Армянский учет – что это такое, плюсы и минусы
Любой, кто хоть немного знаком с рынком подержанных автомобилей в разных странах, знает, что в Европе, Японии и отчасти США машины на вторичном рынке в среднем стоят дешевле чем в России. А учитывая культуру эксплуатации, качество дорог и климат они в большинстве своем еще и находятся в лучшем техническом состоянии. Поэтому покупка автомобиля на вторичном рынке за границей для многих россиян выглядит очень заманчивой идеей.
Проблема одна – для государства такая покупка экономически невыгодна. Если россиянин покупает автомобиль за границей, то вкладывает деньги в чужую экономику, не создает рабочие места на Родине, не стимулирует рост налоговых платежей, поэтому государство всячески борется с массовой покупкой машин за границей. Наверняка еще многие помнят, как в 1990-е годы в Россию массово везли поддержанные автомобили из Европы и Японии. Но с тех пор многократно были увеличены ввозные пошлины, введен экологический сбор, обязательным сделали «Эра-ГЛОНАСС» и так далее. Все это чтобы отбить желание у россиян смотреть в сторону заграничных рынков и покупать все внутри страны.
Голь на выдумки хитра. Наиболее сметливые водители все равно находят способ хоть и обходными путями, но купить машину за границей и ввести ее в Россию. Это как гидра – одну возможность законодатели отсекут, придумывается другая, более изощренная. Последние пару лет популярность получил так называемый армянский учет – растаможка и постановка на учет машины в Армении. Это хоть и не самый банальный, но реальный способ купить машину по относительно невысоким ценам.
Наверняка многие могли заметить, что в последние годы во многих регионах страны машин с армянскими номерами стало больше – это все звенья этой цепи. Сама тема с армянским учетом стала возможна с 2016 года, когда Армения вступила в Евразийский экономический союз. Теперь между Арменией и Россией беспошлинное перемещение товаров. Поначалу от этого автомобилистам не было проку, потому что ввозить в Россию без растаможки можно было только те машины, которые попали в Армению до октября 2014 года. Но через год такое ограничение убрали – и схема заработала в полную силу. Теперь через Армению в Россию может попасть практически любой автомобиль.
За счет чего работает «армянский учет»
Суть армянского учета в двух принципиальных моментах, которые хорошо наложились и дополняют друг друга.
1. Ввозные пошлины в Армении гораздо ниже чем в России. Несмотря на то, что Армения вступила в Евразийский экономический союз, ей разрешили оставить свои пошлины, а они весьма гуманны. Для примера растаможить 10-летний Toyota Alphard с мотором 2,4 в Армении будет стоить примерно 88 тысяч рублей. В России такая же операция обойдется в 952 тысячи рублей, что на корню убивает экономический смысл такой покупки. Да, не во всех ситуациях разница будет столь большой. Чем моложе автомобиль, тем менее выгодно растаможивать его в Армении по сравнению с Россией, но для 8-10-летних авто (а именно в таком возрасте обычно пригоняют машины из благополучных автомобильных стран) она очень существенная.
Кстати, узнать сколько будет стоить растаможка того или иного авто в Армении можно через интернет.
2. Армянское законодательство позволяет оформить учет на гражданина другой страны. Например, в Абхазии тоже низкая стоимость растаможки, но там нельзя стать владельцем машины, только вечно ездить по доверенности и периодически пересекать границу, чтобы ее продлить, а это рискованно и замороченно. В Армении таких «проблем» нет – автомобилист становится именно владельцем машины, получает ее в законную собственность, просто стоит она на учете в Армении и на ней армянские номера.
В любой момент это хрупкое равновесие может быть нарушено какой-то законодательной инициативой, но пока все работает. Небольшой удар по системе ввоза «бэушек» нанесли армянские власти – с весны 2018 года они запретили импорт в страну праворульных автомобилей. На помощь, правда, пришли соседи-грузины, которые массово освоили переделку праворульных автомобилей в леворульные. Получилась выстроенная цепочка. Из Японии машины морем все равно доставляют в Грузию, а пока они едут до Армении у них «меняется» руль. Технологии освоены, грузинские мастера уже знают на какие модели от чего подходят запчасти, как и где что нужно варить. Правда, качество переделок сильно скачет, покупать переделанный «пруль» стоит только после очень тщательного осмотра. Пока машину с истинным правым рулем в Армении купить еще можно, но это распродажа старых «запасов» местных жителей.
