Что такое торможение двигателем и как его использовать
Сегодня в автошколах уже не рассказывают про такое понятие как «торможение двигателем», а ведь раньше оно считалось одним из навыков, которым нужно овладеть водителю. Развитие технологий сделали часть преимуществ этого способа снижения скорости не очень важным, вот про него и забыли. Но и сегодня торможение двигателем может оказаться полезным. В каких ситуациях – рассказываем в этом материале.
Для начала вообще скажем, что такое тормозить двигателем, потому как далеко не все это знают. Нет, отдельного тормоза у мотора нет, но если отпустить педаль газа и не выключать передачу, то автомобиль будет замедляться, это и есть торможение двигателем. В таком режиме подача топлива в цилиндры перекрывается, а ход поршня происходит за счет энергии, которая передается от движущихся по инерции (или под горку) колес. Считается, что мотор тормозит из-за потери на трении, но дело не только в нем – еще большую роль в замедлении оказывает разрежение, создаваемое в цилиндрах, а также дополнительное оборудование, которое потребляет энергию мотора (например, кондиционер). Естественно, все вышенаписанное актуально для машин с двигателем внутреннего сгорания, у электромобилей механизм торможения мотором иной.
Сильно ли замедляет машину такая работа мотора? Зависит от оборотов. Чем они выше – тем эффективнее торможение. Конечно, об экстренной остановке говорить не приходится, но на высоких оборотах замедляющие силы весьма велики и неплохо снижают скорость, более того выбором передачи можно регулировать интенсивность замедления. В некоторых ситуациях это может быть очень полезно.
Главный вопрос – зачем нужно торможение двигателем если в любой машине есть штатная тормозная система, которая эффективнее и удобнее? Есть как минимум четыре причины не забывать тормозить двигателем.
Первая сегодня не так уже актуальна, но ее все равно стоит иметь в виду – безопасность. Раньше, до массового внедрения системы ABS, торможение двигателем считалось очень важным элементом при езде по скользкому покрытию. В условиях низкого сцепления с дорогой обычные тормоза очень легко довести до блокировки колес, а блокировка это потеря управляемости и непредсказуемые последствия. Торможение мотором снимает этот риск, оно получается хоть и медленнее, зато безопаснее, поэтому зимой большинство водителей держали побольше дистанцию и регулировали скорость мотором. Повсеместное развитие ABS несколько снизило актуальность этой причины – теперь даже штатными тормозами колеса не блокируются, но для водителей на машинах без электроники, научиться тормозить мотором – полезный навык.
Вторая причина – снижение нагрузки на основной тормоз в сложных ситуациях. В советские времена в горах часто ставили плакаты типа «Водитель, внимание, крутой спуск. Не выключай сцепление!». Тормозные системы сегодня редко проектируются с запасом, обычно они могут обеспечить разовое замедление с большой скорости, но при длительной работе начинают терять эффективность. Это особенно актуально в горах, при перегрузе или буксировании прицепа: на затяжных спусках от постоянного контакта колодок с дисками или барабанами происходит сильный перегрев. Тормоза теряют эффективность и могут даже загореться. Использование мотора в такой ситуации позволяет снизить нагрузку на штатный тормоз. Причем нужно не просто ехать на передаче, но еще и включить скорость пониже, чтобы повысить эффективность замедления от мотора. Есть старое правило, что спускаться с горы нужно на той же передаче, на которой и подниматься. Это предполагает поддержание высоких оборотов.
Третья причина – увеличение ресурса тормозных механизмов. Описанный выше случай езды по крутому спуску, конечно, очень важный, но все-таки вряд ли случающийся каждый день. А вот простая привычка снижать скорость мотором может пригодится и при каждодневной эксплуатации. Чем больше в замедлении водитель уповает на двигатель, тем меньше пользуется штатными тормозами, а значит продлевает ресурс тормозных колодок, дисков и барабанов. Тут сложно ощутить мгновенную выгоду, но когда пробег на одних колодках вырастает в 1,5-2 раза, то реальная экономия на их покупку и замену становится очевидна. Мы не приводим конкретных пробегов, потому что на каждом авто и у каждого водителя это очень индивидуально, но общий принцип работает везде: торможение двигателем позволяет немного экономить на обслуживании тормозной системы.
