Как водителю вести себя с сотрудниками ДПС

Юридические аспекты общения водителей с представителями правоохранительных органов почему-то остаются в стороне от широкого обсуждения. Например, в программах автошкол нет вообще ничего на эту тему. ПДД там худо-бедно обучают, практику вождения дают, есть даже какие-то занятия (во всяком случае в программе они указаны) по оказанию первой помощи на дороге и этике водителя. А вот как вести себя с сотрудниками полиции – об этом ни слова. А это важная часть, если так можно выразиться, навыков автомобилиста. Всем водителям приходится проходить эту школу на своем опыте, собирая на этом пути множество граблей и набивая шишки. Проблему усугубляет и тот факт, что законодательство постоянно меняется, и то, что было актуально несколько лет назад, уже не работает. Посему мы решили подготовить для читателей обзорный материал, который растолкует основные вопросы взаимодействия сотрудников ДПС и водителей.

Сотрудник ГАИ проверяет документы
Сотрудник ГАИ проверяет документы

Остановка

Среди водителей существует распространенный миф, что сотрудники ГИБДД вне стационарных постов не имеют права останавливать машины без веской причины, просто для проверки документов. Это было правдой до 2019 года, но новый приказ МВД все изменил. Теперь такие остановки вполне законны. В принципе, и без проверки документов у сотрудников милиции много поводов остановить автомобиль, но уже почти два года ими можно не пользоваться, пресловутая «проверка документов» может объяснить любой взмах жезла, тем более какой бы ни была причина, все равно сначала речь идет о документах. Кстати, при остановке инспектор обязан причину озвучить, но российские «гаишники» почему-то крайне неохотно это делают. Между тем если причина не названа, то и документы водитель не обязан предъявлять.

Как ни крути, но если инспектор требует остановиться, то это нужно делать. А как быть если стоянка запрещена? Все равно останавливаться, нарушением это не будет. Обычно грамотные инспектора ГИБДД при остановке показывают куда встать и если он указан на запрещенное место, то и ответственности никакой. Этот жест нельзя расценивать как требование встать именно в указанном месте, но прислушаться к «рекомендации» обычно смысл есть. Нюанс в том, что внутренние инструкции инспекторов крайне не рекомендуют останавливать машины в местах с плохой видимостью, и если из-за такой остановки случится ДТП, то инспектора можно привлечь к ответственности.

Остановка Гаишниками ночью
Остановка «гаишниками» ночью

Интересный нюанс про ночные остановки на трассе. Среди водителей популярно заблуждение, что в темное время суток на неосвещенных трассах можно не выполнять требования об остановке. Но это не так! В законе нет никаких оговорок про время или место, он одинаков для любых условий. Другое дело, что инспекторы обязаны соблюдать требования по обеспечению, так сказать, своей заметности – включить мигалки на патрульном автомобиле, использовать световые жезлы и фонарики, надеть светоотражающие жилеты.

Общение

Известный факт – для разговора с сотрудниками ДПС выходить из автомобиля не обязательно. В этом вопросе ничего в законодательстве не поменялось. И инспектор не может потребовать выйти из машины просто так. Однако никуда не делся ряд условий, при которых такое право у него возникает:

· При выявленной технической неисправности автомобиля, которая требует устранения. Сюда же относятся и случаи неправильной транспортировки грузов.

· При подозрении на управление автомобилем в состоянии опьянения.

· Для проверки узлов и сверки номерных агрегатов автомобиля.

· При досмотре транспортного средства.

· Для задержания водителя или пассажиров.

· Для оказания помощи инспектору ДПС или другим участникам движения.

Особо острым тут является второй пункт, потому как все в нем отдается на откуп самого инспектора. Несмотря на то, что есть определенные формальные признаки опьянения, сотрудник полиции всегда может списать требование покинуть автомобиль на то, что ему водитель показался пьяным.

Проверка алкотестером
Проверка алкотестером

Если выйти из машины сотрудник ГИБДД водителя заставить может, то вот сесть в патрульный автомобиль – нет. Пройти в «стакан» или будку стационарного поста тоже. Вернее, может, но только в случае задержания, а для этого нужны и очень веские причины, и оформление дополнительных документов. Даже если полицейскому нужно составить протокол или написать объяснительную, то водитель вовсе не обязан садиться в патрульную машину (как это обычно и бывает), о чем, кстати, и сотрудники ГИБДД не всегда знают. Более того, в законе есть пункт, который предписывает составлять некоторые документы в присутствии водителя. И если сам владелец авто не хочет куда-то идти, то придется прийти полицейским, чего они, конечно, не любят.

