Свечи накаливания — устройство и поломки

Многие считают, что свечи есть только у бензиновых моторов, но это не так, у дизельных двигателей они тоже есть, просто имеют другую конструкцию и название – свечи накаливания. Да, они не поджигают топливно-воздушную смесь как бензиновые, но их значение для работы дизельного мотора трудно переоценить.

Свечи накаливания
Свечи накаливания

Принцип работы

Необходимость свечей накаливания обусловлена самим принципом работы дизельного мотора. Там сжатию подвергается не топливно-воздушная смесь, а только воздух. Из-за высокой степени сжатия он разогревается до высоких температур, поэтому когда в этот раскаленный воздух впрыскивается топливо, оно тут же загорается. И все бы хорошо, да вот только для устойчивой и правильной работы воздух изначально должен быть не очень холодным. Когда на улице жарко или мотор разогрет проблемы нет, воздух подогревается из атмосферы или от стенок цилиндров, но вот холодный пуск при отрицательных температурах уже невозможен без дополнительного подогрева. Именно таким подогревом и занимаются свечи накаливания. Еще раз – они не дают искру для поджига, они просто греют использующийся в моторе воздух до необходимой температуры.

Принцип работы свечей накаливания
Принцип работы свечей накаливания

Если на ранних дизелях свечи накала обычно отключались после пуска, то в современных реалиях их роль стала еще выше и они могут активно использоваться на работающем моторе. Тут сказывается борьба автопроизводителей за минимизацию вредных выбросов. Свечи накаливания в этом вопросе оказываются отличным союзником. Например, их работа во время прогрева двигателя позволяет снизить образование нагара и уменьшить дымность выхлопа. Также повышение температуры воздуха помогает прочистить клапан EGR и сажевый фильтр. Это временные режимы работы, но они положительно сказываются на экологичности и долговечности всего мотора. Да и вообще, чем больше свечи нагревают воздух, тем меньше степень сжатия можно использовать. А это тоже позволяет укладываться в экологические нормы.

Конструкция свечей накаливания достаточно простая: они чем-то похожи на хорошо знакомый с детства кипятильник – только нагревательный элемент поменьше. Под воздействием электричества спираль в свече нагревается, тепло передается на корпус (стальной или керамический, зависит от класса и стоимости свечи), а он уже греет окружающий воздух. Чтобы оптимизировать процесс конструкторы мотора подбирают оптимальное расположение и размер свечей накаливания.

Устройство свечи накаливания
Устройство свечи накаливания

Раньше в свечах накаливания была только одна спираль, а в современных моделях их может быть две, а то и три. Зачем? Чтобы быстрее греть воздух. В начале XX века водителям дизелей приходилось ждать по 3-4 минуты, прежде чем свечи выполняли свою функцию, современные модели делают это за 5-10 секунд.

Нынешние тенденции активного использования свечей накаливания делают их конструкцию более сложной, позволяющей регулировать мощность во время работы. Есть варианты с плавной регулировкой или с фиксированными градациями, типа «полная мощность» и «догрев». На современных машинах этим управляет электронный блок управления по изначально заданным алгоритмам. А сила работы свечей регулируется подаваемым напряжением, за которое отвечают регуляторы.

Поломки и неисправности

В отличие от бензиновых свечей зажигания у дизельных свечей накаливания нет устоявшегося интервала замены. Даже фирменные графики обслуживания обычно не содержат пункта об обязательной замене свечей по пробегу, обычно регламентируется их проверка и замена по фактическому состоянию. Считается, что ресурс свечей накаливания около 100 тысяч километров, хотя цифра не является консенсусом: встречаются эксперты, которые говорят о том, что лучше их превентивно менять каждые 40-50 тысяч километров, но есть и мнения, что по 130-150 тысяч километров свечи выхаживают. Очевидно, что тут многое зависит от конструкции мотора, типа свечей, качество топлива и особенностей эксплуатации. Это очень большой список параметров, неудивительно, что ресурс свечей накаливания оценивают в таком большом диапазоне. На практике обычно их меняют при появлении проблем, а не в профилактических целях.