На десерт мы оставили самое вкусное: четвертая причина – экономия топлива. Даже карбюраторные автомобили с 70-80-х годов прошлого века научились перекрывать подачу топлива в цилиндры, когда автомобиль тормозит двигателем, что уж говорить про инжекторные системы, у которых такая функция была всегда. Это самый приятный бонус – сколько бы автомобиль не проехал в режиме торможения двигателем, он не сожжет за это время ни капли топлива. Причем это не тоже самое, что выключить передачу и катиться на нейтрале, как многие считают – как раз в таком случае расход топлива есть, причем чем больше включено дополнительных потребителей, тем он выше. При торможении двигателем расхода нет, даже с кондиционером.
Грамотное использование мотора в замедлениях позволяет сэкономить до литра бензина на 100 км – зависит от ситуации и навыков водителя. У шоферов старой закалки есть даже поговорка: «Чем меньше нажал на тормоза, тем больше сэкономил топлива», и она именно про это. При подъезде к перекрестку или светофору с красным сигналом гораздо лучше начинать тормозить заранее, убрав ногу с педали газа и выбором передачи и оборотов регулируя степень замедления, чем жать педаль газа до последнего, а потом резко оттормаживаться. Основной эффект от метода проявляется в городском цикле, где постоянные циклы разгон-торможение дают широкий простор для оптимизации водительских привычек.
Естественно, безопасность превыше всего, и если ситуация требует быстрой остановки, то нужно пользоваться штатной тормозной системой, но когда пространство впереди свободно, то почему бы не затормозить мотором, сэкономив топливо и продлив жизнь штатным тормозам. Схема простая – постепенно включать передачу на ступень ниже при падении оборотов до 1200-1500, а обычные тормоза использовать только для окончательной остановки. Выгода от одного торможения заметна не будет, но если выработать привычку и пользоваться этим способом всегда, то в итоге можно будет меньше платить за топливо и замену колодок.
Про плюсы торможения двигателем все понятно, а есть ли минусы? Негативный эффект может быть только от очень агрессивного использования этого метода, например, при переключении на очень низкую передачу. Скажем, если ехать 50 км/ч и включить первую скорость, то обороты уйдут к отсечке и будет серьезный удар по трансмиссии, который на ее живучесть благоприятно не скажется. Но и пользоваться торможением столько агрессивно есть смысл только в экстренных ситуациях, когда, например, отказали обычные тормоза и снизить скорость нужно любой ценой. Если использовать торможение двигателем «лайтово», переключаясь на пониженные передачи плавно на невысоких оборотах, то никакого вреда для машины не будет.
Все вышенаписанное актуально для машин с механической коробкой передач. А как обстоят дела у автоматических трансмиссий? У классических АКПП и вариаторов в конструкции есть такой узел как гидротрансформатор, если он не заблокирован, то автомобиль двигателем не тормозит, а если заблокирован, то тормозит также как и на «механике». Но алгоритм блокировки прописывается на уровне блока управления, водитель никак не может на него повлиять. Поэтому некоторые машины с АКПП и вариаторами хорошо тормозят двигателем, некоторые нет. Конструкторов тут тоже можно понять, ведь постоянная блокировка гидротрансформатора сокращает его ресурс, приходится выбирать чем жертвовать – ресурсом тормозов или коробки. Поэтому не стоит удивляться тому, что некоторые машины с АКПП или вариатором не очень хорошо тормозят двигателем.
А вот у роботизированных коробок такой проблемы обычно нет, там тоже вся работа регулируется алгоритмами ЭБУ, но, учитывая тот факт, что передача момента происходит таким же образом, как и на механике, конструкторы активно используют режим торможения двигателем. Правда, водитель сам выбирать передачу для регулирования степени замедления может только на «роботах» с ручным режимом, а это далеко не все модели. Кроме того, некоторые виды таких коробок имеют ограничения на определенные переключения (например, нельзя включить передачу выше каких-то оборотов), но тут уже нужно смотреть на определенные модели. Так что у автоматических трансмиссий в плане торможения двигателем могут быть нюансы, но обычно оно работает и с ними.
Подводя итог, можно скачать, что торможение двигателем это тот навык, который должен быть у любого водителя. В некоторых ситуациях оно сильно выручит, в остальных – позволит сделать езду более плавной и экономичной, а также увеличит ресурс некоторых компонентов машины. А самое главное, что это очень простой прием, нужно к нему привыкнуть и пересмотреть свои водительские привычки, начинать сбавлять скорость заранее не выключая передачу. Не так уж это и сложно к этому привыкнуть.
Автор — Александр Нечаев.
Комментариев (0)