Как все выглядит на практике
Спрос со стороны россиян естественно вызвал предложение со стороны армян – у них появился целый класс перекупщиков, который помогает покупать автомобили. Есть как конкретные услуги, так и пакетные предложения «под ключ» – покупателю найдут машину, встретят в аэропорту, оформят все документы. Стоит последний вариант 500-1000 долларов, но даже с такой надбавкой покупка в Армении все равно не теряет экономический смысл, все равно выгодно. Впрочем, большинство из тех, кто хочет купить машину с армянскими номерами, все-таки предпочитают действовать самостоятельно. В любом случая для всех действий нужно лично ехать в Армению. Чаще всего в Ереван, там самый большой авторынок и больше всего перекупов.
Покупать машины можно как на внутреннем армянском рынке, так и под заказ с растаможкой. Первый вариант гораздо проще, но выбор не такой уж и богатый. Армения небольшая страна и машин там физически не так много продается, чтобы на всех желающих из России хватило. А вот заказ с растаможкой хоть и сопряжен с дополнительными трудозатратами на поиск и организацию доставки, дает очень широкие возможности при покупки, например, на американских или японских аукционах.
Тонкое место: для того, чтобы зарегистрировать на себя машину, нужна армянская прописка. Оформить временную регистрацию у местных стоит примерно 3000 рублей. Конечно, без взяток в этом вопросе не обходится, для этого-то и нужен местный перекуп-помощник. Еще нужно перевести паспорт на армянский язык, но это уже можно сделать в специализированных конторах. Остальное похоже на то, как процесс купли-продажи выглядит в России. Письменный договор (если машина покупается уже растаможенная, если нет ее растаможивает на себя все тот же перекуп-помощник), поездка в ГАИ. Постановка на учет стоит около 3500 рублей на российские деньги. Еще за 2000 рублей нужно будет купить армянскую страховку. И можно ехать домой. Для транзита через Грузию нужно страховка и в этой стране (850 рублей), ну а при въезде в Россию нужно будет оформить наше ОСАГО.
И все, машину можно эксплуатировать в России, никаких ограничений нет, страховку можно покупать свободно, с передачей прав управления другим людям проблем нет (главное, чтобы они были вписаны в ОСАГО), ГИБДД не придирается (да и законных оснований что-то предъявлять водителю нет), ничего продлять и регистрировать не нужно. Можно просто ездить, как и в случае с машиной, купленной в России.
Плюсы
Помимо более низкой цены на автомобиль армянский учет дает еще два преимущества.
1. Машины с армянскими номерами не боятся камер видеофиксации. Вернее даже как, камеры номера считывают и даже распознают, но дальше с такой информацией в ГИБДД ничего сделать не могут, у российской полиции нет армянской базы адресов. Да и кому высылать штраф если регистрация все равно была временной. Впрочем, сейчас в недрах ГИБДД прорабатывают варианты борьбы с иностранными номерами, например, в виде создания мобильных бригад, которые будут останавливать такие автомобили, проверять и заставлять на месте оплачивать штрафы, выписанные в автоматическом режиме. Но это только планы – пока камеры для машин с армянскими номерами безвредны.
2. Экономия на транспортном налоге, а это тоже может оказаться важно. В Армении не только ниже стоимость растаможки, но и транспортный налог. Причем, в отличие от России, он имеет прогрессивную шкалу, чем машина старше, тем ниже налог. Там нет такого парадокса, что годовой налог на 20-летний спорткар может быть равен его рыночной цене. Если машины старая, то и налог крошечный. В целом, если говорить про машины в возрасте 7-10 лет, то экономия выходит трехкратная, особенно на автомобили с мощностью выше 200 лошадиных сил. Чтобы оплатить налог не обязательно ехать в Армению или кого-то просить. Это можно сделать через интернет с помощью банковской карты.
