Самостоятельная компьютерная диагностика автомобиля: как, чем, зачем

Почти каждое обсуждение в нашей рубрике вопросов, касающееся поломок или обнаружения проблем, начинается с уточнения, что показала компьютерная диагностика. Занимаясь поиском неисправностей на автомобилях, довольно странно не попробовать спросить о проблемах у ЭБУ машины. Не факт, что это поможет однозначно выяснить в чем дело, но это обязательный этап. К тому же отсутствие информации – это тоже информация. Так что вопрос читать ли ошибки или не читать не стоит. Конечно, читать, главное разобраться как.

Компьютерная диагностика
Компьютерная диагностика

Да, в этой статье мы говорим про компьютерную диагностику. В простонародье – чтение ошибок, подключение к ЭБУ и прочая-прочая. Раньше очень сложная и требующая дорогого оборудования операция теперь доступна любому автолюбителю. Попробуем в общем виде рассказать, как это работает. Тем, кто уже давно диагностирует сам и хорошо разбирается в вопросе, статья вряд ли будет сильно полезна, но вот для новичков разложим все по полочкам.

В 90-е годы на волне массового перехода от карбюраторных топливных систем к инжектору, автопроизводители договорились сделать универсальный протокол обмена данных, который получил название OBD2. С тех пор почти в каждом автомобиле есть специальный разъем, который позволяет подключаться к электронному блоку управления машины и как-то с ним взаимодействовать.

Разъем OBD2
Разъем OBD2

Степень взаимодействия зависит от подключаемого оборудования. Специализированные дилерские сканеры могут делать с машиной что угодно, включая настройки, перепрошивки и так далее. Подобное оборудование стоит дорого и подходит только моделям определенной марки. У дилерских приборов часто есть китайские аналоги – адаптеры, работающие только с одной маркой и имеющие очень широкую функциональность, просто подешевле. Оба этих варианта вряд ли целесообразны к покупке обычным автовладельцам, дорого, да и к конкретной марке привязан. Это оборудование для автосервисов.

Дилерский автомобильный сканер
Дилерский автомобильный сканер

Частникам разумнее смотреть на универсальные адаптеры, которые подходят к разным автомобилям. Такие устройства обычно могут меньше чем специализированные приборы, но с вопросом считывания ошибок справляются и они. Если, конечно, вообще смогут подключиться. В теории OBD2 весьма жесткий стандарт обмена данных, и он должен работать на всех машинах, но вопрос совместимости тут оказался так до конца и не решен. Заработает ли определенное устройство с конкретным блоком управления – всегда загадка, которую можно решить только одним способом: попробовать.

Универсальная аппаратура сильно отчается по классу и цене. Есть крутые дорогие устройства, которые разумны для профессионального использования, а есть непонятные поделки из Китая, которые на практике работают только если Юпитер оказался в нужной фазе, зато они просты и дешевы, их себе может позволить любой автовладелец.

Поддельный адаптер, где еще клей пролили на микросхемы
Поддельный адаптер, где еще клей пролили на микросхемы

Концептуально приборы для диагностики делятся на две категории: аппаратные и адаптеры. «Аппараты» это уже готовое решение, со своим программным обеспечением, экраном и кнопками управления. За счет высокой себестоимости устройства такие сканеры стоят от 3000-4000 тысяч рублей за самые примитивные модели этого класса, но ими удобно работать – подключил и считывай ошибки. Хорошие модели стоят дорого, а при редком использовании удобство оказывается не главным.

Сканер OBDII
Сканер OBDII

Адаптеры (почти все из них основаны на микросхеме ELM327) это просто коробочки, которые преобразуют сигнал и транслируют его от ЭБУ к выводящему устройству, в роли которого может быть компьютер, смартфон или любой другой гаджет. Тут все посложнее работает. Нужно купить адаптер, потом скачать на свой девайс специальное программное обеспечение и настроить между ними взаимодействие. Заморочки окупаются дешевизной. Адаптеры стоят заметно меньше аппаратных сканеров, а необходимость покупки программ для диагностики компенсируется либо наличием бесплатных аналогов, либо, что уж греха таить, торрентами.

