Nissan 300ZX – спорткар, едва не поставивший крест на серии знаменитых Fairlady
Автомобили Nissan серии Z (также известные как Fairlady), несомненно, входят в тройку самых известных и успешных японских спорткаров за всю историю. Их суммарный выпуск уже перевалил отметку в полтора миллиона экземпляров, а имя Fairlady Z известно во всех уголках земного шара.
Но почему случилось так, что на рубеже столетий всю эту линейку едва не погубила модель, которая по замыслу создателей должна была стать самой быстрой и спортивной, способной потягаться с настоящими спорткарами? Сегодня речь пойдет о вершине эволюции «классических» Fairlady, выпускавшихся в двадцатом столетии – Nissan 300ZX.
История самого семейства началась в 1969 году с появления культового спорткупе Datsun 240Z. На волне успешных шестидесятых, когда японская автопромышленность испытывала небывалый подъем, компания Nissan решилась на выпуск ни много ни мало конкурента Porsche 911!
Судите сами: компактный кузов характерной формы, небольшой вес, рядная «шестерка» под капотом и, конечно, задний привод – все это было у Nissan 240Z. Даже в базовой версии объемом 2,4 литра автомобиль развивал 130 л.с. на японском и европейском рынках и 151 силу – на американском, по стандарту SAE Brutto. Это было даже чуть больше, чем у базовых моделей Porsche, а стоил Datsun гораздо дешевле! Надо ли говорить, что это бы настоящий бестселлер? Уже до осени 1973 года было выпущено почти 168 тысяч купе 240Z, 90% из которых нашли покупателей в США.
Тогда же дебютировал Datsun 260Z. Мощность почти не возросла (153 л.с), а увеличенный рабочий объем нужен был скорее для того, чтобы не потерять в тяговитости, ведь в США в это время уже вводились первые экологические стандарты. Так как спрос на модель не ослабевал (только лишь в 1974-1975 годах за океаном продали 80 тысяч 260Z), японские инженеры пошли еще дальше. В модельном 1976 году двигатель нарастили до 2753 см3, а вскоре он получил систему впрыска, повысившую отдачу до 170 «лошадок». Но уже два года спустя модель 280Z покинула конвейер. Всего за неполных девять лет изготовили 622 тысячи автомобилей!
Появившийся в 1978 году наследник был спроектирован по принципу «от добра добра не ищут». Проще говоря, изменения оказались лишь эволюционными. Модель сохранила характерный «острый нос» и покатую заднюю часть в стиле фастбэк, хотя сам кузов стал шире и существенно нарастил длину свесов. Название сохранилось и вовсе без изменений – 280Z. Двигатель тоже был прежним. Но если в Европе он сохранял свои 170 л.с, то в США, где моторы уже были сильно «задушены» по требованиям правительства, отдача откатилась на уровень 135 сил. Проблему постарались решить установкой наддува (он повышал мощность до двух сотен), но большого спроса это исполнение не нашло. В целом модель оставалась на пике, а общий тираж до 1983 года составил около 400 тысяч машин.
Именно осенью в 1983-м дебютировал главный герой сегодняшнего рассказа – Datsun 300ZX. С начала 1985 года во всех странах машина продавалась уже исключительно под маркой Nissan, но главным здесь был полностью новый кузов. Еще одна радикальная перемена – появление двигателя V6. При неизменном трехлитровом объеме он развивал 140 л.с. в США и 170 л.с в Европе. Новая модель была встречена рынком тепло, но дальше произошло непредвиденное: продажи в США сократились с 73 тысяч машин в 1984 году до 33 тысяч в 1987-м…
Этому есть простое объяснение: вторая половина восьмидесятых принесла в США бум спроса на европейские машины. Какой-нибудь BMW 325i не уступал Ниссану в динамике, но был практичнее: 300ZX из-за слишком короткой базы имел лишь чисто номинальные задние места. Ну а когда появилась BMW M3, стало ясно, что японскому концерну пока нечего ей противопоставить. Концепция Z-серии зашла в своеобразный тупик. Тогда в руководстве Nissan решили оставить нишу спорткаров на «каждый день» и строить настоящий бескомпромиссный суперкар.
Разработка второго поколения 300ZX (или четвертого поколения Nissan Z) началась в октябре 1986-го. Представили машину в 1989-м. Выглядела она как настоящая рыночная бомба! Изрядно скругленный кузов даже несколько опередил свое время, заднюю подвеску заменили на многорычажную, а двигатель V6 вновь сочетал трехлитровый объем с наддувом. Инженерам удалось довести отдачу уже до 280 л.с. Конечно, они получили бы и больше, если бы не законодательное ограничение мощности в Японии именно на этой отметке. Трансмиссии тоже воображение не поражали: 5-скоростная МКПП и 4-скоростной «автомат». Машина «разменивала сотню» за 6 секунд и уверенно упиралась в ограничитель скорости 250 км/час.
Впрочем, для борьбы с Ferrari или Porsche 911 Turbo этого было недостаточно, а уж когда в 1992 году появился новый BMW M3 серии E36, стало ясно, что о большой популярности 300Z можно забыть: модель останется востребована лишь небольшим числом истинных фанатов. Немецкие седаны девяностых ничуть не уступали японскому купе в мощности, но были более пригодны для повседневной езды. Nissan 300ZX ко всему прочему имел очень тесные, чисто номинальные, задние места. И это едва ли не единственное, что роднило его с настоящими суперкарами, кроме внешности. В остальном же Z32 оказался довольно обыденным – а потому банально не выдержал конкуренции!
Это подтверждает и статистика мировых продаж 300ZX: они буквально обвалились с 40 тысяч машин в 1990 году до всего лишь 7 тысяч в 1993-м. Именно тогда стало ясно, что изначальная концепция Fairlady как небольшого и практичного даже при городской эксплуатации купе была наиболее правильной. Как результат: уже при поддержке Renault в 2002 году Nissan «перезапустил» семейство Z с помощью новой модели 350Z. Сменив два поколения (сначала на 370Z, а затем уже просто Nissan Z), эти машины продаются и по сей день…
P.S.: естественно, Nissan 300ZX испытывал серьезную конкуренцию не только от европейских, но и от японских машин. Более того, в девяностые годы он попал в эпоху расцвета самых культовых спорткаров из Страны восходящего солнца: Honda NS-X, Mazda RX-7, Toyota Supra. И в следующих статьях мы продолжим разговор об этих весьма интересных автомобилях.
Автор — Александр Савин
Комментариев (0)