А еще можно вообще не платить. Армяне не преследуют тех, кто находится вне пределов их страны. Пока вы не соберетесь въехать в Армению, то никто никаких санкций накладывать не будет. Но если придется въехать, то все старые долги заставят погасить. Учитывая то, о чем речь пойдет в следующем разделе, наведаться в Армению владельцу машины с армянскими номерами наверняка придется.
Минусы
Естественно, во всей этой ситуации есть не только плюсы, но и минусы, иначе бы уже каждый ездил с армянскими номерами. Минус на самом деле только один, но существенный. Зарегистрированную в Армении машину в России нельзя продать, и подарить нельзя (а уж про трудности в получении наследства и представить трудно). Чисто теоретически можно, конечно, но для этого ее нужно будет растаможить и поставить Эра-ГЛОНАСС, но это уже будет гранью безумия с учетом того сколько нужно заплатить.
А что можно сделать с машиной на армянских номерах, когда она совсем придется в негодность, надоест или перестанет устраивать? Вариантов два. Первый – сдать на запчасти. Много в таком случае за автомобиль выручить не получится, но часть денег вернется. Возможно, с учетом изначального дисконта на покупку выйдет примерно тоже на тоже, что купить и продать машину в России.
Второй вариант – поехать и продать в Армении. Не обязательно армянам, нередко о сделке по продаже таких автомобилей договариваются в России, но ехать на оформление придется все равно в Армению, причем как покупателю, так и продавцу. Правда, в таком случае машину уже можно продать примерно за столько же сколько и стоят машины в самой Армении. Но минус время и деньги на поезду. Да и ликвидность такого автомобиля невелика – много ли среди покупателей найдется желающих прокатиться в Армению и проделать вышеописанную процедуру.
Еще остаются варианты с продажей по доверенности. Юридически это не запрещено, но все равно связываться с таким вариантом кажется в наши времени рискованно.
Итого
Выгодно ли купить машину в Армении и ездить с армянскими номерами? Ответ на этот вопрос каждый должен для себя сделать сам. Он зависит от кучи переменных. Чем более новый автомобиль планируется купить тем меньше выгода. Чем меньше у него лошадиных сил тем меньше выгода. Чем на меньший срок приобретается машина тем меньше выгода. Для относительно старых, но мощных машин, которые планируется эксплуатировать до последнего, экономическая выгода очень большая, в остальных случаях уже нужно считать. Плюсы есть, но и минусов хватает.
Отдельная категория – любители экзотики, которые неудовлетворены имеющимся скудным модельным рядом в России и хотели бы приобрести из Европы или США что-то эдакое, но платить за растаможку по российским «ценникам» не хотят. Для них Армения на сегодня единственный разумный вариант.
Хотя на словах покупка машины в Армении и выглядит не очень сложно, нужно понимать, что это путь для технически подкованных и информированных людей, которые могут сами оценить техническое состояние, разобраться в документах и не дать себя обмануть. Да и при экономии в деньгах времени такая покупка требует много – поездка в Армению, проживание там в поисках машины, оформление документов, обратная дорога (расходы на которую зависят от региона страны, поэтому чем восточнее и севернее, тем меньше машин с армянскими номерами встречается).
Так что перед поездкой за машиной в Армению нужно тщательно все взвесить варианты. Но сам по себе такой вариант действительно может помочь сэкономить при покупке автомобиля.
Комментариев (4)
Обсуждалось, и по моему ввели , что после трёх лет как машина стоит на учете ,то можно спокойно снять и поставить на учёт в России ,а так же в Армении с российской прапиской автомобиль !
Где обсуждалось? Кто ввёл?
Да, но только одно “но” — это врятли прокатит с перекинутым рулем… Это по сути внесение изменений в конструкцию а/м, причем серьезное. Даже если все з/ч взяты от леворульного аналога…
[…] Источник […]
[…] Источник […]