Смотрите, кто ушел. Какие автомобильные бренды покинули Россию

Если бы год назад кому-то показать список ТОП-5 самых продаваемых автомобилей в России в сентябре 2022 года, то его бы сочли бредом. Две модели Lada и три китайца – да как такое вообще может быть?! Оказалось, что может. Пессимисты еще после начала СВО предрекли уход всех европейских, американских и азиатских автопроизводителей. Тогда многим показалось, что это перебор. Спустя полгода думается, что они были правы.

На фото автомобили Nissan Qashqai, Murano и X-Trail
На фото автомобили Nissan Qashqai, Murano и X-Trail

Кто-то уже официально ушел, кто-то пока выжидает, но чем дальше, тем ситуация становится печальнее. И хотя почти всем производителям наверняка бы хотелось поработать на «пустом» российском рынке, финансовые интересы далеко не всегда оказываются решающими.

Первыми рынок покинули компании, у которых в России ничего кроме офиса не было. Audi, Honda, Jaguar Land Rover, Porsche, Chevrolet, Cadillac и так далее. Они просто перестали ввозить машины в страну. У некоторых дилеров еще есть остатки, кто-то сумел что-то привезти по параллельному импорту, но в любом случае это крохи и штучные истории. Да и особо массовыми бренды, у которых нет производства в России, не были. Куда интересна история тех, кто владел в нашей стране чем-то кроме офиса.

Renault

Уход одного из лидеров рынка был может и не громким, но заметным. У компании в России была большая выручка и солидные активы. Не осталось ничего. Завод в Москве передан правительству региона, контрольная доля АвтоВАЗа отошла к НАМИ. Все обязательства по гарантийному ремонту и обслуживанию свежих машин взял на себя АвтоВАЗ. Все это было передано за чисто символическую цену, убытки Renault от ухода огромны.

На заводе Renault в России
На заводе Renault в России

На АвтоВАЗ у французов есть опцион, что через 6 лет они могут попросить все обратно в собственность. Будет ли он реализован – сложно сказать, в нашем быстро меняющемся мире 6 лет огромный срок. Но пока выглядит так, что Renault действительно завязал с Россией. Французы вроде как обещали поставлять в Тольятти запчасти, ведь в линейке АвтоВАЗа ряд машин с французскими комплектующими, но, похоже, обещаний своих не выполняют.

На заводе Renault в Москве
На столичном заводе Renault Duster, Arkana и Kaptur

XRAY с производства уже снят, а перезапуск Largus и Vesta постоянно откладывается. Значит нет потока запчастей от поставщиков Renault. Хотя если бы он был, то в Тольятти могли бы развернуться на полную катушку, ведь у них есть лицензия по сборке Duster и машин на новой платформе CMF-B. Но разговоры об этом откровенно утихли.

АвтоВАЗ без французов работает и собирает, что может. Московский завод ожидаемо простаивает. Все разговоры о том, что на будущем «Москвиче» будут что-то собирать пока выглядят несерьезно.

Nissan

Партнер Renault по концерну ждал полгода, потом, наконец, сдался, но пошел по тому же пути – передал завод НАМИ за символическую плату (но тоже с опционом на 6 лет), а обязательства по гарантии переложил на АвтоВАЗ. Но Nissan и не был таким значимым как Renault. Выпускал в последние годы только не самые дешевые кроссоверы и большой долей рынка не владел. Куда интереснее судьба завода под Санкт-Петербургом.

Автомобили Nissan
Автомобили Nissan Qashqai, X-Trail и Murano собирали на заводе компании под Санкт-Петербургом

Сам НАМИ там, конечно, ничего делать не будет. Но вроде как площадка интересна для организации сборки китайским брендам. Назывался даже FAW, но это неточно. Не такой уж и плохой вариант, хотя не очень понятно как он соотносится с опционом. Вдруг японцы захотят вернуться на свой завод, а там уже во всю китайцы работают.

Toyota

Еще один японский бренд тоже ждал полгода. Машины не ввозил, но завод не закрывал. Не так давно решился. Продавать НАМИ за 1 рубль японцы не стали, придумали другую схему. Очевидно, что в России автозавод сейчас никому не нужен, очень большое количество желающих продать, поэтому в Toyota хотят попробовать перенести завод в Казахстан. Идея не лишена смысла, ведь ввоз в Россию из этой страны беспошлинный, а значит машины казахстанской сборки можно неплохо продавать в нашей стране.

На фото - сборка Toyota RAV4
На фото — сборка Toyota RAV4. Помимо кроссовера RAV4 на заводе Toyota в Санкт-Петербурге выпускали бизнес-седан Camry

Одно но: перевозка оборудования и налаживание сборки на новом месте – очень сложно и дорого. Особенно учитывая, что везти нужно из Санкт-Петербурга в Казахстан. Есть сомнения, что проект запустится, нужны большие инвестиции, которые, кажется, пока не горит предоставлять ни казахстанская сторона, ни сами японцы. Но сама идея не так уж и плоха.

