Ли Якокка – «отец» Ford Mustang: самого популярного спортивного авто в мире

Если вы спросите, почему оно самое популярное, то ответ будет не в плоскости эмоций. Mustang популярен, благодаря тому, что его купили уже более 10 миллионов человек по всему миру. Давайте же бросим взгляд на историю появления этой феноменальной машины, неразрывно связанной с именем Ли Якокки, который был движущей силой этого абсолютно неожиданного для своего времени автомобиля.

Ли Якокка (слева) и Ford Mustang 1964
Ли Якокка (слева), Дональд Фрей (справа) и Ford Mustang 1964

Идея, начавшая овладевать умами

Истоки появления Mustang лежат еще в конце 40-х годов. После Второй мировой войны американцы проявляли все больший интерес к британским и итальянским спортивным автомобилям с их непривычным внешним видом, небольшими размерами, точным управлением и разнообразными «иностранными» функциями, такими как тахометр, напольный рычаг коробки передач и ковшеобразные передние сиденья. Спортивные автомобили продавались в весьма скромных количествах, но привлекали к себе очень много внимания.

Из Большой тройки только General Motors предлагал что-то вроде настоящего спортивного автомобиля — Chevrolet Corvette.

1959 Chevrolet Corvette
1959 Chevrolet Corvette

Ford добился больших успехов с Thunderbird 1955-57 гг., двухместным кабриолетом с V8, но он только выглядел спортивно. Тогдашний глава подразделения Ford Роберт С. Макнамара полагал, что четырехместная модель будет продаваться еще лучше. Второе поколение Thunderbird 1958 года доказало его правоту.

1957 Ford Thunderbird
1957 Ford Thunderbird

Однако рецессия 1957-58 годов заставила многих американцев присмотреться к маленьким европейским и японским автомобилям и новым компактным машинам, таким как Studebaker Lark.

Большая тройка ответила в 1960 году компактными Ford Falcon, Chevy Corvair и Chrysler Valiant. Хотя недорогой Falcon типичной для Америки конструкции вскоре превзошел своих конкурентов, нетрадиционный Chevrolet Corvair с двигателем сзади удивил своим хитом — купе Monza с «европейскими» опциями. В следующем году Ford ответил подобным исполнением Falcon – Futura. В 1961 году, новый глава отделения Ford выступил с концепцией еще более спортивного автомобиля.

Ford Falcon Coupe 1960
Ford Falcon Coupe 1960

Тот, кто смог выразить эту идею, и заставить воплотить её в жизнь

Ли Якокка, начав работу в Ford в середине 50-х годов, в отделе продаж в Пенсильвании уже в 1956 году предложил новую и успешную схему продаж, которую Макнамара использовал по всей стране. К 35 годам Якокка стал вице-президентом Ford, в 1960 году он был назначен главой марки Ford. После успеха с Futura, в середине 1963 года по его настоянию были выпущены кузова фастбэк на нескольких моделях. Их стремительный внешний вид определялся практическим применением в гонках серии NASCAR. Он также запустил гоночную программу под лозунгом «Total Performance». К середине десятилетия Ford был постоянным победителем на гоночных и дорожных трассах по всему миру, что способствовало росту продаж и прибыли подразделения.

1963 Ford Falcon Futura
1963 Ford Falcon Futura

Но Якокка хотел чего-то большего, подозревая, что рынок ищет новый тип автомобилей. Уже в 1961 году на собрании Fairlane Group, неформального комитета по планированию, в состав которого входили топ-менеджеры компании и рекламные сотрудники, он предположил, что потенциальные клиенты ждут новый тип автомобиля. Якокка отметил, что когда поколение американских «бэби-бумеров», то есть детей, появившихся на свет сразу после окончания войны, достигнет совершеннолетия, у них будут деньги, чтобы потратить их на автомобиль со стильным «европейским» обликом, низкой ценой, спортивными характеристиками и достаточным пространством для двух взрослых и двух детей.

Конкурс студий

Три дизайн-студии компании Ford, Lincoln-Mercury и Advanced Design были назначены для разработки подходящих предложений. У каждой студии было всего две недели, чтобы создать одну или несколько полноразмерных глиняных моделей. Якокка чувствовал, что внутреннее соревнование должно было дать тот автомобиль, который все искали.

