Плюсы и минусы дальней поездки на Кавказ за рулем автомобиля

Зимой этого года я летал на Кавказ самолетом, а там путешествовал на арендованной машине. Летом я решил посетить Кавказ снова, но уже на личном автомобиле. В этом материале расскажу о том, какие места увидел и какие выводы сделал. Возможно, мой опыт поможет вам определиться, на чем лучше отправиться в дальнее путешествие – на машине или на самолете.

Машина или самолет: на чем лучше отправиться в дальнее путешествие

Какое расстояние преодолел и что увидел

Город Стерлитамак, в котором я живу, находится в 2000 км от Пятигорска. Именно Пятигорск стал первым городом на Кавказе, куда я планировал приехать, а оттуда двигаться дальше в сторону Домбая и Приэльбрусья.

Без ночевок столь длинный путь за рулем автомобиля преодолеть нереально, поэтому я планировал останавливаться в гостиницах или хостелах. Стоит уточнить, что большую часть пути я ехал в машине один, лишь изредка брал попутчиков с помощью приложения Bla-Bla-Car.

Маршрут от Стерлитамака до Пятигорска

Бугульма, Татарстан

Первый город, где я остановился на ночлег – Бугульма, республика Татарстан. Этот город находится на границе между Башкортостаном и Татарстаном в 300 км от Стерлитамака. Город небольшой, население всего 81 677 человек. Дороги местами разбитые, а из местных достопримечательностей — небольшой парк с прудом и утками.

Сызрань, Самарская область

Переночевав в Бугульме, я поехал в Сызрань, где дороги также оставляют желать лучшего. В Сызрани мне понравилась набережная – современная и достаточно просторная. Там есть спортивная площадка и различные кафе.

Набережная в городе Сызрань

Погуляв по набережной Сызрани и перекусив в местной столовой, я поехал дальше, до Саратова – это уже 1000 км от дома. То есть половину пути я преодолел на второй день путешествия.

Саратов, Саратовская область

Приехав в Саратов, я переночевал в хостеле. Койко-место стоит около 650 рублей, что по нынешним меркам совсем недорого.

В Саратове симпатичная и достаточно большая набережная реки Волга. Местные жители купаются в реке, хотя это запрещено, а некоторые вылавливают из реки деньги и другие ценности с помощью магнита, купленного на Wildberries.

Набережная в Саратове

Волгоград, Волгоградская область

Прогулявшись по набережной, я отправился в Волгоград. Так как выехал я только днем, то в Волгоград удалось приехать лишь вечером, когда на улице темнело.

Skoda Octavia в Волгограде

Волгоград – город, растянувшийся на 65-70 км. Чтобы проехать его, нужно не меньше полутора часов. До центра города, где находился хостел, мне пришлось двигаться по ночному городу около часа. Движение активное, а фонари на столбах светят слабо, поэтому ехать за рулем было тяжело. Приехал я уставший и нервный. Уже тогда было очевидно, как изматывает дорога.

На следующий день посетил Мамаев Курган – место, где во время Сталинградской битвы с сентября 1942 года по январь 1943 года проходили ожесточенные бои. Советую посетить это место – оно действительно сильное, там пропитываешься особой энергией и ощущаешь гордость за наших предков.

Мамаев Курган

После Волгограда я отправился в следующий город – Элиста, республика Калмыкия.

Элиста, Калмыкия

До Элисты я еле доехал. Как выяснилось позже, в Волгограде я отравился в местной столовой, да и утомляемость ощущалась. Но полисорб мне очень помог, поэтому обязательно берите его с собой в дорогу.

Дорога в Элисту из Волгограда

В Элисте сходил в Буддийский храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни», который является самым большим в Калмыкии и Европе.

Буддийский храм в Элисте
Золотая обитель Будды Шакьямуни

Кроме храма в Элисте смотреть больше нечего. В республике очень жарко и душно, а вокруг практически одни степи. Дорога до Элисты и после окружена степями, ехать достаточно скучно и утомительно, да еще жарко. Без кондиционера было бы совсем душно.

