Перелив масла в двигателе – последствия и способы исправления

Народная мудрость придумала простую поговорку – кашу маслом не испортишь. Однако на автомобильные двигатели она не распространяется. Удивительно, но это понимают далеко не все водители. То, что недостаток масла это плохо – согласен каждый, а вот про излишек однозначного мнения нет. А напрасно, ведь производители не случайно придумали на масляном щупе отметки «мин.» и «макс.», как бы показывая, что переливать также плохо, как и недоливать. Минимальный перелив, обычно не более 3-4 мм на щупе, двигатель может перенести безболезненно, а вот если налили еще больше, то оставлять так – опасно. Почему и что можно сделать?

Перелив масла
Перелив масла — на щупе выше отметки Max

Последствия перелива

Разберем возможные проблемы от перелива масла.

1. Первыми в зоне риска оказываются сальники и иные немонолитные соединения. Масло – жидкость, а ей свойственно расширяться при нагреве, если это делать некуда, она начинает искать себе дорогу. Где тонко там и порвется. Сальники, прокладки клапанной крышки, уплотнители – слабый элемент среди них обязательно найдется.

Даже если выдавит только излишек (это если повезет), ничего хорошего владельцу такая ситуация не сулит, ведь неизвестно куда попадет масло. Оно может залить какой-нибудь электронный блок управления, может попасть на ремень ГРМ и привести к его обрыву, может просто превратить чистое подкапотное пространство в комок грязи. Оно кому-то надо?

Течсь сальника коленвала
Течсь сальника коленвала

Еще хуже если сальник после этого совсем придет в негодность, и начнет пропускать уже не только излишек, но и «норму». Тогда сальник под замену. Если это, например, сальник коленвала, то здравствуй дорогой и сложный ремонт при копеечной запчасти.



2. Из-за большого объема масла движущиеся части мотора могут начать в нем утопать и буквально взбивать, приводя к появлению пены. Образовавшиеся пузырьки воздуха могут «разбежаться» по частям мотора. Хуже всего от них приходится гидрокомпенсаторам. Они могут начать работать нестабильно, стучать и потребуют замены.

3. Ускоренный износ масла и фильтра. Как это не покажется странным, но избыток не только не увеличивает срок службы масла, но и наоборот – его сокращает. Фильтру приходится прогонять через себя больший объем, он быстрее забивается, а само масло, когда его слишком много, активнее образует отложения и нагар, бороться с которым впоследствии задача не самая легкая.

Забитый масляный фильтр двигателя Cummins
Забитый масляный фильтр двигателя Cummins

Конечно, все последствия гипотетические. От перелива масла двигатель не умрет в ту же секунду и может даже относительно безболезненно пережить этот факт. Однако риск поломки повышается. И сильно рисковать, при условии того, что проблему очень легко исправить своими силами, нет никакой причины.

Способы исправления

Как бы ни развивалась наука и техника, но слить лишнее масло из двигателя можно всего двумя способами, и оба стары как мир.

1. Откачать излишек через заливную горловину. Специального вакуумного насоса в домашних условиях почти ни у кого нет, но для такой работы вполне можно обойтись обычным шприцем. К нему нужно докупить капельницу, отрезать от нее все лишнее, оставив только гибкий шланг. На один конец шланга прикрепить шприц (лучше самый большой какой только сможете найти, на качество работы размер не влияет, но с большим объемом шприца откачивание пройдет быстрее), а другой конец опустить в маслозаливную горловину. И качать пока не будет уровень.

Откачка масла из маслозаливной горловины
Откачка масла через отверстие для щупа . Фото — drive2

2. Слить излишек через сливное отверстие. Осторожно, совсем на чуть-чуть, открутить сливную крышку и дать по струйке стечь излишку. Этот вариант может показаться проще, ведь тут ничего даже покупать не нужно. Но не у всех есть яма, не все любят снимать/прикручивать защиту двигателя, нужно быть внимательным и осторожным, чтобы открутить не слишком сильно и слить только излишек, а не основной объем.

