Что такое торможение двигателем и как его использовать

Сегодня в автошколах уже не рассказывают про такое понятие как «торможение двигателем», а ведь раньше оно считалось одним из навыков, которым нужно овладеть водителю. Развитие технологий сделали часть преимуществ этого способа снижения скорости не очень важным, вот про него и забыли. Но и сегодня торможение двигателем может оказаться полезным. В каких ситуациях – рассказываем в этом материале.

За рулем
За рулем

Для начала вообще скажем, что такое тормозить двигателем, потому как далеко не все это знают. Нет, отдельного тормоза у мотора нет, но если отпустить педаль газа и не выключать передачу, то автомобиль будет замедляться, это и есть торможение двигателем. В таком режиме подача топлива в цилиндры перекрывается, а ход поршня происходит за счет энергии, которая передается от движущихся по инерции (или под горку) колес. Считается, что мотор тормозит из-за потери на трении, но дело не только в нем – еще большую роль в замедлении оказывает разрежение, создаваемое в цилиндрах, а также дополнительное оборудование, которое потребляет энергию мотора (например, кондиционер). Естественно, все вышенаписанное актуально для машин с двигателем внутреннего сгорания, у электромобилей механизм торможения мотором иной.

Торможение двигателем с механической трансмиссией
Торможение двигателем с механической трансмиссией

Сильно ли замедляет машину такая работа мотора? Зависит от оборотов. Чем они выше – тем эффективнее торможение. Конечно, об экстренной остановке говорить не приходится, но на высоких оборотах замедляющие силы весьма велики и неплохо снижают скорость, более того выбором передачи можно регулировать интенсивность замедления. В некоторых ситуациях это может быть очень полезно.

Главный вопрос – зачем нужно торможение двигателем если в любой машине есть штатная тормозная система, которая эффективнее и удобнее? Есть как минимум четыре причины не забывать тормозить двигателем.

Первая сегодня не так уже актуальна, но ее все равно стоит иметь в виду – безопасность. Раньше, до массового внедрения системы ABS, торможение двигателем считалось очень важным элементом при езде по скользкому покрытию. В условиях низкого сцепления с дорогой обычные тормоза очень легко довести до блокировки колес, а блокировка это потеря управляемости и непредсказуемые последствия. Торможение мотором снимает этот риск, оно получается хоть и медленнее, зато безопаснее, поэтому зимой большинство водителей держали побольше дистанцию и регулировали скорость мотором. Повсеместное развитие ABS несколько снизило актуальность этой причины – теперь даже штатными тормозами колеса не блокируются, но для водителей на машинах без электроники, научиться тормозить мотором – полезный навык.

Крутой спуск
Крутой спуск

Вторая причина – снижение нагрузки на основной тормоз в сложных ситуациях. В советские времена в горах часто ставили плакаты типа «Водитель, внимание, крутой спуск. Не выключай сцепление!». Тормозные системы сегодня редко проектируются с запасом, обычно они могут обеспечить разовое замедление с большой скорости, но при длительной работе начинают терять эффективность. Это особенно актуально в горах, при перегрузе или буксировании прицепа: на затяжных спусках от постоянного контакта колодок с дисками или барабанами происходит сильный перегрев. Тормоза теряют эффективность и могут даже загореться. Использование мотора в такой ситуации позволяет снизить нагрузку на штатный тормоз. Причем нужно не просто ехать на передаче, но еще и включить скорость пониже, чтобы повысить эффективность замедления от мотора. Есть старое правило, что спускаться с горы нужно на той же передаче, на которой и подниматься. Это предполагает поддержание высоких оборотов.

Третья причина – увеличение ресурса тормозных механизмов. Описанный выше случай езды по крутому спуску, конечно, очень важный, но все-таки вряд ли случающийся каждый день. А вот простая привычка снижать скорость мотором может пригодится и при каждодневной эксплуатации. Чем больше в замедлении водитель уповает на двигатель, тем меньше пользуется штатными тормозами, а значит продлевает ресурс тормозных колодок, дисков и барабанов. Тут сложно ощутить мгновенную выгоду, но когда пробег на одних колодках вырастает в 1,5-2 раза, то реальная экономия на их покупку и замену становится очевидна. Мы не приводим конкретных пробегов, потому что на каждом авто и у каждого водителя это очень индивидуально, но общий принцип работает везде: торможение двигателем позволяет немного экономить на обслуживании тормозной системы.

Тормозные механизмы
Тормозные механизмы

На десерт мы оставили самое вкусное: четвертая причина – экономия топлива. Даже карбюраторные автомобили с 70-80-х годов прошлого века научились перекрывать подачу топлива в цилиндры, когда автомобиль тормозит двигателем, что уж говорить про инжекторные системы, у которых такая функция была всегда. Это самый приятный бонус – сколько бы автомобиль не проехал в режиме торможения двигателем, он не сожжет за это время ни капли топлива. Причем это не тоже самое, что выключить передачу и катиться на нейтрале, как многие считают – как раз в таком случае расход топлива есть, причем чем больше включено дополнительных потребителей, тем он выше. При торможении двигателем расхода нет, даже с кондиционером.