Требования были такими: целевая цена $2500, масса в 1150 кг, общая длина 4,5 м, четыре места, напольное переключение передач в стандартном оснащении и максимальное использование компонентов Falcon. Стиль дословно описывался как «sporty, personal and tight». Маркетологи добавили в этот список необходимость широкой кастомизации, чтобы покупатели могли оборудовать автомобиль для экономии, роскоши или производительности или любой их комбинации, что было весьма необычным для низкоценового сегмента рынка в те годы.

Макет Ford Mustang 1962
Макет Ford Mustang 1962

В итоге семь кандидатов были доставлены во двор Ford Design Center для проверки 16 августа. Большинство имело длинный капот и относительно короткий задний свес. Этот образ был, по крайней мере, частично вдохновлен не спортивным, но элегантным Continental Mark II 1956-57 гг., эталоном дизайна среди последних автомобилей Компании, но он также был и основным видом для многих настоящих спортивных автомобилей. Среди собравшихся семерых победу одержал дизайн студии Ford под руководством Джо Ороса. «Это был единственный, кто, казалось, двигался, даже стоя на месте», — сказал Якокка.

1956 Continental Mark II
1956 Continental Mark II

Орос заставил свою команду покрасить глину в белый цвет, чтобы привлечь внимание руководства. Он выглядел очень похоже на окончательный Mustang, хотя этот макет был второстепенным, и работа над ним была завершена всего за три дня после того, как дизайн, разработанный в первую неделю был отвергнут Оросом.

ford_mustang_cougar_proposal_2

Подготовка к запуску

Производственная модель была утверждена 10 сентября 1962 года, менее чем через месяц после показа конкурирующих концепций дизайна.

За исключением изменений, обычно вносимых для массового производства — подходящих бамперов, круглых фар, меньшего по размера лобового стекла — дизайн был практически не затронут, хотя шасси, подвеска и трансмиссия были спроектированы совместно с компактным Falcon и новым для 62 года среднеразмерным Fairlane.

Общая длина составила 4,6 м, немного больше указанного предела, но идентична длине Falcon 1964 года. Колесная база была установлена 2,74 м, на 1,5 дюйма короче, чем Falcon, но достаточно для размещения четырех пассажиров. Хотя для Falcon предлагались в основном шестицилиндровые двигатели, команда Джо Ороса оставила много места под капотом для нового V8, предназначавшегося для Fairlane и бывшим опцией для топовой линии Falcon’63.

1960 Ford Falcon Дональд Фрей и справа 1965 Mustang Ли Якокка
1960 Ford Falcon Дональд Фрей и справа 1965 Mustang Ли Якокка

Разработка Mustang была сосредоточена главным образом на хардтопе, но кабриолет также значился в производственной гамме, несмотря на неизбежно более высокую цену и низкие продажи. Но с ростом рынка, дизайнеры чувствовали, что и кузов фастбэк не будет лишним, для повышения продаж. Планировщики согласились с этим, и к середине октября 1963 года он был практически завершен. Однако продажи его начались только через шесть месяцев после появления у дилеров первых двух кузовов.

Выбор имени

К этому моменту в Ford утвердили на наименовании Mustang, после месяцев поиска и дебатов. Наименование Cougar был изначально фаворитом, но были еще и Torino, Turino и даже Т-5. Генри Форду нравилось «Thunderbird II», а Якокка и другие выступали за Mustang, хотя какое-то время в гонке участвовали и другие, не менее известные позже имена, в том числе Colt, Bronco, Maverick и Pinto.

Во многих отношениях Mustang был идеальным именем для спортивного нового Ford, вызывая романтические образы свободных духом ковбоев верхом на резвых жеребцах. Не менее важно, что его было легко записать и легко запомнить. Как сказал один из рекламщиков Ford, Mustang «говорил о широко открытых пространствах, и был чертовски американским».

Лихорадка Mustang

И вот, 21 января 1964 года, приглашенные журналисты отправились в Дирборн на «Техническую пресс-конференцию Mustang». Якокка, который придумал идею нового автомобиля, выступал в роли хозяина «Честно говоря, мы не можем дождаться, когда вы сядете за руль Мустанга», — сказал он. «Мы думаем, что вы получите такой опыт вождения, какого у вас никогда не было».

