Как покупать б/у запчасти — важные моменты
Никто не сомневается, что российский авторынок ждет ренессанс разборок и торговли б/у запчастями. Поставки новых деталей сократились, а те, что все-таки везут, сильно подорожали – тут не до жиру хоть как-нибудь отремонтировать автомобиль. Покупка б/у запчастей не самый плохой из способов сэкономить, нужно только понимать что, как и где на вторичном рынке запчастей покупать. Этому и посвящена наша статья.
Что покупать
Автомобильные запчасти можно разбить на три категории: которые не стоит покупать на вторичном рынке, которые стоит покупать на вторичном рынке и над покупкой которых на вторичном рынке нужно подумать.
Сразу отказаться от б/у разумно в случае расходников. Все запчасти, которые имеют какой-то регламентированный срок службы весьма странно покупать не новыми. Свечи, ремни ГРМ и вспомогательных агрегатов, жидкости, фильтры – короче все, что прописано в регламентном обслуживании авто с указанием конкретного срока пробега. Ибо этот срок указан с учетом износа детали, а сколько она прошла до вас вы знать не можете.
Значит сразу нет.
В эту же категорию мы бы добавили запчасти, которые имеют не фиксированный, но ограниченный срок службы. Прежде всего, это подвеска. Да, на шаровые, амортизаторы, рулевые наконечники и прочая-прочая нет четких регламентный процедур – их меняют по состоянию, но в большинстве случаев ресурс ходовой части по нашим дорогам не слишком уж и велик. Детали относительно быстро вырабатывают ресурс, какая его часть уже была израсходована до вас никто знать не может. В категорию «не покупать б/у» мы бы отнесли и элементы выхлопной системы. Они быстро ржавеют и прогорают – нет смысла их искать на вторичном рынке.
Еще мы бы не рекомендовали покупать б/у запчасти, которые сложно менять. Например, помпу, ролики, сцепление, сальники и так далее. Их ресурс на большинстве автомобилей вроде бы даже и неплохой, но высока стоимость работ по замене, так что покупать новые детали и реже их менять зачастую оказывается выгоднее. На срок службы новой детали может потребоваться две запчасти б/у. По запчастям это может быть даже дешевле, но за замену платить придется два раза, что сведет экономию на нет.
Но есть и случаи, когда запчасти есть смысл изначально искать б/у. Их все объединяет два фактора, во-первых, они не имеют определенного ресурса и без механических повреждений могут служить долго, во-вторых, качество оригинала выше, чем у аналогов. Самый яркий пример это кузовные детали. Да, на многие машины продают неоригинальную кузовщину, но уже не раз доказано, что заводские элементы, качественно оцинкованные, прогрунтованные и покрашенные ходят дольше чем новое китайское железо. Естественно, это актуально для неповрежденных и неремонтированных б/у деталей. Но на многие машины купить подержанную кузовщину в хорошем состоянии можно, и в большинстве случаев это предпочтительнее нового Китая.
Примерно такая же ситуация с оптикой. Почти всегда за примерно одну цену новый неоригинал светит хуже, чем старая оригинальная фара. Естественно, мы говорим про оптику в хорошем состоянии – с незатертым пластиком, невыгоревшим отражателем, с целыми креплениями. Удалось найти такую фару на разборке – это лучше чем «мейд ин чайна».
В третьей категории запчастей покупку б/у нужно просчитывать и сравнивать цены. Сюда мы отнесем такие элементы как навесное оборудование, элементы салона, радиаторы, проводку, электрические блоки и компоненты, климатические системы. Тут однозначных рекомендаций нет, в каждом конкретном случае мы бы смотрели на стоимость новой детали и стоимость б/у и принимали решение в зависимости от обстоятельств. Иногда подержанная запчасть сильно дешевле, а иногда стоит даже дороже нового неоригинала, который все-таки новый.
Такой же подход разумно применять и к сложным деталям в сборе типа двигателя, коробки передач, рулевой рейки, задней балки. Тут выбор о покупке нового агрегата обычно не стоит, потому что это совсем неразумные деньги, но с покупкой б/у успешно конкурирует капитальный ремонт. Моторы, коробки и прочие сложные агрегаты успешно перебираются и восстанавливаются. Да, это обычно дороже чем просто купить подержанную деталь, но ресурс после капремонта куда выше. В общем, тут тоже нужно думать по каждому конкретному случаю, в таких обстоятельствах универсальной рекомендации нет.
