Машины с армянскими номерами конфискуют — почему и что делать

В свое время мы сделали большой материал, посвященный автомобилям на армянских номерах в России, в котором рассказали о том, зачем покупать машину в Армении, какие плюсы и минусы это сулит. В том материале была цитата «В любой момент это хрупкое равновесие может быть нарушено какой-то законодательной инициативой, но пока все работает».

Автомобиль с армянскими номерами в России
Автомобиль с армянскими номерами в России

Мы как в воду глядели, в 2020 году сначала пропал экономический смысл ездить за машинами в Армению, а потом уже начались проблемы у тех, кто успел это сделать – во многих регионах страны такие автомобили начали конфисковать и продавать с торгов. Как такое могло произойти, и что теперь делать владельцам машин с армянскими номерами – разбираемся в этой статье.

ГИБДД на «разогреве»

Все началось с того, что в начале 2020 года Армения окончательно присоединилась к Евразийскому экономическому союзу в качестве полноправного участника. Формально она в нем находилась с 2014 года, но с рядом исключений. «Старые» пошлины на ввоз автомобилей как раз и были одним из исключений, именно из-за них вся тема с армянским учетом и стала актуальной, но теперь пошлины уравнялись – и «растаможка» стоит в России столько же сколько и в Армении. С учетом этого, ехать в Армению за машиной теперь нет смысла – цены там такие же, как и у нас.

Казалось бы, тем, кто успел купить в Армении машину, переживать не из-за чего, но видимо кого-то в руководящих органах российского государства очень напрягла ситуация, что по стране ездит несколько десятков (а может и сотен) тысяч машин, которые были растаможены не по российским ценам, транспортный налог платят в бюджет другой страны, да и слишком часто беспредельничают на дорогах, потому что слабо уязвимы для российского правосудия. С такими машинами было решено бороться.

ГИБДД и автомобили с армянскими номерами
ГИБДД и автомобили с армянскими номерами

Наступление на владельцев «армянских» автомобилей началось по двум фронтам. А арьергарде наступления оказались сотрудники ГИБДД. В некоторых регионах страны они начали штрафовать владельцев машин с номерами Армении по 12 статье КоАП РФ, причем кого-то по первому пункту этой статьи (управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке), а кого-то по третьему (управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза). Правда, это явно противоречит постановлению Правительства РФ №938, в котором сказано, что для автомобилей, зарегистрированных на территории стран-участниц Евразийского экономического союза, действует исключение, и их регистрировать в России не нужно даже при сроке использования более 6 месяцев.

В ГИБДД прикрываются поправками в «Договор о присоединении Армении к ЕАЭС», в которых сказано, что право распоряжаться автомобилем, зарегистрированным в Армении, есть только у гражданина Армении или «лица, постоянно проживающего на территории Армении». Однако документ принят в 2020 году и обратной силы иметь не должен. Кроме того, в бумаге не сказано как трактовать формулировку «постоянно проживающий». При постановке на учет все россияне делали в Армении прописку (это обязательное условие). При наличии регистрации можно считаться «постоянно проживающим»?

В ГИБДД, как известно, на формальности не любят смотреть – раз пришел приказ сверху, то штрафуют. На первый взгляд наказание по 12 статье КоАП РФ невелико – штраф 500 рублей. Но это только в первый раз. За повторное нарушение – уже 5000 рублей или лишение прав на срок до 3 месяцев. Конечно, все нарушают повторно.

Соло от таможни

Но ГИБДД это еще не самое страшное. Куда хуже для владельцев «армянских» машин оказалась таможня. В некоторых регионах она проводит рейды, вылавливая как они считают незаконные машины, конфискуют их и продают на торгах. Юридическое прикрытие этих процедур вроде как бы имеется. В таможенных органах нашелся грамотный юрист, который раскопал, что в договоре о присоединении Армении к ЕАЭС, подписанном в 2014 году, есть оговорка, что товары, на которые сохраняются льготные пошлины, должны обращаться только в пределах Армении и не вывозиться за ее пределы. Именно на этот документ и напирают сейчас таможенники. Три года, что в Россию активно ввозили автомобили, никто его не замечал, не знали о нем и мы, когда писали первую статью, но теперь вдруг за его исполнением начали пристально следить.

Ввоз автомобилей из Армении
Ввоз автомобилей из Армении

Получается, что если машину ввезли в Армению до 2014 года, а потом продали россиянину, то тот может на ней спокойно ездить. А вот если растаможка была после 2014 года (а таких машин среди «армянских» подавляющее большинство), то для их ввоза в Россию нужно доплачивать разницу между армянскими и российскими пошлинами, что на корню убивает весь экономический смысл затеи, ведь именно из-за экономии на пошлинах все и ехали в Армению.

Вроде бы не подкопаешься, если бы не два момента. Во-первых, судя по этому тексту, армянская таможня обязана была не выпускать из страны машины, растаможенные после 2014 года и купленные гражданами другой страны, а российская таможня обязана была такие машины не впускать без полной «растаможки». Но обе таможни вели себя так, будто документа 2014 года вообще не существует, а теперь вдруг спохватились.