Стоит сказать, что дорога после Элисты до Пятигорска, мягко говоря, некачественная. Во-первых, местами идет ремонт, приходится ехать по грунтовке, а ближе к ставропольскому краю дороги разбитые. Туристы советуют ехать через Ипатово, а не через Арзгир. Сам я поехал так, как мне рекомендовал Яндекс.Навигатор – через Арзгир, о чем потом пожалел.

Пятигорск, Ставропольский край

Лишь на четвертый день я доехал до Пятигорска. За плечами чуть больше 2000 км пути. Приехал в город практически без сил, заселился в хостел, чтобы отдохнуть. Мне потребовалось двое суток, чтобы полностью восстановиться после дороги.

В Пятигорске

Погуляв по Пятигорску в выходные, в понедельник я отправился на Домбай – поселок в республике Карачаево-Черкесии.

Домбай, Карачаево-Черкесия

Домбай – удивительный поселок, окруженный высокими горами, где множество интересных маршрутов для туристов. На Домбае за 5 дней я посетил: Бадукские озера, ущелье Гоначхир, озеро Туманлы-Кёль, водопад Алибек, ущелье Аманауз и каньон Чертова мельница. Отдельное впечатление произвел подъем на горную вершину высотой 3200 метров, откуда открываются потрясающие виды.

После Домбая я поехал в Кисловодск. Переночевав в местном хостеле, я отправился на урочище водопадов Джилы-Су, которое известно одной из самых красивых дорог в России. По пути открываются виды на Эльбрус.

Джилы-Су

Дорога на Джилы-Су – это серпантин с постоянными перепадами высот. После крутых спусков чувствуется запах горелых тормозов. Даже торможение двигателем не избавляет от активной работы педалью тормоза.

По дороге на Джилы-Су

На половине пути возле Долины Нарзанов из-под задних тормозных механизмов пошел дымок. Постоял 5 минут, дал тормозам остыть и поехал дальше.

В этих условиях отлично проявила себя моя Skoda Octavia с турбомотором 1.4 TSI, который позволял совершать обгоны даже на крутых подъемах.

Урочище водопадов Джилы-Су, что в переводе означает теплая вода

После Джилы-Су я вернулся в Кисловодск, где снова переночевал в хостеле. Цена койко-места – 700 рублей с человека.

Приэльбрусье, Кабардино-Балкария

На следующий день я отправился в Приэльбрусье: поселок Терскол и поляна Азау, республика Кабардино-Балкария. По приезду меня ждал небольшой конфликт с местными жителями, которые мешали мне припарковаться недалеко от входа на канатную дорогу.

Припарковался у дороги на поляне Азау

Дело в том, что место, где я припарковался, было свободным, но один человек подошел и говорит: «надо убрать машину, так как из-за нее образуется пробка». Я послушал «совет» и переставил машину. Смотрю, а этот человек ставит на это место свою машину. Я спросил: «значит, тебе можно, а мне нельзя?». На что он ответил, что это место для такси и они якобы платят за парковку. Вообщем, я поставил машину чуть ниже вдоль дороги и пошел исследовать местность.

Переночевав в гостинице Сириус-Азау, я отправился к подъемнику горы Чегет, с которой открываются виды на Эльбрус и гору Донгуз-Орун с ледником «Семерка».

Гора Донгуз-Орун и ледник Семерка
Гора Донгуз-Орун и ледник Семерка — вид с Чегета

После Чегета дошел до канатной дороги Эльбруса, по которой поднялся на подъемнике до вершины в 3875 метров, на станцию Гарабаши. Стоимость поездки на фуникулере – 1600 рублей.

Вид с Эльбруса

Дорога домой

Побывав в Кавказских Минеральных Водах, Домбае и Приэльбрусье, нужно было возвращаться домой. Будучи уставшим от ежедневных пеших маршрутов, мне предстоял обратный путь в 2000 км.

Вид с Эльбруса на высоте 3847 метров над уровнем моря

Обратно я ехал чуть быстрее, так как уже не осматривал города, а лишь заезжал пообедать, переночевать, после чего двигался дальше. Обратный путь занял 3 дня.

На обратном пути я настолько устал, что просто вышел из машины и начал кричать в поле. Все вокруг казалось таким бессмысленным. Я начал обесценивать всю поездку, говоря, что лучше бы я полетел на самолете. Немного отдохнув, собрался с мыслями и доехал до дома.

