Зачем нужны хабы и как их выбрать
Хабы появились после Второй мировой. Война закончилась и оставила огромное количество ветеранов, неприспособленных к мирной жизни. Подобно людям — участникам боевых действий, полноприводная военная техника не находила себе место на гражданке. Армия больше не нуждалась в большом количестве легковых автомобилей повышенной проходимости. Встал вопрос об их дальнейшей судьбе.
Фирма Willys первой отреагировала на этот вызов и разработала колёсную муфту свободного хода. Так появились первые хабы.
Что это
Хабы — это устройства для отключения колеса от полуоси на автомобилях с подключаемым полным приводом. Кроме термина «хаб» встречаются и другие названия — «ступичные замки», «колёсные муфты свободного хода», но все они означают одно и то же.
Однако, сухое определение не даёт полной картины. Чтобы разобраться, как работают хабы и для чего их устанавливают, нужно понимать, как устроен подключаемый полный привод. Он же Part-time.
Крутящий момент с КПП передаётся на раздаточную коробку. В соответствии с названием, она раздаёт момент на переднюю и заднюю ось через карданные валы. Последние, в свою очередь, подключены к осевым дифференциалам. И наконец, от дифференциалов через полуоси, крутящий момент добирается до колёс.
По задумке инженеров, когда внедорожник выезжает на твёрдое покрытие, водитель отключает переднюю ось. Уменьшается нагрузка на мотор и трансмиссию, а значит, и расход топлива. Но не стоит забывать, что ступицы передних колёс постоянно соединены с полуосями. Стоит автомобилю тронуться с места, как полуоси, передний кардан и шестерни раздатки, которые к нему подключены, начинают вращаться.
Получается, что часть трансмиссии, предназначенная для передачи момента на переднюю ось, вращается и изнашивается без надобности. Но этого можно избежать, если отключить ступицу колеса от полуоси. И вот мы вернулись к определению хаба, которое теперь звучит не так мудрено.
Устройство
Внутри хаба две втулки. Одна из них соединяется со ШРУСом, назовём её ведущей. Вторая — подвижная втулка — имеет два положения. Если она соединена с валом ШРУСа, вращение колёс передаётся на полуоси и далее до раздатки. Логично, что во втором положении подвижная втулка выходит из зацепления с ведущей втулкой и крутящий момент от колёс никуда не передаётся.
Зачем и кому нужны
Хабы не нужны только на внедорожниках, которые не выезжают на шоссе. Но таких, скорее всего, не существует. Отключив колёса от передней части трансмиссии, мы снижаем сопротивление движению автомобиля. Улучшается накат, и уменьшается расход топлива. Для примера, на Патриоте разница в расходе составит в среднем 1,5 литра на сотню. Накат положительно влияет не только на расход, но и на динамику.
Виды хабов
Колёсные муфты бывают механические и автоматические.
1. На механических хабах стоит переключатель с двумя положениями 4х4/4х2. Перед выездом на шоссе вам придётся остановиться и выйти из чистого и прогретого салона, чтобы отключить передние колёса. Это единственный минус традиционной механики. Зато ресурс механических хабов самый большой — их хватит до конца жизни самой трансмиссии.
2. Автоматические. Они срабатывают вместе с отключением полного привода. Для этого не нужно выходить из машины, только сделать остановку, ведь в движении втулки не выйдут из зацепления.
Зато придётся выходить из машины через некоторое время, когда они откажут в самый неподходящий момент. Ресурс таких муфт меньше, чем у классических.
Автоматические хабы отличаются по типу привода.
a. Механические. После отключения полного привода необходимо сдать назад на 3-5 м для «размыкания» хабов. Надёжность зависит от производителя — японские и бразильские служат не хуже ручных.
b. Вакуумные. Насос откачивает воздух из полости хаба, и ступица соединяется с полуосью под действием разряжения. Чтобы такая система работала, полость муфты должна быть герметична. Однако с износом пары «сальник-полуось», герметичность нарушается, и механизм выходит из строя. При этом водитель может ездить на включенном хабе, даже не подозревая об этом.
c. С электроприводом. Втулками управляет мотор, который плохо защищён от грязи и влаги. Рано или поздно он выходит из строя и хабы не срабатывают.
d. Гидравлические. По аналогии с пневматикой, для работы требуется герметичность — в этом их основной минус. Сальники со временем дубеют и пропускают масло.
Производители
Топовые хабы производятся в Бразилии компанией AVM. Конкуренцию им составляют отечественные РИФ и redBTR, японские Aisin и американские Warn. Есть и китайские копии всех названных марок.
Заключение
Колёсные хабы — полезный тюнинг. Впрочем, на многих внедорожниках они устанавливаются в качестве опции от дилера. Колёсные муфты снижают расход топлива и увеличивают ресурс трансмиссии и если вы решитесь их установить, придерживайтесь некоторых правил.
- Нельзя постоянно ездить на отключенных хабах — металл имеет свойство прикипать. К тому же узлы трансмиссии должны иногда вращаться для равномерного смазывания деталей.
- Как и любое механическое устройство, ступичные замки необходимо периодически осматривать и обслуживать. Важно выбирать качественную смазку, которая сохранит свойства в при любой температуре. Забитые дешёвой смазкой хабы часто не срабатывают в мороз.
Автор — Михаил Крупнов.
Комментариев (0)