Где покупать
Основной источник подержанных запчастей это авторазборки. Они существовали всегда, даже в благополучные годы, предполагаем, что теперь их станет гораздо больше. Разборки можно разделить на универсальные и специализированные. Первые разбирают все подряд, вторые работают только с определенными моделями. Для покупателя оба типа имеют свои плюсы и минусы. Сотрудники универсальных разборок хуже знают совместимость запчастей, редко могут подсказать по выбору, менее аккуратно осуществляют демонтаж (опять-таки из-за незнания какой-то специфики модели), но зато у них обычно ниже цены из-за большого объема продукции. Специализированные разборки наоборот обладают большей экспертизой по моделям, аккуратнее разбирают, лучше понимают в совместимости, но цены у них обычно заметно выше. Где покупать б/у запчасти? Нужно держать в голове оба типа разборок, а выбирать к кому обратиться по ситуации.
Интересный вариант покупки запчастей это агрегаторы типа ferio.ru или baza.drom.ru. Их достаточно много, эти два сайта мы привели в качестве примера, не обязательно искать только там. На подобных агрегаторах большое предложение о продаже запчастей от разборок со всей России, что таит дополнительные плюсы. Во-первых, огромный выбор и возможность найти даже редкие позиции, во-вторых, чуть более низкие цены из-за конкуренции продавцов. Но интернет-покупки таят и проблемы. Нужно платить за доставку, есть риск нарваться на мошенников и очевидные проблемы с гарантией. Об этом мы скажем чуть ниже.
Наконец, пусть скудным, но источником запчастей являются частные объявления на сайтах типа «Авито» или «Юла». На самом деле не так уж и мало людей, которые или купили запчасти и не стали ремонтировать авто или ошиблись при заказе и деталь на их машину не подошла, а теперь они это продают. Встречаются и частники, которые распродают свои машины по частям. Такие объявления – неплохой способ приобрести запчасти по цене ниже магазинных. Правда, тут нужно обладать хорошей экспертизой по части совместимости деталей, ориентироваться в ценах для торга, уметь оценить качество запчасти.
Как выбрать
Увы, но покупка подержанных запчастей требует выработки определенного навыка в определении их качества. Для каждого типа детали есть свои нюансы в выборе, все мы в рамках одной статьи не перечислим. Но в любом случае любой осмотр нужно начинать с внешнего состояния и проверки элементов крепления. Если с этим проблемы, то от покупки точно стоит отказаться. Хороший внешний вид не означает, что деталь исправная, но плохой точно сулит проблемы.
Уверенности в покупке могла бы добавить гарантия, но с этим в сфере подержанных запчастей плохо. У частников обычно вообще никакой гарантии нет, кто-то, возможно, пойдет на уступки и вернет деньги в случае проблем, но это редкость. У крупных разборок обычно какой-то гарантийный срок есть, обычно это 1-3 месяца, больше крайне редко встречается. Его хватает разве что на то, чтобы установить запчасть и проверить работает ли она вообще, но никакой ресурс это не подтверждает.
На уважаемых разборках обычно проблем с возвратом не возникает, правда, стоимость работ по снятию и установке никто не возмещает. Эти траты все равно остаются на владельце. Это к вопросу о покупке б/у запчастей с дорогим монтажом. Наличие хоть какой-то гарантии определенный плюс для выбора разборок в своем городе, с ними обычно проще договориться, да и тратиться на обратную пересылку не нужно.
Итого
Авторазборки и рынок б/у запчастей существовал всегда, владельцы пожилого премиума вообще на них живут, потому что покупка новых запчастей неразумна с учетом остаточной стоимости всей машины. Но теперь из-за дефицита и снижения уровня жизни к ним присоединятся и владельцы относительно свежих и бюджетных авто. Б/у запчасти это не плохо само по себе, ничего стыдного или противного в их использовании нет, нужно только понимать в каких случаях есть смысл искать запчасти на разборках, а в каких нет. Надеемся, что наша статья помогла прояснить эти моменты.
Автор — Александр Нечаев.
Комментариев (0)