«УАЗ Буханка»: от передового микроавтобуса 4х4 к главному герою мемов

За прошедшее десятилетие, пожалуй, именно знаменитый УАЗ-452 стал главным «автомобильным интернет-мемом» России, обойдя по числу шуток как Ладу Калину, так и любую другую модель отечественного выпуска. А самое забавное здесь то, что подавляющее большинство современных авторов креатива младше самой «буханки». Причем зачастую даже не вдвое, а втрое!

УАЗ-3741 «Буханка» в экспедиционной версии, вышедшей в 2020 году
УАЗ-3741 «Буханка» в экспедиционной версии, вышедшей в 2020 году

Ведь история современной коммерческой линейки УАЗ уходит своими корнями еще к внедорожнику ГАЗ-69 начала пятидесятых. Зимой 1954-1955 годов сборку нового на тот момент «Козлика» стали переносить на Ульяновский автозавод имени Сталина, а всего несколько месяцев спустя УльЗИС получил задание на разработку весьма перспективного на тот момент семейства легких полноприводных грузовиков. Для страны, едва оправившейся за прошедшее после войны десятилетие, это было весьма сложной задачей. И если при разработке ходовой части можно было «оттолкнуться» от все того же ГАЗ-69, то опыта разработки кузовов для микроавтобуса СССР практически не имел! Да, в те годы уже постепенно обретал очертания будущий «Рафик», но то была машина дорожная и сугубо гражданская. В Ульяновске же (в 1956 году завод УльЗИС официально переименовали в УАЗ) работали именно над вездеходом, причем для военных целей. А армия, как известно, предъявляет к любой технике свои специфические требования …

Jeep FC-150 в версии микроавтобус
Jeep FC-150 в версии микроавтобус

Словом, неизвестно, как именно сложилась бы судьба будущей «буханки» (по крайней мере, с точки зрения внешнего вида), если бы на счастье советских инженеров в 1956 году из-за океана не пришла новость: американская компания Jeep запустила в серию свой легкий грузовик FC-150. Аббревиатура означала Forward-Control, что в вольном переводе можно трактовать как «передний привод». Но по факту машины были полноприводные, а их главной особенностью стало отсутствие отдельного капота для экономии длины кузова при высокой вместимости. Именно это и было нужно УАЗу!

Прототип медицинского УАЗ-450А
Прототип медицинского УАЗ-450А

Стоит отметить, что на скрупулезное изучение и копирование конструкции FC-150 в Ульяновске просто не было времени: сборку семейства УАЗ-450 начали уже в 1958 году. То есть решений, которые будущая буханка взяла напрямую у Jeep, практически не найти — в большинстве деталей это именно советская разработка. Причем линейка из Ульяновска сразу включала как грузовой фургон (сам 450-й), так «санитарку» УАЗ-450А плюс двухместный 450Д с отдельной бортовой платформой. В кратчайшие сроки инженеры провели огромный объем работ: раму «козлика» ГАЗ-69 пришлось полностью пересмотреть, так как новое семейство было шире и длиннее по свесам. Мотор тоже адаптировали под более высокую массу: рабочий объем увеличили до 2430 см3, мощность подросла с 52 до 62 л.с.

Серийный УАЗ-450 1958-1965 г
Серийный УАЗ-450 1958-1965 г.г.

В 1960 году компанию полноприводным машинам составило семейство УАЗ-451 – с аналогичными кузовами, но в более простой заднеприводной версии. Хотя в целом было очевидно, что наспех запущенные в серию машины еще «сырые» и нуждаются в доработках. В частности, они требовали еще более мощного мотора – здесь пришелся ко двору форсированный двигатель УАЗ-451 (2445 см3, 70 л.с), аналогичный «Волге» ГАЗ-21. Старую коробку «трехступку» заменили на четырехскоростную.

Ходовая часть УАЗ-452
Ходовая часть УАЗ-452

Параллельно инженеры усилили элементы шасси, заменили раздатку и переработали передний мост, что увеличило грузоподъемность в ряде случаев до 1,5 тонны. Фактически, вкупе с немного облагороженным салоном и новым передком, это и дало всемирно известный ныне УАЗ-452. Серия с задним приводом называлась УАЗ-451М. Все новинки параллельно встали на конвейер в 1965 году.

