Ferrari 348: последнее творение великого Энцо Феррари
Именно этот, сегодня уже слегка подзабытый автомобиль считается последним, на производство которого «дал добро» сам Коммендаторе – Энцо Феррари.
Впрочем, если разработка модели началась еще при жизни великого промышленника, то в серийной версии Ferrari 348 дебютировал лишь через год после его смерти – в сентябре 1989-го на выставке IAA во Франкфурте-на Майне. Оказавшись слегка в тени «суперседана» Lotus Omega, а также гиперкаров Lamborghini Diablo и Ferrari F40, эта машина, тем не менее, оставила важный след в истории своей компании.
К слову, делать настоящую суперзвезду из этой модели в Маранелло и не планировали – для этого у Ferrari была уже упомянутая F40. Сверхлегкая, сверхмощная, сверхсложная в управлении и, конечно, сверхдорогая. «Триста сорок восьмая» же относилась к линейке базовых моделей компании. Это своего рода «рабочие лошадки» (если такое выражение в принципе применимо к Ferrari), которые позволяли загружать работой фабрики и главное – приносили прибыль. Предшественницей Ferrari 348 стала линейка 308-328 GTS, выпускавшаяся долгих 14 лет. За это время она успела порядком устареть, потребовав кардинальной модернизации.
Пламенный мотор
В первую очередь, обновлений требовал двигатель. Он сохранил свою схему V8 и четырехклапанные головки цилиндров, но здесь не просто увеличили объем цилиндров с 3185 до 3405 см3, а еще и заменили «механическую» систему впрыска Bosch K-Jetronic на гораздо более актуальный и надежный Motronic от той же немецкой компании. Вместе с повышением степени сжатия с 9,8 до 10,4:1 это дало прирост мощности до 300 лошадиных сил. Если быть точным, чуть ранее тот же мотор (он носил обозначение F129D) дебютировал на обновленном купе Ferrari Monial T, вышедшем весной 1989-го. Но именно в модели 348 отражались параметры двигателя: 3,4 литра рабочего объема и 8 цилиндров.
К сожалению, прибавившая 50 кг снаряженная масса (она почти достигла 1,4 тонны) не позволила новинке совершить скачок в динамических характеристиках. И хотя производитель обещал разгон с места до «сотни» за 4,5 секунд и максимальную скорость 275 км/час, числа реальных замеров от журналистов были скромнее: 6-6,3 секунды и примерно 267 км/час. В любом случае, по предельной скорости Ferrari 348 обошла своих предшественников, ведь в новом кузове инженеры серьезно поработали над аэродинамикой: коэффициент лобового сопротивления составлял отличные для своих лет 0,32.
Красота требует жертв
Сам форм-фактор кузова принципиально не изменился. Из-за двигателя, установленного позади кресел, салон вместе с лобовым стеклом и дверьми был смещен вперед. О втором ряде сидений речи здесь не шло, а багажник располагался спереди, между убирающимися фарами. Его объем оценивается в 180 литров – не так уж и плохо. Но иногда присущий центральномоторным спорткарам задний багажник здесь отсутствовал напрочь. Все кормовое пространство заняли бензобак и, конечно, двигатель с системой охлаждения. Причем весьма солидной: объем антифриза здесь достигал 24 литров! Конечно, штатный 95-литровый бензобак тоже был нелишним, ведь расход топлива легко превышал отметку 20 литров на «сотню»…
Что касается кузова, то конструкторы намеренно не стали увеличивать его заднюю часть: машина сохранила скромную длину 4,23 метра. Причем в сравнении с предшественниками колесную базу растянули на 10 см (до 2,45 метра), и слегка укороченные свесы сделали силуэт более легким и гармоничным.
«Младшая сестра»
Большие решетки на боковинах явно напоминали более старшую Ferrari Testarossa. От нее же заимствовали стилистику задних фонарей. Теперь они были не круглыми, а прямоугольными – и визуально встроенными в решетку радиатора, протянутую через всю ширину кормы.
Дизайн великолепных пятиспицевых «звездообразных» дисков лишь слегка подкорректировали, но размер колес теперь был 17-дюймовым. Причем во многих источниках ошибочно указывается, что резина одинаковая спереди и сзади, но это не так. Правильная размерность – 215/50ZR17 спереди и 255/45ZR17 сзади. С завода здесь шли, естественно, итальянские покрышки Pirelli. Причем только летние: шиповка не предусматривалась…
Труд шофёра
Несмотря на относительно скромную по сегодняшним меркам мощность, совладать с Ferrari 348 на скользкой дороге было не так-то просто. Да, именно с этой модели на автомобили марки серийно устанавливалась система ABS, но никакой дополнительной электроники больше не было. Привод – только задний.
Шестискоростную «механику», тогда уже широко известную на гоночных машинах, здесь еще не внедрили: передач было всего пять. Зато на 348-й создатели заметно подтянули качество отделки интерьера. Качественной кожей уже в базовой версии были обиты не только сиденья, но и часть панелей. Также все машины имели центральный замок, электрические зеркала и стеклоподъемники.
На ряде модификаций можно было получить кассетную магнитолу, кондиционер и окраску металлик, но подушки безопасности или «автомат» – увы, нет. Самое удивительное, что здесь все еще не было гидроусилителя руля!
Разновидности кузовов
Зато сразу, осенью 1989-го, в серию пошли два типа кузова – 348 TB и 348 TS. Внешне они выглядели почти одинаково, но если первый был обычным закрытым купе, то у второго часть жесткой крыши над сиденьями снималась. Впрочем, настоящий родстер Spyder появился позже, в 1993 году. Здесь был полностью складной мягкий верх. В том же году всю линейку доработали: она получила обозначение 348 GTB и GTS. Бамперы и пороги здесь уже целиком окрашивались в цвет кузова, а на фронтальной решетке впервые появился хромированный «жеребец». Помимо этого, инженеры сделали более актуальными параметры мотора, доведя мощность до 320 л.с.
Что почем?
Стоимость стандартной модели Ferrari 348 TB в ФРГ в 1989 году составляла 169 тысяч марок, к 1992 году она увеличилась уже до 195 тысяч, а «Спайдер» выпуска 1993-го доходил до 215 тысяч. Немецкий Porsche 911 Turbo стоил практически столько же, но эта модель предлагала сразу 360-сильный двигатель. Поэтому немудрено, что уже в следующем году настала очередь действительно серьезного «апгрейда» базовой линейки Ferrari, которая получила вновь обновленный кузов, серьезно доработанный двигатель и следующий индекс Ferrari F355.
Несмотря на жесткую конкуренцию и не слишком культовый имидж, 348-я вошла в историю не только как последнее творение компании под началом Энцо Феррари, но и как коммерчески успешная модель. Всего было выпущено 7122 автомобиля в ранних версиях TB/TS 1989-1992 годов и чуть больше 2,7 тысяч обновленных машин GTB/GTS образца 1993-1994 г.г.
Автор — Александр Савин
Комментариев (0)