Оба способа просты и надежны, а какой выбрать – каждый водитель для себя определит сам в зависимости от ситуации. Главное, только не лениться и не думать, что перелитое масло это ерунда и что, мол, может из-за него случиться. Может и иногда, увы, случается.

Естественно, речь в этой статье шла только о тех случаях, когда перелили масло, например, при очередной замене, а не когда в картер попадает антифриз или несгоревшее топливо. Это совсем другая история.

С уважением, Александр Нечаев.


Комментариев (22)

  • \\3. Ускоренный износ масла и фильтра. Как это не покажется странным, но избыток не только не увеличивает срок службы масла, но и наоборот – его сокращает. Фильтру приходится прогонять через себя больший объем, он быстрее забивается, а само масло, когда его слишком много, активнее образует отложения и нагар, //
    Это как от большего объема масла, фильтру приходится прогонять через себя больший объем? Количество масло, которое проходит через фильтр, зависит от масляного насоса. От оборотов двигателя. Чем больше обороты двигателя, тем больше м.насосом прокачивается масло. А сколько его в поддоне — чуть больше мах уровня, чуть меньше мах уровня — ни как не влияет. Если проще, взять к примеру сообщающиеся сосуды, одно выше — без масла, другое ниже — с маслом. Если в пустой сосуд лить масло, черпая его из нижнего сосуда, то оно перетекает в нижний сосуд с маслом. И скорость перетекания будет зависеть от количества зачерпнутых кружек, а не от того, сколько в нижнем сосуде было налито масла. А вот угар будет зависеть от объема, меньший объем не позволяет маслу остыть и оно будет сильнее нагреваться и следовательно ускорятся негативные реакции.

    29.08.2018 в 20:28
  • Кто это писал? Этот человек когда-нибудь вообще интересовался как работает ДВС??? Этож сколько масла надо набухать в двигатель, чтобы оно при расширении от нагрева создавало в далеко не герметичном блоке давление? Максимум на что может рассчитывать автор, так это на то, что лишнее масло выдавит через щуп, сапун или (в сверх экстремальном случае) через заливную горловину. Для "взбивания" масла придется потратить не многим меньше — единственное, что может таким образом воздействовать на масло это коленвал, однако к гидрикам, коли они даже есть, масло во "взбитом" виде не дойдет — "пузырьки" осядут в масляном фильтре. Про износ фильтра я пожалуй промолчу… Фильтр стоит перед масляным насосом, и прогоняется его через оный фильтр ровно столько, сколько его закачивает тот насос не больше и не меньше. Стоит ли говорить, что для создания давления в "узкой" части всей этой системы насос затягивает ооочень много масла? Это детали, суть в том, что сколько не залей масла, хоть из ушей оно у тебя потечет, я уж молчу про маслозаливную горловину, но через фильтр пройдет только то, что туда затянет масляный насос.
    Смысл риски "макс." на щупе а) экономический и бе) для защиты от дурака, того, который умудрится залить масла столько, чтобы его начало выкидывать через щуп.

    30.08.2018 в 01:41
  • Вот уж не знаю какова механика и физика процесса, но пример из личного опыта. После очередной замены масла в сервисе, залили мне его до отметки МАХ. В итоге через несколько дней обнаружил что движок в масляных подтёках, плюс в одном из свечных колодцев масла на две трети его объёма. Глянул уровень — масло ровно на средней метке между МИН и МАХ, Ну, думаю, надо прокладку клапанной крышки менять. Но как-то в тот момент времени не было и денег и отложил на потом это. Так и ездил проверяя периодически уровень масла. Он как был на средней метке так и остался. Так 10 тыщ до следующей замены масла и откатал, уровень как был на серединке так и остался. Нигде больше не текло. Поменяли масло, попросил залить ровно до средней отметки. Продолжаю так и ездить, всё нормально, нигде не течёт. Получается что выдавило только лишку.

    Андрей Журко Новичок
    30.08.2018 в 08:54
  • "Откачать излишек через заливную горловину" интересно посмотреть на это. Вообще, через отверстие для щупа это делается. Через горловину только для самых извращенцев.

