ВАЗ-2106 – седан, ставший классикой еще при жизни

Пожалуй, из всего многообразия тольяттинской «классики» особняком стоит именно ВАЗ-2106. Поначалу самый скоростной и престижный, а позднее самая массовый и народный седан страны.

ВАЗ-2106 "Жигули 1600"
ВАЗ-2106 «Жигули 1600″

Огромный шаг на пути к будущей «шестерке» завод сделал еще в 1973 году – выпустив самую передовую, мощную и престижную на тот момент модель ВАЗ-2103. Причем «роскошь» здесь отнюдь не ограничилось новыми фарами и бамперами. Машина получила значительно доработанный салон с новой передней панелью, креслами и приборами (включая электрические часы). Безопасность «подтянули» за счет обязательных ремней безопасности спереди, вакуумного усилителя тормозов и улучшенной светотехники. И самое главное – полуторалитровый двигатель, который должен был развивать 77 л.с…

ВАЗ-2103 "Жигули" '1975–84
ВАЗ-2103 «Жигули» ’1975–84

Но, едва поставив на конвейер люкс-модель Жигулей, в Тольятти стали готовить еще более «продвинутую» ее модификацию. Будущую новинку назвали ВАЗ-2106. В производство она пошла в феврале 1976 года. Казалось бы, между появлением «тройки» и «шестерки» прошло всего три года, но последняя имела целый ряд заметных отличий, в том числе касающихся внешнего вида.

ВАЗ-2106
ВАЗ-2106

Причина довольно проста: в середине семидесятых автомобильная мода вновь стала меняться: вместо огромного количества хрома производители стали выставлять на показ черные пластиковые детали. Именно они и оказались главным внешним отличием «шестерки» от «тройки». Черным стало обрамление фар, а также «клыки» и боковины бамперов. Появились совершенно новые задние фонари со встроенной подсветкой госномера – она также пряталась в корпусах из некрашеной пластмассы. Современнее стал и интерьер, причем тоже в первую очередь с оглядкой на безопасность. Здесь внедрили кнопку «аварийки» и отдельную лампу низкого уровня тормозной жидкости, а также подголовники передних кресел и новые дверные подлокотники.

ВАЗ-2106 '1974–2006
ВАЗ-2106 ’1974–2006

Штатной обивкой сидений вместо кожзама теперь был велюр, а расцветки стали более сдержанными: по крайней мере, встретить ВАЗ-2106 с красной обивкой гораздо сложнее. На некоторых машинах уже с завода можно было получить радиоприемник, задний противотуманный фонарь и электрообогрев заднего стекла. Сменились шины – теперь это были более низкопрофильные покрышки МИ-166 размерности 175/70R13. Впрочем, большинство источников утверждает, что до 1981 года на «шестерке» еще стояла резина шириной 165 мм от «тройки»…

Торпедо ВАЗ-2106
Торпедо ВАЗ-2106

Важнейшее изменение под капотом – это, конечно, новый двигатель. Его разработали на базе «троечного», нарастив диаметр цилиндра с 76 до 79 мм, что дало увеличение рабочего объема с 1452 до 1569 см3. Прибавка в мощности была несущественной (до 79-80 л.с), зато агрегат оказался заметно более тяговитым. Максимальная скорость впервые для тольяттинских машин превысила 150-километровую отметку (152 км/час), а разгон до «сотни» сократился до 17 секунд. Коробка передач – стандартная четырехступенчатая от ВАЗ-2101. С 1987 года ее заменили на «семерочную», а годом позже стали внедрять и новую пятискоростную.

Двигатель ВАЗ-2106
Двигатель ВАЗ-2106

Конструкторы настраивали силовой агрегат в расчете не только на улучшенную динамику, но и на повышение экономичности. И все же экспорт ВАЗ-2106 шел не очень хорошо – особенно это касалось европейских стран с довольно высокими ценами на бензин. Напуганные топливным кризисом 1974 года, тамошние обыватели быстро дали обратную связь: машина нравится своей новизной и солидностью, но двигатель кажется избыточно крупным и прожорливым, можно поставить и поскромнее. В Тольятти довольно оперативно отреагировали на эти замечания и уже в 1979 году выпустили модель ВАЗ-21061 (с мотором от «тройки») и еще более скромную ВАЗ-21063 с двигателем от ВАЗ-21011 (объемом 1,3 литра и мощностью 64 л.с.).

Экспортная Lada 1600
Экспортная Lada 1600

Именно с этого момента ВАЗ-2106 начал свой путь к настоящему успеху. В 1981 году по объемам выпуска (114,5 тысяч машин) он опередил ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103. А через год вовсе стал самой массовой моделью тольяттинского автогиганта – и не упустил этот статус почти до самого конца девяностых! Ну в восьмидесятые завод продолжал наращивать производство: в 1982 году он изготовил 179 тысяч, в 1985-м – 225 тысяч, в 1988-м – рекордную 231 тысячу. Проще говоря, на «шестерки» тогда пришлась целая треть от всего выпуска автомобилей в Тольятти!

