Вперед в прошлое – как будут выглядеть «антисанкционные» Lada
В нашем прошлом материале мы рассказали, что автопром в стране практически остановился. Импортные производители не хотят работать, отечественные не могут из-за отсутствия запчастей. Мы предположили, что в скором времени правительство ослабит техническое регулирование, что позволит выпускать упрощенные версии машин. Так и получилось. Уже сейчас понятно в каком виде будут выпускаться Lada Granta и Lada Niva. Увы, но на ближайшие месяцы это весь наш автопром.
Локализация
Почему Granta и Niva? Как видно из таблицы это на сегодня самые локализованные российские автомобили. При этом почти половина их компонентов имеет иностранное происхождение. Как же так, ведь это древние и очень дешевые машины, которые разрабатывались еще до прихода Renault и с опорой на местных поставщиков? А вот так – за годы выпуска комплектовщики постепенно переходили на импортные запчасти. Не потому, что была такая установка, а потому что это было выгоднее по соотношению цена/качество.
Характерный пример – после того как Granta сделали рестайлинг, на ней появились новые фары от узбекского производителя, тогда как завод «Автосвет» в Киржаче, который делал оптику для дорестайла, остался без заказов. И это только один пример, иностранные производители даже с учетом логистики часто оказываются банально дешевле.
Но при этом в стране хотя бы есть производители, которые когда-то выпускали запчасти для Granta и Niva. Потом они начали работать на вторичный рынок, но в условиях санкций и ограничения поставок АвтоВАЗ может предложить им сотрудничество. Этим Granta и Niva принципиально отличаются от других вазовских моделей – на них хотя бы есть нужные отечественные аналоги и к ним можно вернуться. С Vesta и Largus гораздо сложнее – некоторых позиций по ним в стране не выпускают в принципе, поэтому пока о выпуске «антисакционных» версий этих машин речи нет.
Переход на отечественные комплектующие это хорошо или плохо? Хорошо в том смысле, что позволит наладить выпуск, причем потенциально в больших объемах. На авторынке жесточайший дефицит и если пойдет мощный поток машин, то это позволит нормализовать ситуацию и скинуть цены. Плохо – это удар и так по невысокому качеству двух моделей. АвтоВАЗ же не от хорошей жизни в свое время отказывался от этих же поставщиков. Качество импортозамещенных машин будет ниже.
Упрощение
Но если металлические и пластмассовые запчасти в России худо-бедно выпустить могут, то вот с электронными компонентами просто беда – нет таких компетенций. Эту проблему пытаются решить оперативными поправками в технический регламент. По ним Россия откатилась назад лет на 15. Что же Минпромторг разрешил изменить в машинах?
1. Не ставить систему ЭРА-ГЛОНАСС
Несмотря на то, что ГЛОНАСС – российская система, чипы для ее приемников у нас делать так и не научились. Все блоки, которыми пользуется сегодня автопром, из иностранных компонентов. Сегодня они в жутком дефиците, поэтому разрешение выпускать машины без ЭРА-ГЛОНАСС – минус одна головная боль производителю. Потребители только за – толку от ГЛОНАСС немного.
2. Не ставить ABS
Система ABS с 2017 года является обязательной для установки во все новые российские автомобили. И все бы ничего, да вот только блоки для нее выпускает фирма Bosch, российских аналогов за это время не появилось. У Bosch есть завод в России, но поставляет блоки он очень нестабильно. Теперь правительство разрешило выпускать машины без ABS. Не факт, что модели иномарок лишатся антиблокировочной системы, но то, что АвтоВАЗ будет выпускать «антисанкционные» Granta и Niva без нее, это точно. Отсутствие ABS это уже минус, все-таки система обязательной была не случайно, она влияет на безопасность.
Вопрос с подушками безопасности остается открытым. С одной стороны, их тоже можно не ставить, с другой стороны, в Granta водительская подушка всегда была даже в самой «барабанной» комплектации. Выпускались машины с некрашенными бамперами, без усилителя руля, с «веслами» на дверях и без музыки, но водительская подушка была. Как сейчас решил завод мы не знаем.
3. Перейти на Евро-2
Вишенка на торте – откат чистоте выхлопа до уровня евро-2. Такой порог выбросов в нашей стране был в середине 2000-х годов. В последние годы обязательным для использования стал стандарт евро-5, но ему сложно соответствовать. Евро-2 позволит АвтоВАЗу отказаться от второго кислородного датчика, использовать более дешевые блоки управления и вернуться на механический привод дросселя (тросик!). И Granta, и Niva уже имели версии евро-2, осталось только достать нужные чертежи с полок. Да, от последней модернизации 8-клапанного мотора Granta придется отказаться и вернуться на 87-сильную версию. Но это не выглядит большой проблемой.
4. Электронные компоненты
Сложные мультимедиа, камера заднего вида, климат-контроль, круиз-контроль – всего этого не будет, потому что это дефицитная электроника. Но одна хорошая новость есть – кондиционер АвтоВАЗу скорее всего получится сохранить, что уже неплохо. А без сенсорного экрана можно прожить.
Итого
Довольно неприятно понимать, что возможное будущее нашего автопрома это небезопасные, устаревшие модели в минимальных комплектациях, но пока имеем что имеем. Плохо ехать лучше чем хорошо идти. Поток «антисакционных» машин АвтоВАЗ планирует наладить уже в мае, что критически важно в условиях дефицита. Будут ли такие машины дешевыми? Сомневаемся: отечественные запчасти, как показывает практика, не сильно-то и дешевле, да и смена производственных цепочек увеличивает себестоимость для завода. Если Granta и Niva удержатся в диапазоне 800-900 тысяч рублей в базовых комплектациях уже будет неплохо (топ-версии в районе миллиона). Можно сколько угодно говорить, что они таких денег не стоят – когда выбора нет, придется радоваться и таким машинам.
Автор — Александр Нечаев.
Комментариев (0)