    30.08.2018 в 09:57
    • Помнится анекдот про автомеханика, разобравшего и собравшего двигатель через выхлопную трубу.
      Оказалось он раньше был гинекологом.

      Serj Shturman Новичок
      01.09.2018 в 13:35
  • Если отвернуться сливную пробку то повредится медная прокладка а это уже чревато.

    30.08.2018 в 12:54
    • чего ей повреждаться-то, ржунемогу? А как по вашему масло меняют? не отворачивая пробку? Cколько менял ничего ей не было. Не ну если по ней молотком настучать, то мож и повредится.

      30.08.2018 в 17:54
  • До чего-же нулёвый этот автомеханик писавший статью, просто даже за велосипед такого сажать, и то ещё стоит ли .А каких сальниках Вы пишете, о каком давлении из-за перелива а-у , дилетант …Откуда взяться там избыточному давлению ,имеется в виду в картере ,только если забита вентиляция, но тогда инжекторный движок даже и не запустится.Вспомните,а лучше представьте или подумайте,если есть ,чем ,хотя, в любительских автошколах этого и не преподают.Тогда вот ,- какие детали при работе двигателя смазываются под давлением,от насоса ,надеюсь знаете ,- а вот какие смазываются разбрызгиванием(барботажным типом),должны догадаться .Так -вот именно по-этому в двигателях и предусмотрен точный уровень масла так-как коленвал ударяя противовесами , а в многих двигателях и разбрызгиватели ещё устанавливаются на него,по поверхности масла ,при строго определённом его уровне,и обеспечивает смазку гильз цилиндров разбрызгиванием.В более мощных движках гильзы ещё смазываются и через канал в шатуне,но это уже под давлением , Поэтому при большом уровне масло будет не разбрызгиваться , а по большей части вспениваться, тем самым не обеспечивая смазку гильз, а при сильном пенообразовании ещё и насос может его не захватить,что более опасно.Но это при сильно большом уровне,при переливе литра на два.При недоливе просто не будет хватать брызг на эффективную смазку гильз.И ещё ,если ВЫ хоть когда-то мыли посуду не под краном ,а при отсутствии горячей воды, в какой нибудь ёмкости, в которую воду не подольёшь,а только в одном количестве,то поймёте,что больший объём воды медленнее загрязняется и позволяет вымыть больше посуды.Так и ваш движок,когда будет смазываться и омываться малым количеством масла,быстрее превратит его в отработку.Вот почему недолив тоже плохо .Отсюда вывод-старайтесь держать всё-таки уровень всегда на верхней отметке-это НОРМА. Не понятно откуда берут материалы для статей горе механики,да ещё наверное и в престижных сервисах людям лапшу на уши вешают,-разводилы б….

    стельмах Новичок
    31.08.2018 в 00:05
    • это какой то придурок пишет он наверное с техникой вообще не знаком так от фонаря пишет для лохов избыток масла повредить ни как не может при запуске двигателя в картере остается немного больше двух литров остальное масло летает в нем в виде пыльцы так если и выдавит какой то сальник или прокладку то значит забитые картерные газы

      геннадий Новичок
      04.09.2018 в 00:21
    • Вот всё верно,больше нечего добавить.

      Олег Coколенко Новичок
      07.09.2018 в 14:23
  • Статья — бред сивой кобылы! Даже комментировать не хочется этот бред. Аффтор — ДЕБИЛЛ!!!

    31.08.2018 в 01:32
    • Однако, вы потратили свое время — написали комментарий) поделитесь своим опытом или конструктивное напишите что-то, а не просто недовольство

      Айрат Кадырмаев Люблю автомобили, особенно практичные мой канал на...
      31.08.2018 в 11:12
    • Не знаю кто автор,дебил или ещё кто,но я из ваших комменариев узнал для себя много полезного. Потому что сам я не слесарь,не механик,а простой эл.сварщик,но Шкоду Йети 1,4 имею и много чего узнал для сэбэ,спасибо вам всем…

      16.10.2018 в 11:05
  • За такие статьи нужно морду бить, не знаешь — не пиши бредятину, не вводи людей в заблуждение, тупица!

