передаче. То есть для машин с 4-ступенчатой коробкой – это около 40 км/ч, для 5-ступенчатой – около 65 км/ч, для 6 ступенчатой – около 75 км/ч, хотя тут многое зависит от подбора передаточных чисел в трансмиссии, бывают случаи, которые из этого ряда выбиваются (пример Ларгус с реношными моторами, которые на 5-й спокойно едут уже с 45 км/ч). Важны и характеристики мотора. Например, некоторые турбированные двигатели уже с 1500 оборотов демонстрируют высокий крутящий момент и едут очень уверенно, среднестатистический атмосферник на таких оборотах только просыпается и с такими оборотами может ехать только по ровной дороге. Оговоримся, что приведенные скорости именно для поддержания движения, а не для разгона, разгоняться лучше на более высоких оборотах. Но только разгоняться – большого смысле постоянно ехать на повышенных оборотах нет, это только лишний бензин в трубу.

Обороты на скорости Volkswagen Polo Sedan
Обороты на скорости Volkswagen Polo Sedan

На тахометре автомобиля не случайно много делений – в зависимости от ситуации пользоваться можно и нужно всей шкалой: и ехать почти на холостых, и крутить до максимума. В обычном режиме движения обороты предпочтительнее немного ниже средних, но разные для отличающихся ситуаций. Сложного в выборе оборотов ничего нет – нужно немного опыта и чувства автомобиля. И хотя все рассказанное в этой статье вряд ли является каким-то открытием, автор материала в своей практике не раз сталкивался даже с, казалось бы, опытными водителями, которые либо по городу не используют повышенную передачу даже после того как закончили разгон, либо не включают повышенную при необходимости ускорится. Такая простая человеческая лень понемногу сокращает ресурс мотора и увеличивает расход топлива.

Автор — Александр Нечаев.

Комментариев (7)

  • Робот дсг в обычном режиме переключает передачи уже на двух тысячах оборотов. В спорт режиме может раскрутить мотор до 4500 об/мин.

    Phill Новичок
    09.10.2020 в 06:45
  • Пару дней назад решил проверить, как поведет себя мотор моего "Равона R-2" на самом щадящем режиме.
    Машина — трехлетка с пробегом 65 тыс.км. Мотор 1,25 литра, 84 л/с.
    Ровное Киевское шоссе от МКАД до Апрелевки (40 км). В салоне два некрупных человека. Кондиционер выключен, но печка работает. Скорость все время старался держать 70-80 км/час. Четырехступенчатая коробка-автомат "Aisyn". Бензин — 92-й.
    Итог теста: расход топлива все время держался в районе от 4,2 до 4,4 литра/100 км.
    Вот вам и устоявшееся мнение, что, якобы, "на ручке" ездить можно экономнее, чем на автомате. То ли у меня автомат какой-то особенный, то ли мотор попался удачный. Не знаю.
    Но даже на трехцилиндровом ДЭУ-ТИКО с механикой я — достаточно опытный водитель с 30-летним стажем — таких хороших показателей не добивался.

    19.11.2020 в 01:51
    • R-2 на механике с таким мотором нет, так что сравнить нельзя, автомат чисто теоретически может быть экономнее за счет более длинной высшей передаче. Например, так у Патриота, автомат 6 ступеней, механика — 5, у нее обороты выше на трассе и расход тоже.

      19.11.2020 в 14:00
  • думаю +/- можно копировать поведение автоматических коробок на таком же двигателе. Если катишься размеренно не торопясь, то они будут подбирать передачу под обороты 2000-2200. Разгоняешься и давишь педальку на половину — прокрутят до 3000-3500. Разгоняешься активно, педаль ну почти до упора, то и крутят до 4500-5000. Отпустишь газ — опять подберёт чтобы было 2000. Примерно так же и на механике езжу. Нечего тут особо выдумывать. Нужен разгон — даём обороты, катимся равномерно — обороты пониже, но чтобы двигатель не начал дёргаться.

    Саша Новичок
    20.11.2020 в 11:21
  • Ну слушай МЕХАНИКОВ, они тебе ещё не то расскажут, потому что МЕ-ХА-НИ-КИ, они ничем от тебя не отличаются, автомобиль нужно доверять автослЕсарям, не слесарЯм, которые двигателЯ ремонтируюти, вместо моторов, фильтрА меняют вместо фИльтров, если не понимаешь разницу, спроси-объясню.

    Игорь Новичок
    12.12.2020 в 16:38
  • Из опыта.У меня Субару Импреса…коробка автомат.Если ездить по городскому циклу…через месяца два она становится тупая.Если поставить в режим спорт и поездить по трассе километров 200…всё она ожила…езда на малых оборотах явно не нравится машине…

    12.12.2020 в 19:47
  • В некоторых местах с автором сильно не согласен. Научите студентов — будут вечно на всех передачах ездить на оборотах близким к холостым.
    Цитата: Самый экономичный режим – это езда с постоянной скоростью на минимально комфортных для мотора оборотах на высшей передаче. То есть для машин с 4-ступенчатой коробкой – это около 40 км/ч, для 5-ступенчатой – около 65 км/ч, для 6 ступенчатой – около 75 км/ч. Конец цитаты.
    Вне зависимости от настроек и параметров бензинового (у дизельного немного по-другому) у среднестатистического водителя обороты рабочего режима в пределах 2500 плюс-минус 500-600 об/мин. Обороты максимальной экономии от 2000 до 2500 об/мин. В результате при спокойном режиме разгона переключения с 1 на 2 передачу — при скорости 20-25 км/ч (под 3000 об/мин), со 2 на 3 пер. — при скорости 35-40 км/ч (обороты те же), с 3 на 4 передачу — 55-65 км/ч (то же самое). 5-ю передачу я лично включаю только при скорости 85-95 км/ч и не меньше (обороты под 3000). Естественно, при разгонах на спусках переключаемся раньше, на подъемах — позже и бОльшими оборотами.
    Т. е. ездить на 5-й в городе и на 4-й при 40км/ч (при этом обороты будут около 1200) это значит сильно перенагружать агрегаты. Если неправ — можете меня застрелить едкими комментариями.

    СергейЮ Новичок
    24.12.2020 в 12:21
  • Рабочий режим двигателя 2000-3000. Повышение передачи на 3000.

    Сережа Сереж Новичок
    30.12.2020 в 00:14
    • логон 102 силы при 60 км просит пятую обороты тогда падают до 2.5 эт как нормально ? ток купил недавно 95 года ну я сразу переключаю на повышенную передачу там зелёнка загорается переключить эт как дайте совет

      сергей Новичок
      04.01.2021 в 01:29
Комментировать
Мы ценим ваше участие и помощь,
поэтому самые активные получают подарки

Похожие статьи

  • Яндекс.Метрика
  • Уже зарегистрирован?
    Не помню пароль
    Войти при помощи соц. сети
     
    Нет регистрации?
    Зарегистрироваться
    Забыл пароль?
    Введи свой e-mail который ты указывал при регистрации и мы отправим тебе ссылку для изменения пароля.
    Кажется, я вспомнил пароль!
    Регистрация
    Сброс пароля
    Ваш новый пароль отправлен на указанную почту!
    Регистрация на сайте
    Вход на сайт

    Адрес вашей электронной почты *:

    Пароль *

    Повторите ваш пароль *

    Логин:

    Пароль