Lada 1500 SL (21061) '1979–83. Экспортная версия для рынка Финляндии с двигателем объемом 1.5 л.
Lada 1500 SL (21061) ’1979–83. Экспортная версия для рынка Финляндии с двигателем объемом 1.5 л.

Но в это время Lada уже сделала ставку на новое переднеприводное семейство – «шестерка» покинула западные страны довольно быстро. Как результат – значительное количество «маломощных» модификаций 21061 и особенно 21063 пришло на внутренний рынок. Но здесь интерес к ним был невелик и весной 1994 года оба исполнения ушли с конвейера. Теперь «шестерка» производилась лишь в полноценной 1,6-литровой версии. Но большой радости покупатели машины не испытали, ведь к тому времени она уже потеряла изрядное количество декоративных элементов (первыми жертвой удешевления пали хромированные окантовки колесных арок), да и качество комплектующих пошло вниз…

ВАЗ-2106 "Жигули" '2000–01
ВАЗ-2106 «Жигули» ’2000–01

Из некогда престижной модели ВАЗ-2106 превратился в один из самых дешевых автомобилей в стране – да к тому же был изучен «вдоль и поперек» на предмет ремонтопригодности. Так что и спустя двадцать лет производства спрос на него оставался стабильно велик. Например, в 1997 году выпустили целых 195 тысяч седанов. Но уже через год как гром среди ясного неба прозвучало заявление пресс-службы АвтоВАЗ: «ВАЗ-2106 должен покинуть конвейер из-за необходимости расширить выпуск нового «десятого семейства, а также освоения Самары-2, первенцем которой стал ВАЗ-2115».

Lada 1600
Lada 1600

Вопрос о переносе производства решался довольно быстро: один из крупных производственных партнеров Волжского Автомобильного Завода, Группа СОК, предложил площадку в городе Сызрань той же Самарской области. Предприятие назвали РосЛада, а уже до конца 1998 года оно успело собрать почти 3,5 тысячи «шестерок». Но вскоре между руководство СОК и ВАЗ возникли трения, и в 2001 году последние нашли еще одну площадку – это Ижевский автозавод. Здесь дела пошли лучше, что позволило полностью прекратить сборку в Тольятти. «Шестерку» выпускали в Ижевске пять лет – вплоть до того момента, когда завод полностью перевели под сборку иномарок. Таким образом, самый последний ВАЗ-2106 изготовили в январе 2006 года.

ВАЗ-21065 '1991–2001
ВАЗ-21065 ’1991–2001

Модель провела на конвейерах ровно тридцать лет! За это время выпустили 4 млн 392 тысячи седанов «шестого» семейства. Из них 82 тысячи собрали в Сызрани, 133 тысячи в Ижевске и еще 1745 машин – на территории Украины. Интересно, что удельная доля экспорта у этой модели оказалась заметно ниже, чем у «тройки» или «Нивы». Всего за рубеж отправили чуть больше полумиллиона машин, в том числе 420 тысяч за советский период.

Экспортная версия для рынка Финляндии
Экспортная версия для рынка Финляндии

Существовали варианты с правым рулем, а в общей сложности ВАЗ-2106 поставлялся как минимум в 35 стран мира (не считая государств СНГ после 1991 года). Среди них был не только почти весь «Восточный блок», но и ряд стран Западной Европы, Ближний Восток, Австралия, Сингапур и даже Панама! Канадские варианты имели усиленные алюминиевые бамперы без «клыков». В девяностые и двухтысячные годы стилистически схожий вариант выпускался под именем ВАЗ-21065, имея и ряд других новшеств. Поздние «шестерки» получили нейтрализатор отработавших газов, необходимый для выполнения экологических норм Евро-2…

Экспортная версия для рынка Нидерландов
Экспортная версия для рынка Нидерландов

Конечно, точечные обновления никак не могли сделать безнадежно устаревшую машину современной. Зато «шестерка» провела последние годы жизни на конвейере уже в качестве настоящей классики – доступной и всенародно любимой.

Автор — Александр Савин

Специальная версия Lada 1600 для рынка Германии
Специальная версия Lada 1600 для рынка Германии

Модели по теме

Комментариев (0)

Комментировать
Мы ценим ваше участие и помощь,
поэтому самые активные получают подарки

Похожие статьи

  • Яндекс.Метрика
  • Уже зарегистрирован?
    Не помню пароль
    Войти при помощи соц. сети
     
    Нет регистрации?
    Зарегистрироваться
    Забыл пароль?
    Введи свой e-mail который ты указывал при регистрации и мы отправим тебе ссылку для изменения пароля.
    Кажется, я вспомнил пароль!
    Регистрация
    Сброс пароля
    Ваш новый пароль отправлен на указанную почту!
    Регистрация на сайте
    Вход на сайт

    Адрес вашей электронной почты *:

    Пароль *

    Повторите ваш пароль *

    Логин:

    Пароль