    ПВВ Новичок
    31.08.2018 в 11:09
    • Может вы поделитесь своими знаниями, опытом, вместо пустых слов?

      Айрат Кадырмаев Люблю автомобили, особенно практичные мой канал на...
      31.08.2018 в 11:12
      • Всегда рад помочь, если могу. НО выше, в первых двух комментариях уже всё описано верно. А вот как такие бестолковые статьи попадают в «Автоэксперт»? Может нужен модератор, который хоть слегка разбирается в автомобилях! )))

        ПВВ Новичок
        31.08.2018 в 11:30
        • Там же написано: Конечно, все последствия гипотетические. От перелива масла двигатель не умрет в ту же секунду и может даже относительно безболезненно пережить этот факт. Однако риск поломки повышается

          Не просто также есть отметки Min и Max, и не просто так его откачивают, если перелили)

          Айрат Кадырмаев Люблю автомобили, особенно практичные мой канал на...
          31.08.2018 в 12:03
          • Уважаемый оппонент, конечно же, вред от ЗНАЧИТЕЛЬНОГО перелива масла будет, но СОВСЕМ НЕ ТОТ, о котором говорит автор статьи, а уж про большее количество масла через масляный насос и фильтр — это вообще на Нобелевскую премию тянет! ))))))))))))) Я написал выше — читайте первые 2 коммента, там всё верно. Есть ещё много нюансов о польза/вред, просто о них долго писать и объяснять, просто возьмите и изучите принципы работы ДВС, многое сами поймёте. Если что, я энергетик, одно из направлений — теория и принципы работы двигателей внутреннего сгорания.

            ПВВ Новичок
            31.08.2018 в 13:55
  • Уважаемые люди! Я моторист автосервиса. Даже, если Вы нальёте масла столько, что его начнёт цеплять коленвал, самое СТРАШНОЕ — Вы обнаружите «запотевание» прокладки поддона. Всё . Остальные литры сверх нормы — просто бабки на ветер. В остальном одни плюсы. 1. более долгий пробег между заменами. 2. более чистый движок внутри. И не вздумайте верить про сальники прочую хрень.

    01.09.2018 в 10:50
  • автор вы[даже не знаю как вас обозвать]вопрос для ВАС для чего Сапун на двигателе (дыхательный клапан) по вашему?от излишки масла один минус масло будет пенница задевая коленвалом что повлияет на смазку деталей

    01.09.2018 в 15:18
  • Прочитал коменты и решил написать. Хочу поделиться личным опытом. Был у меня москвич 412 оочень старенький залил ему маслица по верхний уровень(МАХ) проехал 50 км, маслице съел до среднего уровня. Долил опять до верхнего и опять съел до половины. Плюнул на это дело не стал доливать, проехал 5 тыщ уровень чуть выше нижнего. Потом были еще машинки история таже. Полагаю что метки это MAX сколько максимально можно залить масла , MIN это минимальный объем масла для нормальной работы двигателя, а номинальный уровень масла это промежуток между MAX и MIN. Так что много лет лью по среднему уровню и не морочаю себе голову. Ну а если лить асло сколько влезет тут уж извиняйте. Последствия могут быть, а могут ине быть коу как повезет. Удачи всем.

    01.09.2018 в 15:25
  • Всем доброго времени суток. Я сам автомеханик и занимаюсь двигателями, хотелось бы для всех внести ясность. Дело в том что автор конечно же не прав в своих рассуждениях, но доля правды здесь есть, метки на щупе действительно нанесены не зря, система смазки в автомобиле устроена таким образом, чтобы в системе держалось определённое давление масла (помните у всех машин есть лампочка давления масла), но что отвечает за это определённое давление??? Отвечаю. В масляном насосе установлен редукционный клапан, который и срабатывает при превышении определённого давления и сбрасывает излишнее количество масла в поддон обратно. Но если перелить значительно уровень масла, то перекрывается канал этого сброса и давление действительно может возрасти в двигателе, а там уж как повезёт, всё зависит от качества масла и от наружной температуры( если густое масло ) может и сальник выдавить. Но это всё, повторюсь при чрезмерном излишке масла. Производители конечно подстраховались и нанесли метки на щупе с неким запасом… Вот как то так…