Адаптер ELM327
Адаптер ELM327

Адаптеры видятся самым рациональным вариантом для частного владельца машины. Стоимость их варьируется от 500 рублей (странные ноунеймы на алиэкспрессе) до 3000 рублей (хоть сколько-нибудь зарекомендовавшие себя бренды). ПО обычно трат не требует. Даже с такими минимальными вложениями уже можно думать о диагностике. Адаптеры могут быть как беспроводными, так и физически подключаться шнуром к устройству вывода. На функциональность не влияет: вся разница только в удобстве пользования.

ELM327
ELM327

На бы не очень хотелось приводить примеры конкретных адаптеров, потому что всегда есть риск, что кто-то скажет, что это реклама и пост проплачен, а это не так. Но если кто-то хочет конкретных примеров, то пожалуйста: Orion ELM 327 Wi-Fi Micro, Scan Tool Pro Black Edition, Rokodil ScanX и прочая, прочая, вариантов адаптеров много. Из программного обеспечения самым популярным решением можно назвать приложение «Torque». Но и в этом вопросе тоже есть из чего выбрать.

Приложение Torque
Приложение Torque

Самое сложное в универсальных сканерах найти тот, который подключится к вашему авто. В описании адаптеров хоть и написано, что, мол, работает со всем подряд, но на практике это не так, причем чем дешевле модель, тем хуже она подключается. Тут только один вариант – погуглить на профильных форумах и пабликах, посвященных вашему авто, кто каким адаптером пользуется и какой точно подходит для вашей модели ЭБУ.

Показания со сканера
Показания со сканера

Для тех, кто ни разу не диагностировал авто, сразу скажем, что сканеры не выдают результат в виде сформулированного решения проблемы. Если вы хотите понять почему загорелся «чек», подключаетесь к ЭБУ, и ждете надписи на экране типа: «Бро, у тебя вторая лямбда умерла», то разочаруем – такого не бывает. На экране будет только код ошибки в виде непонятного набора символов. Его всегда можно загуглить, но и в таком случае это будет что-то типа: «Неисправность в цепи второго лямба-зонда». А что конкретно случилось, действительно ли вышел датчик из строя, повреждена проводка или еще что – предстоит уже выяснять самому. Но это огромное подспорье – компьютерная диагностика позволила локализовать место проблемы, чем существенно сократила время на «ручную» проверку.

Некоторые ошибки
Некоторые ошибки

Стоит ли покупать адаптер себе, когда ошибки могут за недорого считать в любом сервисе? В целом, да. Во-первых, при ценах на адаптеры они окупаются чуть ли не за один визит в сервис, а уже со второго начинают давать экономию. Во-вторых, с помощью адаптера вы всегда что-то можете проверить в дороге и в нерабочее время, когда сервисы либо далеко, либо закрыты. Да, считывание ошибок — это еще не полноценная диагностика, нужно их понять и трактовать, для чего требуются кое-какой опыт или знания, но набор кодов необходимый отправной пункт, который может быть очень полезен здесь и сейчас, без дополнительной поездки в сервис. Научившись один раз, потом можно считывать ошибки на других своих машинах – принцип везде одинаковый.

Автор — Александр Нечаев.

Комментариев (0)

Комментировать
Мы ценим ваше участие и помощь,
поэтому самые активные получают подарки

Похожие статьи

  • Яндекс.Метрика
  • Уже зарегистрирован?
    Не помню пароль
    Войти при помощи соц. сети
     
    Нет регистрации?
    Зарегистрироваться
    Забыл пароль?
    Введи свой e-mail который ты указывал при регистрации и мы отправим тебе ссылку для изменения пароля.
    Кажется, я вспомнил пароль!
    Регистрация
    Сброс пароля
    Ваш новый пароль отправлен на указанную почту!
    Регистрация на сайте
    Вход на сайт

    Адрес вашей электронной почты *:

    Пароль *

    Повторите ваш пароль *

    Логин:

    Пароль