На фото - подача топлива в цилиндры. Про различные типы впрыска читайте здесь.
На фото — подача топлива в цилиндры. Про различные типы впрыска читайте здесь.

Грамотное использование мотора в замедлениях позволяет сэкономить до литра бензина на 100 км – зависит от ситуации и навыков водителя. У шоферов старой закалки есть даже поговорка: «Чем меньше нажал на тормоза, тем больше сэкономил топлива», и она именно про это. При подъезде к перекрестку или светофору с красным сигналом гораздо лучше начинать тормозить заранее, убрав ногу с педали газа и выбором передачи и оборотов регулируя степень замедления, чем жать педаль газа до последнего, а потом резко оттормаживаться. Основной эффект от метода проявляется в городском цикле, где постоянные циклы разгон-торможение дают широкий простор для оптимизации водительских привычек.

Нога на педали тормоза
Нога на педали тормоза

Естественно, безопасность превыше всего, и если ситуация требует быстрой остановки, то нужно пользоваться штатной тормозной системой, но когда пространство впереди свободно, то почему бы не затормозить мотором, сэкономив топливо и продлив жизнь штатным тормозам. Схема простая – постепенно включать передачу на ступень ниже при падении оборотов до 1200-1500, а обычные тормоза использовать только для окончательной остановки. Выгода от одного торможения заметна не будет, но если выработать привычку и пользоваться этим способом всегда, то в итоге можно будет меньше платить за топливо и замену колодок.

Про плюсы торможения двигателем все понятно, а есть ли минусы? Негативный эффект может быть только от очень агрессивного использования этого метода, например, при переключении на очень низкую передачу. Скажем, если ехать 50 км/ч и включить первую скорость, то обороты уйдут к отсечке и будет серьезный удар по трансмиссии, который на ее живучесть благоприятно не скажется. Но и пользоваться торможением столько агрессивно есть смысл только в экстренных ситуациях, когда, например, отказали обычные тормоза и снизить скорость нужно любой ценой. Если использовать торможение двигателем «лайтово», переключаясь на пониженные передачи плавно на невысоких оборотах, то никакого вреда для машины не будет.

Ручка механической трансмиссией
Ручка механической трансмиссией

Все вышенаписанное актуально для машин с механической коробкой передач. А как обстоят дела у автоматических трансмиссий? У классических АКПП и вариаторов в конструкции есть такой узел как гидротрансформатор, если он не заблокирован, то автомобиль двигателем не тормозит, а если заблокирован, то тормозит также как и на «механике». Но алгоритм блокировки прописывается на уровне блока управления, водитель никак не может на него повлиять. Поэтому некоторые машины с АКПП и вариаторами хорошо тормозят двигателем, некоторые нет. Конструкторов тут тоже можно понять, ведь постоянная блокировка гидротрансформатора сокращает его ресурс, приходится выбирать чем жертвовать – ресурсом тормозов или коробки. Поэтому не стоит удивляться тому, что некоторые машины с АКПП или вариатором не очень хорошо тормозят двигателем.

А вот у роботизированных коробок такой проблемы обычно нет, там тоже вся работа регулируется алгоритмами ЭБУ, но, учитывая тот факт, что передача момента происходит таким же образом, как и на механике, конструкторы активно используют режим торможения двигателем. Правда, водитель сам выбирать передачу для регулирования степени замедления может только на «роботах» с ручным режимом, а это далеко не все модели. Кроме того, некоторые виды таких коробок имеют ограничения на определенные переключения (например, нельзя включить передачу выше каких-то оборотов), но тут уже нужно смотреть на определенные модели. Так что у автоматических трансмиссий в плане торможения двигателем могут быть нюансы, но обычно оно работает и с ними.

Торможение двигателем с автоматической трансмиссией
Торможение двигателем с автоматической трансмиссией

Подводя итог, можно скачать, что торможение двигателем это тот навык, который должен быть у любого водителя. В некоторых ситуациях оно сильно выручит, в остальных – позволит сделать езду более плавной и экономичной, а также увеличит ресурс некоторых компонентов машины. А самое главное, что это очень простой прием, нужно к нему привыкнуть и пересмотреть свои водительские привычки, начинать сбавлять скорость заранее не выключая передачу. Не так уж это и сложно к этому привыкнуть.

Автор — Александр Нечаев.

Комментариев (0)

Комментировать
Мы ценим ваше участие и помощь,
поэтому самые активные получают подарки

Похожие статьи

  • Яндекс.Метрика
  • Уже зарегистрирован?
    Не помню пароль
    Войти при помощи соц. сети
     
    Нет регистрации?
    Зарегистрироваться
    Забыл пароль?
    Введи свой e-mail который ты указывал при регистрации и мы отправим тебе ссылку для изменения пароля.
    Кажется, я вспомнил пароль!
    Регистрация
    Сброс пароля
    Ваш новый пароль отправлен на указанную почту!
    Регистрация на сайте
    Вход на сайт

    Адрес вашей электронной почты *:

    Пароль *

    Повторите ваш пароль *

    Логин:

    Пароль