Полноприводный бортовой УАЗ-452Д
Полноприводный бортовой УАЗ-452Д

Причем в это время инженеры уже вовсю работали над следующими модернизациями. В первую очередь, появилось множество исполнений для народного хозяйства: помимо микроавтобусов это разные фургоны для перевозки продуктов питания. В 1975 году двигатель нарастил мощность до 75 л.с. В конце семидесятых ему на смену пришел более тяговитый агрегат УАЗ-414 (78 л.с.). Одновременно инженеры усовершенствовали механизмы сцепления, тормозов, рулевого управления…

Внешне «буханки» с 1965-го до начала XXI века никак не менялись
Внешне «буханки» с 1965-го до начала XXI века никак не менялись

В 1985 году Ульяновский автозавод официально перешел на четырехзначные обозначения моделей. Микроавтобусы (причем как легковые, так и грузовые) теперь назывались УАЗ-3741, медпомощь – УАЗ-3962, а бортовые версии – УАЗ-3303. Причем все машины теперь отныне имели полный привод: при небольшой разнице в себестоимости сборка заднеприводных версий была признана нерациональной еще в начале восьмидесятых. В то же время за машинами закрепились неофициальные названия: любой микроавтобус называли «буханка», бортовые грузовички — «головастики». Для медпомощи фигурировало еще отдельное название «таблетка», но оно не прижилось…

Интерьер УАЗ-452 начала двухтысячных
Интерьер УАЗ-452 начала двухтысячных

Ну а вездеходы в это время лишь выходили на пик своего развития! Экспорт давно признанных во всем мире 4х4 шел в десятки стран, военные по-прежнему делали крупные заказы. Больших модернизаций от машины никто не требовал. В 1989 году разве что внедрили (наконец-то!) усилитель тормозов, да в очередной раз «допилили» прежний карбюраторный мотор. Производство грузовых УАЗов росло вплоть до распада СССР: в 1965 году собрали 10,5 тысяч машин, в 1970 – 20 тысяч, в 1977 – 35 тысяч, в 1989 году – свыше 40 тысяч.

Экспортный УАЗ от фирмы Martorelli
Экспортный УАЗ от фирмы Martorelli

Лишь в девяностые, когда оба источника заказов изрядно «истощились», УАЗ начал предпринимать новые серьезные попытки обновления своей продукции. Многие новшества УАЗ-452 (он же 3741) получал одновременно с «козликом» УАЗ-469 (он же 3151). Появились двигатель УМЗ-421 объемом 2,89 литра, в очередной раз улучшенный передний мост. К 1996 году одних лишь полноприводных «буханок» семейства 452 было выпущено 1,08 млн штук. А вместе с ранними версиями УАЗ-450 и заднеприводными УАЗ-451 это число (с 1958 года) перевалило за 1,2 млн машин!

«Буханка» - популярная заготовка для тюнинга
«Буханка» — популярная заготовка для тюнинга

Но семейство никто и не думал снимать с производства! Например, за 1997 год были собраны 45 тысяч «Буханок» и «Головастиков». Во второй половине девяностых появились широко известные ныне Фермеры с двойной кабиной, начались эксперименты со впрыском топлива. Основным вариантом мотора стал инжекторный УМЗ-4213 (он же аналог ЗМЗ-40911) мощностью 112 л.с. В 2007 году появился гидроусилитель руля, в 2011-м – система АБС, а параллельно УАЗ стал закупать иностранные мосты и коробки передач. Только кузов – если не считать новых зеркал, руля, сидений и некоторых приборов – все это время практически не менялся!

Современный заводской «экспедиционник» УАЗ-3741
Современный заводской «экспедиционник» УАЗ-3741

В нынешнем веке постоянно раздаются голоса о необходимости снятия с производства давно устаревших и небезопасных машин. И в прошлое десятилетие вроде бы все шло к тому, что «Буханка» действительно уйдет на покой. Если в 2013 году выпустили 35 тысяч таких машин, то в 2021 году российский спрос упал почти втрое, до 12,5 тысяч. Но в связи с военными событиями прошлого года спрос на простую и относительно дорогую машину снова растет! Сегодня есть все основания считать, что в 2025 году УАЗ-452 отметит на конвейере свой 60-летний юбилей, а сама по себе история полноприводных «буханок» к тому моменту будет насчитывать уже 67 лет…

Автор — Александр Савин

На фото «УАЗ Комби Юбилейная серия».
На фото автомобили «УАЗ Комби Юбилейная серия», выпущенные в честь 65-летия модели

Модели по теме

Комментариев (0)

Комментировать
Мы ценим ваше участие и помощь,
поэтому самые активные получают подарки

Похожие статьи

  • Яндекс.Метрика
  • Уже зарегистрирован?
    Не помню пароль
    Войти при помощи соц. сети
     
    Нет регистрации?
    Зарегистрироваться
    Забыл пароль?
    Введи свой e-mail который ты указывал при регистрации и мы отправим тебе ссылку для изменения пароля.
    Кажется, я вспомнил пароль!
    Регистрация
    Сброс пароля
    Ваш новый пароль отправлен на указанную почту!
    Регистрация на сайте
    Вход на сайт

    Адрес вашей электронной почты *:

    Пароль *

    Повторите ваш пароль *

    Логин:

    Пароль