    • Я не механик я только учусь но дико извиняюсь. Давление масла ни как не зависит от уровня масла. Если только уровень не ниже нижнего .В этом случае насос будет выхватывать воздух на оборотах и соответственно давление будет скакать или совсем упадет, чем просигнализирует лампа аварийного давления. А на счет редукционного клапана уважаемый Александр Александрович какое давление должно быть в поддоне чтоб помешать клапану справиться со своим предназначением и на сколько должен быть забит сопун чтоб в поддоне давление сравнялось с масляной магистралью? Если бы от перелива масла повышалось давление на стареньких движках ездили бы "вечно" От перелива я не встречал ни одного случая чтоб выдавило сальники, если только движок не ушатан и масло просто подтикает. Сальники обычно текут от старости или от качества Чаще всего выдавливает щуп, а это самое слабое место в любом двигателе.

      03.09.2018 в 11:02
      • Уважаемый Анотолий Мелешко! Видимо вы меня не правильно поняли или я не так данёс свою мысль. Дело в том, что давление масла повышается кратковременно и конечно же не держится постоянно на высоком уровне. Но вот в этот самый момент и происходит течь сальника. А то что вы с таким ещё не встречались то это не значит что этого не может быть в природе т. е. это не аргумент. Иначе объясните назначение метки max. , и не считайте себя умнее инженеров на сидящих на авто-гигантах. Производители бы по вашей логике должны были делать только метку min. и писать во всех руководствах: преодалейте эту метку и всё будет хорошо. Но нет же они требуют держать уровень в заданном диапазоне. И поверте, в двигателе могут создаться условия при которых перелив масла может сыграть с вами злую шутку. Повторюсь, что не в каждом конечно случае…

  • статью написал не грамотный человек , мне кажется что такие бездари пишут ради лайков всеравно что писать лижь бы посещали их сайт!

    Андрей Рузин Новичок
    03.09.2018 в 19:51
  • Сальники выдавливает не от количества масла в двс а от неисправной системы рецеркуляции картерных газов,к примеру забит сам клапан,и то скорей выдавит щуп,а для того чтоб масло вспенилось нужно залить уровня четыре масла чтоб оно соприкасалось с противовесами коленчатого вала ,а это в среднем 16 л масла)) в среднестатистический двс легковушки,представляете каким дауном нужно быть чтоб такое сотворить))! Сальники может выдавливать еше когда очень сильно сапунит двигатель в следствии критического износа поршневой группы.

    Александр Новичок
    04.09.2018 в 01:21
  • Приятно осознавать,что через простую механику приходит познание техники. Хочу внести тоже свою толику знаний по ДВС. Во всех двигателях без исключений редукционный клапан,создающий давление масла для подачи его к местам смазки,ставится после масляного насоса. Масло по каналам подаётся сквозь коленвал на шейки шатунов,на распредвал(ы) и самотёком собирается в картер. Есть двигатели—в основном маломощные дизели—где смазка цилиндров производится разбрызгиванием масла шатунами. В высокооборотных двигателях избегают такой смазки из-за возможности гидроудара .Поэтому уровень масла желательно не превышать. А за продавливание масла через сальники коленвала—это возможно,если уровень масла действительно на мах,но при условии повышенного прорыва выхлопных газов в картер из-за износа колец или их залегания,износа цилиндров,плохого сгорания топлива.Поэтому конструктивно предусмотрен принудительный отсос выхлопа из картера и в смеси с парами масла дожигание в цилиндрах.И когда этого отсоса не хватает,происходит выдавливание.Что бы избегать этого,многие просто производят отвод давления газов из картера через шланг под машину. Тоже выход.