Во-вторых, в 2019 году многие владельцы писали в российскую таможню официальные запросы, можно ли эксплуатировать в нашей стране такие машины, и получали ответы на официальных бланках, подписанные высшими должностными лицами таможенных органов, что никаких проблем, можно ездить спокойно. Теперь же в некоторых регионах страны машины конфискуют у владельцев и продают с торгов. Вот вам и «можно ездить спокойно».

ГИБДД и авто с армянскими номерами
Фото: Максим Коротченко/ТАСС

Что делать

Облавы и рейды ГИБДД и таможни накрыли пока не всю страну – сведения приходят из отдельных регионов, но их число постоянно увеличивается. Скорее всего, у полицейских и чиновников не везде еще дошли руки заняться «армянским» вопросом, но, судя по тенденции, это дело времени. Рано или поздно доберутся до всех машин с армянскими номерами.

Теперь самый интересный вопрос: что делать, если вы является собственником такой машины? Увы, но никаких хороших вариантов для вас нет. Продолжать ездить чревато конфискацией и полной потерей автомобиля. Попробовать доплатить разницу в пошлинах и узаконить автомобиль тоже не получится, потому как таможня не учитывает армянскую регистрацию и требует соблюдения правил ввоза как будто это автомобиль из страны, не входящей в ЕАЭС, а это Евро-5 и система «ЭРА-ГЛОНАСС», что для подержанных автомобилей невыполнимо. Перегнать в Армению и там попробовать продать? Понимая ситуацию, хитрые армяне много за такую машину не дадут, да и границы пока закрыты, а когда их откроют поди еще доедь до Армении, если по всей стране рейды и облавы. Сдать на запчасти? Можно, но за копейки, это все равно потеря почти всех денег, уплаченных за машину.

Mercedes-Benz S-Class с армянскими номерными знаками
Mercedes-Benz S-Class с армянскими номерными знаками

Более-менее приемлемым вариантом является консервация автомобиля до 2023 года. Тогда «армянские» машины перестанут считаться иностранными и их можно будет поставить на учет в России заплатив только утилизационный сбор. Это тоже деньги, но куда меньшие чем пошлины. Но, понятное дело, три года без машины это суровое наказание для автомобилистов, да и издержки на хранение тоже присутствуют.

Реакция

В этой связи интересно наблюдать за реакцией со стороны других автовладельцев. Судя по высказываниям в комментариях и на форумах, они рады, что с «армянами» теперь наведут порядок. И вряд ли дело в зависти людям, которые смогли купить машину дешевле, скорее, всем надело, что такие машины неуязвимы для камер и делают на дорогах все, что хотят. Конечно, не все владельцы «армянских» машин безбашенные гонщики и нарушители, но, когда ты знаешь, что штраф все равно не придет, соблазн нарушить очень велик, особенно если другие себе этого не могут позволить.

Краснодарские владельцы машин с армянскими номерами уже скооперировались и записали обращение к Путину, чтобы он за них заступился. Не думаем, что это поможет: все-таки ущерб российской экономике от покупки машины в Армении довольно велик, чтобы просто «простить». Хотя нельзя не признать, что ситуация выглядит очень некрасиво. Сначала несколько лет такие машины разрешали и никак не преследовали, а теперь вдруг взялись за другую крайность – конфискации. По-хорошему, если уж просмотрели пробел в законодательстве, тех, кто им воспользовался, преследовать нельзя.

Ну, а сама история в очередной раз показала, что все попытки сэкономить и придумать какую-нибудь обходную схему, рано или поздно закончатся проблемами.

Комментариев (4)

  • Никогда не гонялся за "БЕЗ платным сыром" это первое, а второе: хамское поведение на дорогах из-за отсутствия наказания! Вот этому я очень рад!!!

    25.07.2020 в 19:50
  • Все почему-то записывают всякие смешные обращения к просроченному, хотя вся эта антинародная политика от него и исходит в конечном итоге.

    26.07.2020 в 16:28
  • в россии у машин должны быть российские номера рос осаго и тд и тп с армянскими номерами в армению

    26.07.2020 в 19:31
  • Сами люди на это вынудили. Ездили бы нормально, а теперь и из за меньшенства которые ездели как попало. Прилипли все

    27.07.2020 в 06:44
Комментировать
Мы ценим ваше участие и помощь,
поэтому самые активные получают подарки

Похожие статьи

  • Яндекс.Метрика
  • Уже зарегистрирован?
    Не помню пароль
    Войти при помощи соц. сети
     
    Нет регистрации?
    Зарегистрироваться
    Забыл пароль?
    Введи свой e-mail который ты указывал при регистрации и мы отправим тебе ссылку для изменения пароля.
    Кажется, я вспомнил пароль!
    Регистрация
    Сброс пароля
    Ваш новый пароль отправлен на указанную почту!
    Регистрация на сайте
    Вход на сайт

    Адрес вашей электронной почты *:

    Пароль *

    Повторите ваш пароль *

    Логин:

    Пароль