Старая и новая свеча накаливания
Старая и новая свеча накаливания

Что это за проблемы?

1. Самое главное – трудный пуск двигателя. Это главный фронт работы свечей, если они плохо отрабатывают, то мотор может не запуститься, или запуститься с большим трудом. Причинами проблем с холодным пуском могут быть не только свечи, но обычно проверка начинается с них, как с самого очевидного и легко проверяемого фактора.

2. Неуверенная работа во время прогрева. Мы выше отмечали, что сегодня свечи накаливания используются далеко не только для пуска. Они работают и во время прогрева мотора. Если до выхода на рабочую температуру (а у дизеля это небыстрый процесс) двигатель троит, дымит, излишне шумен и так далее, то это тоже повод обратить внимание на состояние свечей накаливания.

3. Косвенной причиной неисправности героев сегодняшней статьи могут также стать падение мощности, увеличение расхода топлива и повышение дымности выхлопа. Тут тоже масса причин, но свечи подпадают под подозрение.

Свечи накаливания для Volkswagen Golf 1.6 TDI
Свечи накаливания для Volkswagen Golf 1.6 TDI

Если что-то из этого наблюдается на машине, то свечи накаливания стоит как минимум проверить. Почему они вообще ломаются? Ответ простой – от механического износа. Они работают в весьма агрессивной среде, под воздействием высоких температур и в контакте с продуктами горения. У свечей ломаются спирали, разрушается корпус, появляются проблемы с проводимостью тока и так далее. Иногда вся диагностика свечей заканчивается внешним осмотром – физические поломки видны невооруженным глазом. Никакой ремонт не предусмотрен, свечу просто меняют на новую.

Поломка свечи накаливания
Поломка свечи накаливания

Но даже если свечи выглядят нормально, это не значит, что они исправны. Важной частью проверки является замер сопротивления. Это можно сделать любым мультимером в режиме омметра. В зависимости от типа и конструкции свечей допустимое сопротивление может быть разным (информацию можно найти в инструкции по ремонту конкретной марки авто), но обычно оно находится в районе 1 Ом. Если замеренное значение заметно выше, то свечи нужно заменить, потому что до расчетной температуры они вряд ли раскалятся.

Проверка свечи накаливания мультиметром
Проверка свечи накаливания мультиметром

Замена и эксплуатация

Замена свечей накаливания принципиально не отличается от замены свечей зажигания бензинового мотора, за исключением одного нюанса. У бензиновых моторов эта процедура предполагается чаще поэтому меньше вероятность окисления резьбы или закупорка ее продуктами горения. Меньше забиваются свечные колодцы. Рекомендации такие же, как и для бензиновых моторов – очищать компрессором посадочное место, использовать проникающие составы, откручивать осторожно, не допускать рывков, закручивать динамометрическим ключом с нужным моментом и так далее. Просто для дизельного мотора они еще важнее в виду того, что сама операция проходит реже и детали с большей вероятностью могут прикипеть.

А вот каких-то рекомендаций по эксплуатации свечей дать нельзя, никакого обслуживания у свечей не предполагается, а режимами их работы заведует ЭБУ, у водителя таких инструментов в современных машинах нет. Разве что раз в 20-30 тысяч километров можно немного откручивать-закручивать свечу в колодце, чтобы резьба не закисала. Менять потом будет проще.

Автор — Александр Нечаев

Комментариев (0)

Комментировать
Мы ценим ваше участие и помощь,
поэтому самые активные получают подарки

Похожие статьи

  • Яндекс.Метрика
  • Уже зарегистрирован?
    Не помню пароль
    Войти при помощи соц. сети
     
    Нет регистрации?
    Зарегистрироваться
    Забыл пароль?
    Введи свой e-mail который ты указывал при регистрации и мы отправим тебе ссылку для изменения пароля.
    Кажется, я вспомнил пароль!
    Регистрация
    Сброс пароля
    Ваш новый пароль отправлен на указанную почту!
    Регистрация на сайте
    Вход на сайт

    Адрес вашей электронной почты *:

    Пароль *

    Повторите ваш пароль *

    Логин:

    Пароль