Мazda

Еще один японский бренд тоже решил избавиться от завода, но Mazda проще, завод у них был в доле с Соллерс, они просто подарили свою часть совладельцу и избавили себя от головной боли. Что будет делать площадка во Владивостоке идей нет ни у кого, единственный вариант найти китайского партнера для крупноузловой сборки, хотя, как уже видно из статьи, пустующих заводов в России больше чем китайских брендов, тут намечается сильная конкуренция. Может ли Соллерс сам там что-то собирать? Вряд ли, ему просто нечего.

На заводе Mazda Sollers Manufacturing Rus
На заводе Mazda Sollers Manufacturing Rus выпускали Mazda CX-5, CX- 9 и Mazda6

Volkswagen

Немцы тоже думают, что им делать с заводом под Калугой. Понятно, что никакой сборки там нет (да и поставок машин с импорта тоже), но пока площадка остается под контролем компании. Контрактную сборку на ГАЗ быстро свернули, с этим проблем не возникло, а вот свой завод, видимо, жалко. Ходили слухи, что его могут продать казахстанскому партнеру, чтобы он под своим юридическим лицом продолжил выпуск машин на той же площадке, но это, конечно, фантастический вариант развития событий, в том числе и из-за трудностей в доставке запчастей.

Автомобили Volkswagen на заводе в Калуге
На Калужском заводе Volkswagen выпускали Polo, Tiguan и Skoda Rapid. В Нижнем Новгороде на заводе «Группы ГАЗ» собирали Volkswagen Taos, Skoda Kodiaq, Octavia и Karoq.

Наверное, скоро ребятам в Volkswagen надоест платить работникам часть зарплаты и они завод все-таки закроют. Что с ним будет – загадывать не беремся.

Hyundai и Kia

Корейцы в сложившейся ситуации чуть ли не самый интересный кейс на рынке. Судя по всему, уходить они не хотят. Да и сама Южная Корея не вводила против России особо сильных санкций. Но и работать не получается из-за проблем с логистикой. У корейского концерна есть свой завод около Санкт-Петербурга и он тоже не работает. Вернее, как. В отличие от других соседних площадок, которые как встали так и встали, корейцы раз в несколько недель запускали конвейер и собирали машины. Видимо, для того чтобы сам конвейер не ржавел, а рабочие не теряли навыков. Точных данных сколько автомобилей удалось такими тренировочными запусками собрать нет. Да и непонятно, полностью ли они комплектные, ведь с поставками дела и у корейцев идут туго. Впрочем, говорят, что после объявления частичной мобилизации такие мини-запуски корейцы хотят прекратить – стало сложно собирать рабочих, которые боятся получить повестку около конвейера.

На заводе «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» выпускали Hyundai Solaris, Creta и Kia Rio
На заводе «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» выпускали Hyundai Solaris, Creta и Kia Rio

Сборка корейцев на «Автоторе» в Калининграде завершена, новых машинокомплектов туда не завозят. Вместо этого компании получили новые ОТТС, которые позволяет продавать машины корейской сборки. Но с их импортом судя по всему тоже не очень получается. В статистике продаж за сентябрь нет ни одного корейского импортируемого автомобиля, а те, что есть (Creta, Solaris, Rio, Seltos), это просто дилерские остатки, да и продажи ни одной из указанных моделей не выходят за 1000 штук.

На "Автоторе" в Калининграде собирали Picanto, Ceed, Ceed SW, ProCeed, Cerato, K5, Stinger, K900, Soul, Seltos, XCeed, Sportage, Sorento и Mohave.
На фото новый Kia Sportage пятого поколения в процессе сборки на заводе «Автотор» в Калининграде. Также на предприятии собирали Picanto, Ceed, Cerato, K5, Stinger, K900, Soul, Seltos, XCeed, Sportage, Sorento и Mohave.

По большому счету, кроме АвтоВАЗа, УАЗа, ГАЗа и китайцев в России сейчас никто толком и не работает. Неудивительно, что объем продаж упал на 60-70%, а цены взлетели. Нет ни нормального спроса, ни конкурентного предложения. Самое неприятное, что пока не видно причин, по которым ситуация бы изменилась – те, кто ушел, в текущей политической обстановке не вернутся. Да и потом не сразу будут рваться на российский рынок.

Так что актуальным остается прежний совет – до упора ездить на том, что есть сейчас.

Комментариев (1)

  • К сожалению, в список ушедших компаний можно добавить Mercedes-Benz, а также Ford и General Motors. Авторынок в России просто рухнул.

    Василий Новичок
    31.10.2022 в 00:36
Комментировать
Мы ценим ваше участие и помощь,
поэтому самые активные получают подарки

Похожие статьи

  • Яндекс.Метрика
  • Уже зарегистрирован?
    Не помню пароль
    Войти при помощи соц. сети
     
    Нет регистрации?
    Зарегистрироваться
    Забыл пароль?
    Введи свой e-mail который ты указывал при регистрации и мы отправим тебе ссылку для изменения пароля.
    Кажется, я вспомнил пароль!
    Регистрация
    Сброс пароля
    Ваш новый пароль отправлен на указанную почту!
    Регистрация на сайте
    Вход на сайт

    Адрес вашей электронной почты *:

    Пароль *

    Повторите ваш пароль *

    Логин:

    Пароль