Как проверить утечку тока в автомобиле
Знакомая многим ситуация. С приходом минусовых температур запуск двигателя на холодную становится настоящей проблемой. Аккумулятор, который еще вчера был исправным, сегодня еле прокручивает стартер, либо вообще не отзывается на поворот ключа зажигания. Значит по какой-то причине аккумуляторная батарея разрядилась.
Причины разрядки аккумулятора
Это может быть неисправный генератор, перетертая проводка, не натянутый приводной ремень генератора, отказ реле-регулятора, неисправность самой батареи, либо забытые на ночь потребители. Но основной и частой причиной, разряженного аккумулятора, является большая величина утечки тока в цепях электрооборудования автомобиля.
Зачастую данная проблема возникает в каком-либо электронном приборе из дополнительного оборудования, наличие которого становится все больше в современных авто. Также питание к этому нештатному оборудованию выполняется самостоятельно, часто без надлежащей защиты проводки, где нередко возникают короткие замыкания.
Если же причину утечки не установить и ликвидировать (зачастую автовладельцы покупают новую батарею, считая, что старая уже выходила свой ресурс, либо неисправна), то не помогут никакие новые аккумуляторы, так как они также быстро разрядятся.
Следовательно, при быстром разряде батареи рекомендуется сразу, не откладывая на спасительное потом, найти и устранить проблему разрядки аккумулятора своими руками, либо обратиться за помощью в автосервис. Это вызвано тем, что помимо проблем с запуском, есть вероятность короткого замыкания, выхода из строя оборудования (которое совсем не дешево), а также возможность и возгорания автомобиля.
Почему важно знать величину тока утечки в автомобиле
При температуре наружного воздуха порядка -10 -15 градусов Цельсия пусковой ток стартера составляет порядка 276-280А. а при прогреве двигателя стартеру будет достаточно и 180-200А. Поэтому, если пусковой ток аккумулятора составляет порядка 450А, а батарея наполовину разряжена, то уменьшается и величина пускового тока, и при минусовой температуре она способна отдать ток лишь на одну две попытки запуска двигателя стартером. Далее, как правило, водитель услышит треск втягивающего реле, что подскажет о том, что батарея полностью разряжена и уже не в состоянии проворачивать стартер.
Плюс к этому любой свинцовой-кислотный аккумулятор имеет просадку при минусовых температурах, то есть теряет часть своих стартерных характеристик. Скажем даже исправная батарея имеющая пусковой ток 600А, простояв на морозе ночь будет иметь ток порядка 400А. Если вдобавок к этому имеется повышенный ток утечки, то аккумулятор может разрядится буквально за сутки.
Почему считается нормой потребление тока утечки до 0.05 -0.06А?
Основные потребители тока в покое:
• ЭБУ потребляет в покое 0.03А
• Блок сигнализации – 0.02А
• Магнитола — 0.01А (при правильном подключении питания)
Допускается потребление тока утечки до 0.08А (80мА) при наличии нештатного оборудования (видеорегистратор, навигатор и пр.).
Приборы для проверки тока утечки:
• Мультиметр;
• Токовые клещи.
Порядок замера:
Мультиметр (тестер) – один провод прибора устанавливаем в гнездо «минус» (черный провод), второй в гнездо проверки постоянного тока 10А, а указатель прибора переводим в сектор «10А».
В данном положении гнезд проводов нельзя касаться ими клемм батареи (плюсу и минусу), во избежание короткого замыкания.
• Выключается зажигание, закрываются все двери, багажник;
• Снимается клемма «минус» с аккумуляторной батареи;
• Провода мультиметра устанавливаются в разрыв между выводом батареи и снятой минусовой клеммой;
• После подсоединения выводов тестера его показания могут быть завышены, так как электронные приборы должны будут уйти в спящий режим;
• По истечении порядка 2-5-7 минут. Показания сбросятся до реальных значений утечки тока в цепях авто;
• Нормой при этом считается потребление тока порядка 0.03 – 0.05 А;
• Повышенные показания тока «подскажут» что в цепи есть элемент, потребляющий большой ток при выключенном зажигании;
Токовые клещи – не снимая клемму с батареи (что очень удобно, так как не стирается память электронных устройств), защелкиваем их разъем на минусовом проводе, ставим прибор в положение измерение постоянного тока и смотрим на показания прибора.
Схема поиска потребителя тока:
• Мультиметр или токовые клещи, остаются в прежнем положении (между выводом батареи и минусовой клеммой, а клещи вокруг провода «минус»);
• Далее необходимо вынимать поочередно все предохранители, следя при этом за показанием прибора;
• Как только при снятии очередного предохранителя показания придут в норму, значит найдена цепь, в которой находится «жук», съедающий емкость батареи;
• Это может быть один или несколько потребителей;
• Затем узнаем по документации к авто описания предохранителей, какие приборы защищает данный предохранитель, ставим его на место и начинаем поочередно отключать приборы этой цепи от питания;
• Когда при снятии очередного потребителя от питания, ток утечки придет в норму, значит данный элемент и является искомым «жуком»;
• Проверяем найденный элемент на предмет неисправности, восстанавливаем его, либо заменяем на заведомо исправный;
Если после снятия всех предохранителей ток утечки остается высоким, то нужно проверить такие мощные потребители как генератор и стартер. В редких случаях утечка тока может быть вызвана неисправностью генератора, где «жук» может находиться либо в диодном мосту, либо в реле-регуляторе, объединенном с щеточным узлом.
Для проверки утечки тока необходимо отдать провода от вывода «плюс» генератора и сравнить показания тестера. Если проблема с генератором, то его рекомендуется снять и выполнить полную профилактику и необходимый ремонт его элементов.

От стартера отдается провод «плюс», идущий от аккумуляторной батареи и показания прибора сравниваются до и после снятия.
Совет. При проведении проверки не лишним будет опустить одно из стекол автомобиля, в случае, если что-то пойдет не так и сигнализация закроет дверные замки.
Еще пару слов
Чтобы однажды не встать на дороге зимой вдалеке от населенных пунктов, при любых признаках неисправности батареи рекомендуется периодически проверять, дает ли генератор полноценную зарядку и попутно проверить ток утечки в цепях электрооборудования вашего авто.
Комментариев (4)
Уважаемый, это очень хорошая статья, все доступно описано.Здоровья Вам и всех благ.
"Провода мультиметра устанавливаются в разрыв между выводом батареи и снятой минусовой клеммой";, не хотел писать коммент, но аффтор ты просто суппергений, в разъёме клеммы снятой с аккумулятора ты намеряешь только 50-60% потерь, ибо через такой проводник часть потребителей просто не будет работать… , учи матчасть…
• После подсоединения выводов тестера его показания могут быть завышены, так как электронные приборы должны будут уйти в спящий режим;
Ну что за безграмотность ? В спящий режим уходит шина передачи данных, её трансиверы, драйверы, установленные в каждом модуле которые подключены к шине, они переходят в режим Standby.
Здравствуйте. Не разу не видел утечку на диодном мосту. это должен быть сквозной пробой обоих плеч моста. И как показывает практика, мосты насквозь не пробиваються. Разве что пробьется верхнее плечо и сразу статор на минус пробьет. ну это моя практика и теория. С ув. Эдуард