Дорога на обратном пути в Татарстане

Выводы

Не всем подходят длительные поездки за рулем автомобиля. Лично мне дальняя дорога далась нелегко. Всего я проехал за 16 дней около 5500 км. Это очень много, ведь за год я проезжаю в среднем 10-12 000 км.

Я ощутил все «прелести» российских дорог, особенно в провинциальных городах, таких как Сызрань и Бугульма. После Калмыкии и в Ставропольском крае тоже не самое лучшее дорожное покрытие. На низкопрофильных шинах размерностью 225/40R18 ездить по таким дорогам то еще «удовольствие», скажу я вам.

Дорога в Бугульме, Татарстан

Средний расход топлива составил 5-5,5 литра на автомобиле Skoda Octavia A7, что совсем немного.

Расход топлива

Проблема дальней поездки заключается еще в том, что помимо топлива, расходуются средства на ночлег и питание. Всего на бензин я потратил около 17 000 рублей, что соизмеримо с ценой на авиабилеты из Уфы до Минеральных Вод туда и обратно.

Конечно, если бы я летел на самолете, то на Кавказе мне пришлось бы арендовать машину. По цене это минимум 2000 рублей в сутки, не считая топлива. Получается, что немного сэкономил, но пока непонятно, какие вложения потребует машина после такого путешествия.

Плюсы путешествия на автомобиле – можно увидеть множество различных мест самостоятельно без экскурсий. Это удобно, но сам путь в 2000 км в одну сторону и столько же в обратную заставил меня серьезно потрудиться.

На Джилы-Су

В будущем, если соберусь на Кавказ, Крым или Алтай, то выберу самолет, либо поезд, а по приезду возьму машину в аренду.

Ехать на машине в дальнюю поездку стоит, если вы:

• едете семьей, вас трое-четверо человек. В таком случае, поездка на автомобиле позволит сэкономить средства, ведь авиабилет на тот же Кавказ на четверых обошелся бы в 50-60 000 рублей;
  • любите ездить за рулем и не мыслите себя без машины. На самом деле это должно быть главным условием при выборе самостоятельной поездки за рулем;
  • будете меняться за рулем с женой, подругой или другом. Это самый оптимальный вариант, при котором вы меньше устанете, а дорога покажется не такой трудной.

Стоит понимать, что в дороге могут произойти форс-мажорные обстоятельства, прокол колеса или поломка агрегата, что потребует вложений средств, которые вы могли бы потратить на другие цели. Не исключаются и ДТП. По дороге из Сызрани видел сгоревшую фуру, лежащую в кювете. Как пишут в СМИ, в результате столкновения погиб человек.

Также у машины происходит амортизация, естественный износ деталей. Проехав 5000 км за две недели, мне придется делать внеплановое техобслуживание и снова тратить деньги. И здесь уже понимаешь, что лететь на самолете или ехать поездом по деньгам вышло бы примерно также, как на своей машине или даже дешевле, при этом сил было бы потрачено меньше.

Минусы такой поездки:

• усталость и утомляемость, которые возникли по пути;
  • расходы на топливо, еду и ночлег в дороге;
  • амортизация автомобиля. Что-то застучало в подвеске, придется заехать в сервис и произвести техобслуживание.

Могу сказать, что поездка была более-менее удачной, ведь я увидел все, что хотел. Машина не подвела – ничего в дороге не сломалось и главное, что я приехал в целости и сохранности.

Лично я не жалею, что отправился в путешествие за рулем автомобиля, увидел попутные города, посмотрел, как живут люди, да и на Кавказе имел возможность ездить туда, куда захочу.

Джилы-Су
Дорога на Джилы-Су

Выводы делать вам. Поделитесь в комментариях о своем опыте дальних путешествий. Что выбираете вы – ехать на машине или лететь самолетом?

С уважением, Айрат Кадырмаев.

Комментариев (1)

• Зачет! Молодец что смог проехать столько километров в гордом одиночестве! Но есть более комфортный способ путешествия на авто, это путешествия в компании единомышленников! Есть даже вид спорта спортивный туризм на средствах передвижения https://vk.com/wall-96800544_12473 будет интересно, пиши, ответим на вопросв

12.03.2024 в 22:19
Комментировать
Мы ценим ваше участие и помощь,
поэтому самые активные получают подарки