Ford Mustang Convertible 1964
Ford Mustang Convertible 1964

Официально Ford Mustang был представлен сотням репортеров Якоккой 13 апреля 1964 года на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В своей речи он, в частности, сказал: «С самого начала Mustang был захватывающим предприятием для всех нас. Мы не смогли полностью сдержать наше волнение, и в результате, я рад сообщить, что публика подхватила часть нашей лихорадки. Мы надеемся, что это очень заразно. Мы не утверждаем, что Мустанг может быть всем для всех. Но мы верим, что множество людей в нем найдет гораздо больше для себя, чем в любом другого автомобиле на дороге.»

Секрет кроется в его замечательной универсальности. При скромной цене это может быть экономичный компактный автомобиль с традиционным качеством Ford и всеми достоинствами дорогостоящего европейского дорожного автомобиля с отличным дизайном. По чуть менее скромной цене клиенты могут купить высокую мощность, соответствующую его внешнему виду. Mustang устанавливает ценовые рамки таким образом, чтобы покупатели могли приобретать его в зависимости от своих индивидуальных потребностей, желаний и кошельков.

mustang_convertible_17

Мы разработали Mustang с учетом молодой Америки. Нам хотелось бы думать, что в процессе мы достигли нового измерения в американской автомобильной промышленности, а, возможно, и в мировой промышленности. Мы считаем, что нам удалось объединить — в одном автомобиле — все элементы того, что мы называем «Total performance». И самое лучшее то, что мы предлагаем его по скромной цене.

Интерьер Ford Mustang
Интерьер Ford Mustang

Вы знаете, легко разработать автомобиль с просторным салоном, если вы готовы пожертвовать внешним стилем. Кроме того, легко создать автомобиль с элегантным спортивным экстерьером, если вы готовы выбросить пару сидений или пожертвовать большей частью свободного пространства в багажнике. Хитрость заключается в том, чтобы найти правильное сочетание вместительности и высокого стиля — и это именно то, что, по нашему мнению, мы достигли с нашей новой линейкой автомобилей. Дамы и господа — Mustang!

Интерьер
Интерьер

16 апреля Ford состоялась трансляция по ТВ, которую посмотрело 29 миллионов телезрителей. В пятницу, 17 апреля, 2600 газет опубликовали рекламные объявления и статьи, в то время как Mustang был представлен посетителям на Всемирной ярмарке в Нью-Йорке.

Рекламная кампания на этом не закончилась. Поток печатной и телевизионной рекламы гарантировал, что почти все в Америке знали, что появился «неожиданный» Mustang. Ford вызывал общественный интерес многочисленными акциями. Главным событием стало то, что Mustang был назван официальным пейс-каром для гонок Indy 500 1964 года. Кабриолет белого цвета с синими гоночными полосами возглавил гонку, а Ford построил еще 35 кабриолетов и около 195 хардтопов, в тех же цветах. Позднее кабриолеты были проданы, а хардтопы розданы на конкурсах, спонсируемых дилерами.

1964 Ford Mustang-Convertible Indy 500 Pace Car
1964 Ford Mustang-Convertible Indy 500 Pace Car

Реакция публики на Ford Mustang 1965 года превзошла все ожидания Ford, и вскоре «Mustang Fever» стала национальной эпидемией.

Первый миллион довольных покупателей

Хотя продажи первого года были изначально запланированы в 100 тысяч в год, Якокка увеличил оценку до 240 тысяч, когда старт продаж приблизился, но даже это оказалось заниженным ожиданием. Ford понадобилось всего четыре месяца, чтобы продать 100 тысяч. К концу 1965 модельного года их общее количество составило 680 989, что стало рекордным показателем продаж за первый год, хотя расширение до 17 месяцев продаж первого модельного года тоже помогло. Миллионный Mustang был построен в марте 1966 года.

1966 Ford Mustang GT
1966 Ford Mustang GT

Несмотря на этот безудержный успех, некоторые автомобильные эксперты не разделяли общий энтузиазм. В конце концов, разве это не был всего лишь скромный Falcon с более привлекательным внешним видом? «В этом была магия этого автомобиля», — сказал позже Якокка. «Он выделялся, при этом был машиной на каждый день». Он мог бы добавить, что женщины любят — и покупают — Mustang так же, как мужчины.