    04.09.2018 в 23:32
    • Александр Переверзев, Вы абсолютно правы всё так именно и есть. Одноразовый перелив не страшен, но систематический перелив как -раз и приводит к загрязнению сапуна на который тут уповают. Тема не однозначна и требует времени для её полного освещения.

      Иван Арканов Новичок
      13.09.2018 в 20:42
  • автор статьи никак не технарь. гуманитарий- неудачник. суди дружок не выше сапога- это про него.

    07.09.2018 в 07:15
  • Автору.Рубрика не та .Бесполезные или вредные советы ,подойдет.

    08.09.2018 в 11:39
  • МИН — МАХ это диапазон уровня масла при котором работает ДВС. Ниже отметки МИН может наступить масляное голодание двс. МАХ просто экономическая метка, перелив которой не имеет ни каких последствий кроме экономических (конечно если не лить до дурости). Автор наверно залил по самую горловину как тосол, хапнул горюшка и стал "спецом" . Если двс старый, есть расход масла, утечки рекомендуется доливать больше уровня, что бы не про…….ь.
    Автор просто чайник.

    19.09.2018 в 15:08
  • Ребятушки — такие люди , как автор статьи тоже нужны — так как благодаря Вашим комментариям
    я многое узнал ! Стал чуточку грамотнее ! Спасибо Всем !

    19.09.2018 в 20:16
  • Автор ты вминяемый? Что будет если масло попадет в электрику?

    24.09.2018 в 21:06
  • Спасибо автору. Столько умных людей отреагировали на его бред. Бесконечно благодарна за комментарии. Пишите, мужички, пишите, а я учиться у Вас буду.

    Дарья Новичок
    26.09.2018 в 19:46
  • Перелив масла -это плохо однозначно.Если это произошло на СТО,ответ однозначный-ленивый или безграмотный автослесарь,который придумает в своё оправдание любой ответ (большой стаж работы,высшее образов. и т.д.)и будет уверен на сто проц.что он прав.Если кто ездил на ВАЗ 2106,2103 где установлен прибор давления масла то наверное замечал с утра стрелка на отметке 2-4,а вечером после 20часов а то и раньше стрелка в приборе на отметке 4-6 и болея вплоть до 8-это о давлении в двигателе..Лично у меня в хайлюксе на последнем ТО(100000км.)оказалось небольшое запотевание в углу поддона.Практически на всех ТО немного примерно на 5мм переливали масло на последнем ТО тоже хотели перелить,не дал.Заметил,когда происходит перелив масла то автослесарь,как правило делает максимум два залива с канистры а если,как положено 4-6 заливов с канистры и ещё надо подождать слив масла в поддон.На рабочей машине(Лексус 460)пробег 180000 также переливали масло,ситуация другая-пережор. Стали лить по уровню,всё нормально.ЕСЛИ КТО ДУМАЕТ,ЧТО БЕДА НАШЕЙ СТРАНЫ ПЛОХИЕ ДОРОГИ И ДУРАКИ,ТОТ СИЛЬНО ОШИБАЕТСЯ,БЕДА НАШЕЙ СТРАНЫ- ЭТО НЕ СОБЛЮДЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ(отсюда плохие дороги) И ДУРАКИ.
    Моя машина на Драйве-Тойота хайлюкс Компот 7серия 36ДРАЙВ.

    27.09.2018 в 12:54
Комментировать
Мы ценим ваше участие и помощь,
поэтому самые активные получают подарки

Похожие статьи


  • Яндекс.Метрика
  • Уже зарегистрирован?
    Не помню пароль
    Войти при помощи соц. сети
     
    Нет регистрации?
    Зарегистрироваться
    Забыл пароль?
    Введи свой e-mail который ты указывал при регистрации и мы отправим тебе ссылку для изменения пароля.
    Кажется, я вспомнил пароль!
    Регистрация
    Регистрация на сайте
    Вход на сайт

    Адрес вашей электронной почты *:

    Пароль *

    Повторите ваш пароль *

    Логин:

    Пароль