С чем в российских реалиях неплохо, так это с требованием для сотрудников полиции представляться. Чаще всего инспектора свою фамилию и должность все-таки называют. Но водитель всегда может пойти дальше – потребовать служебные документы, записать номер нагрудного знака, и даже позвонить в дежурную часть, чтобы удостовериться, что такой-то действительно представитель полиции. Обе стороны могут вести запись беседы на телефон или регистратор. Есть ряд исключений, когда закон позволяет инспектору потребовать остановить запись, но они очень редки и связаны, например, с гостайной или специальной операцией.

Досмотр и документы

Касаемо документов среди водителей популярен миф, что их, мол, можно не отдавать сотруднику ДПС, а просто показать. Продаются даже прозрачные кейсы со шнурком, которые не позволяют документы забрать. Но такие вещи использовать нельзя – инспектор имеет право не просто посмотреть, но и взять документы в руки, чтобы удостовериться в их подлинности. А вот наоборот эта ситуация не работает – водитель может потребовать у сотрудника полиции предъявить документы, но давать их ему в руки он не обязан. При этом не воспрещается переписать все данные из удостоверения, но только дистанционно.

Проверка документов
Проверка документов

Целый пласт спорных ситуаций в общении водителей с ГИБДД – вопросы досмотра и технического контроля. Может ли инспектор проверить содержимое багажника или бардачка? Может, но водитель не обязан их показывать просто по просьбе. Для досмотра полицейскому нужно оформить специальный протокол, найти понятых или обеспечить видеосъемку процесса (эту возможность обойтись без понятых добавили в закон совсем недавно). Это не то, чтобы очень сложно для инспектора, но занимает время. От нечего делать, без веских оснований, вряд ли кто-то займется этой процедурой. Тоже самое можно сказать и про салон – если водитель добровольно не пускает инспектора, то тому нужно документировано все оформлять.

проверка багажника ГАИ
Проверка багажника

Не нужно путать понятия «досмотр» и «обыск». Досмотр позволяет посмотреть, что находится в салоне или багажнике, но не разрешает трогать личные вещи, потому что это уже обыск. То есть если, скажем, сверху багажника лежит чемодан полицейский не может сам взять его и переложить, максимум может только попросить это сделать водителя.

Частным случаем досмотра является требование стража порядка показать аптечку или огнетушитель. По закону эти предметы должны быть с собой у каждого водителя, но требования показывать их сотруднику ГИБДД нет. На вопрос можно всегда ответить, что они находятся в багажнике, а если инспектор хочет его досмотреть, то пусть оформляет бумаги.

С капотом сложнее. С одной стороны, подкапотное пространство это такая же частная собственность, доступ на которую ограничен, с другой стороны, у ГИБДД есть право сверять номерные агрегаты, а они как раз и находятся обычно под капотом. Так что сам капот открывать все-таки нужно. Однако водитель не обязан ни знать расположение номеров, ни следить за их чистотой, ни подсвечивать в темное время суток. Если уж полицейскому захотелось сверить номер, то он должен сам все найти, протереть и осветить, помогать ему обязанности нет.

ГАИ - проверка под капотом
ГАИ — проверка под капотом

В конце статьи мы бы все-таки хотели напомнить, что законы законами, но простое человеческое общение тоже никто не отменял. Обычный разговор с инспектором ГИБДД иногда оказывается эффективнее, чем строгое соблюдение юридических формальностей. Но к ним тоже нужно быть готовыми, потому как в полиции хватает недобросовестных и коррумпированных сотрудников, которым в случае чего нужно быть готовым дать отпор. Надеемся, информация в этом материале прояснила, что водитель должен делать, а от каких предложений может вполне законно отказаться.

С уважением, Александр Нечаев.

Комментариев (0)

Комментировать
Мы ценим ваше участие и помощь,
поэтому самые активные получают подарки

Похожие статьи

  • Яндекс.Метрика
  • Уже зарегистрирован?
    Не помню пароль
    Войти при помощи соц. сети
     
    Нет регистрации?
    Зарегистрироваться
    Забыл пароль?
    Введи свой e-mail который ты указывал при регистрации и мы отправим тебе ссылку для изменения пароля.
    Кажется, я вспомнил пароль!
    Регистрация
    Сброс пароля
    Ваш новый пароль отправлен на указанную почту!
    Регистрация на сайте
    Вход на сайт

    Адрес вашей электронной почты *:

    Пароль *

    Повторите ваш пароль *

    Логин:

    Пароль