Длинный первый год модели обычно делят на 1964½ (выпуск с апреля по август 1964 года), и «настоящими» 65-ми, построенными далее. Среди последних были и фастбэки 2+2, которые прибыли к дилерам 9 сентября 1964 года, когда собственно и начался 1965-й модельный год. Кстати, Ford официально рассматривал все эти автомобили как модели 65-го года, но использовал 1964 год для отсчета юбилеев Mustang.

1966 Ford Mustang GT Fastback
1966 Ford Mustang GT Fastback

А что было внутри?

Mustang выглядел гораздо более спортивным, по сравнению с типичным Falcon, благодаря передним ковшеобразным сиденьям, виниловому салону, ковровому покрытию и полным колесным колпакам. Базовой силовой установкой был 170-кубовый (2,8 л) рядный шестицилиндровый двигатель от Falcon, который развивал 101 л.с. в паре с трехскоростной механической коробкой передач с напольным переключением. Но этот спортивный автомобиль просто должен был иметь V8. Их было четыре на выбор. Базовым вариантом был 260-й (4,3 л за $75 доплаты), на 164 л.с. с двухкамерным карбюратором.

260-й мотор Ford Mustang
260-й мотор Ford Mustang

Затем шел 289-й (4,7 л) на 195 л.с., так же с двухкамерным карбюратором ($108) или на 210 л.с. с четырехкамерным ($162). Самым мощным вариантом был четырехцилиндровый «Hi-Performance» (HP) 289-й на 271 л.с.($ 443). Для «настоящих» мустангов 1965-го года выпуска 170-й двигатель был заменен усовершенствованным 200-м (3,3 л) на 120 л.с., 260-й был убран, 289-й с двухкамерным карбюратором стал 200-сильным, а 289-й с четырехкамерным был поднят до 225 л.с..

289-й мотор
289-й мотор

За исключением HP V8, все двигатели Mustang можно было заказать с трехступенчатой механической коробкой передач, с четырехступенчатой механической коробкой передач Borg-Warner T-10 ($116 долларов с шестицилиндровым, $76 за V8) или трехскоростной автомат Ford ($180 или $190). Четырехступенчатая механика была «обязательной опцией» для HP – это была тактика повышения прибыли, популярная в те годы в Детройте.

Что касается производительности на прямой, то 289-й 210-сильный автомобиль с четырехступенчатой механикой показал такие результаты: до 60 миль/ч за 9 секунд (против 11,2 с для 260-го двигателя с автоматом), четверть мили за 16,5 с, при скорости 129 км/ч, максимальная скорость — 177 км/ч.

Гоночные успехи

В течение чрезвычайно успешного первого года выпуска Ford Mustang, еще более захватывающая модель была впервые представлена на Riverside Raceway в Калифорнии 27 января 1965 года. GT-350 была создана Кэрролом Шелби, по указанию Якокки, который хотел опередить Chevrolet Corvette в соревнованиях спортивного автомобильного клуба Америки (SCCA) в категории B-Production racing. Идея состояла в том, чтобы дать каждому Мустангу «подтвержденную конкуренцией» ауру в соответствии с гоночной и рекламной кампанией «Total Performance» Ford, а затем сделать на этом деньги.

1965 Ford Mustang GT350
1965 Ford Mustang GT350

Модель была более успешна в драг-рейсинге, где версии с 427-м V8 (7 л) добились многочисленных побед в классе A/FX Национальной ассоциации хотродов (NHRA). Заводская команда Ford участвовала в сезоне 1965 года, с колесной базой на два дюйма короче. И неудивительно, что Mustang опередили не только несколько Corvette, но и выигрывали национальный чемпионат в категории B-Production три года подряд (1965-67).

1965 Ford Mustang GT350R
1965 Ford Mustang GT350R

Модели по теме

Комментариев (0)

Комментировать
Мы ценим ваше участие и помощь,
поэтому самые активные получают подарки

Похожие статьи

  • Яндекс.Метрика
  • Уже зарегистрирован?
    Не помню пароль
    Войти при помощи соц. сети
     
    Нет регистрации?
    Зарегистрироваться
    Забыл пароль?
    Введи свой e-mail который ты указывал при регистрации и мы отправим тебе ссылку для изменения пароля.
    Кажется, я вспомнил пароль!
    Регистрация
    Сброс пароля
    Ваш новый пароль отправлен на указанную почту!
    Регистрация на сайте
    Вход на сайт

    Адрес вашей электронной почты *:

    Пароль *

    Повторите ваш пароль *

    Логин:

    Пароль