На чем ездят жители Кубы. От гужевых повозок до Мерседеса
Все, кто попадает на Остров впервые, замирают на улицах Гаваны, не веря своим глазам. Вроде бы и готовы были увидеть все те самые ретро автомобили времен правления Батисты, но реальность превосходит все ожидания.
Вот рядом с современным туристическим автобусом цокает по мостовой лошадь, запряженная в повозку, которая, как и такси, доставляет пассажиров из точки А в точку В. Но на чем же еще передвигаются по дорогам солнечной Кубы?
На всем, что имеет колеса. Это и бисиклета – велосипед с коляской, и коко-такси – мотороллер с круглой, похожей на кокос кабинкой для седоков, и множество Cadillac, Chevrolet и Ford 50-х и даже 40-х годов прошлого века – порой ярких, блестящих, порой не очень. Встречаются и «Волги», старинные «Жигули» и «Москвичи», которые сохранились лучше, чем можно было бы предположить.
Много и современных автомобилей. Французские Renault, Peugeot, китайские Geely, Aeolus, корейские Hyundai, японские Toyota даже Mercedes.
Транспорт и жизнь на Кубе: почему это так важно
Передвигаться по Острову от одного населенного пункта до другого, и даже в пределах одного города, непросто и самостоятельным туристам, и местному населению. Почему? Потому что общественного транспорта недостаточно, либо его нет совсем.
Есть, конечно, испанская компания Viasul, имеющая в своем парке комфортабельные автобусы, курсирующими между городами, но ценовая политика на этих рейсах доступна только туристам. И билеты бывают далеко не всегда, хотя теоретически их предлагают купить на сайте компании в интернете. Но то нет интернета, то доступа к сайту, то еще что-нибудь. Это Куба.
Существуют и экономичные варианты. Например, путь из курортной резервации Варадеро до Гаваны и обратно освоили taxi colectivo. Коллективные такси работают по принципу маршрутки – собирают полный салон, а стоимость проезда делят на всех. Но чтобы воспользоваться такой услугой, надо знать, где коллективное такси собирается, когда и в какую точку Гаваны приедет.
Общественный транспорт существует, но в основном для доставки людей к месту работы. Стоимость проезда в нем минимальная, что-то около двух-трех рублей, если пытаться привязать к действующему курсу. Маршрутов таких автобусов очень мало, и они не справляются с потоком людей, едущих на работу. Например, в курортном Варадеро, почти весь обслуживающий персонал отелей, ресторанчиков и кафе живет в близлежащих городках и деревнях. Утром из из Санта-марты, Карденаса и других населенных пунктов в туристический Варадеро движется огромный односторонний поток всевозможного колесного транспорта и лишь один общественный автобус №222.
Как же все-таки кубинцы добираются на работу? На помощь приходят частные маршрутки – almendrones. Чтобы представить этот вид общественного транспорта, дайте волю своей фантазии – вспомните гравицапу из фильмов «Кин-дза-дза» или машины из «Безумного Макса».
В отличие от ретромобилей, которые работают с туристами, эти машины неухоженные, часто с деревянными лавками вместо сидений, но и в такой альмендрон попасть в утренние часы сложно. Кубинцы из близлежащих деревень спешат на работу, на рынок, просто по делам с курами, мотыгами, сумками и мешками. Стоимость проезда выше, чем в автобусах, и составляет примерно 100 рублей по нынешнему курсу.
Туристам не возбраняется пользоваться таким транспортом, если знают как. Но маршруты движения и отправные точки нигде не публикуются, известны только местным, а остановки делают по просьбе (по требованию). Попробовать такой экзотический способ перемещения можно, если знаешь как этот альмендрон вычислить, остановить и объяснить где выходишь.
Даже для тех, кто живет в Гаване, добраться в аэропорт, на пляж или в любую другую удаленную точку на карте города – тот еще квест. В аэропорт вы не сможете уехать так, как мы привыкли в Москве, Питере или в Екатеринбурге. Единственный реально возможный способ добраться во время в аэропорт Хосе Марти это – такси.
Туристов, отдыхающих пакетно привозит и забирает трансфер, а у кубинцев редко случается необходимость посетить аэропорт, поэтому это для них не так и важно. Есть два рейсовых автобуса, которые проходят по трассе недалеко от аэропорта, но самостоятельно путешествующие туристы могут ждать их часами, сидя на обочине.
В связи с этим у туристов популярны форумы, где бывалые путешественники делятся маршрутами, например, на пляжи Гаваны, местом отправления автобусов, стоимостью проезда в них и всякими неожиданностями, которые на этих маршрутах подстерегают.
Стопроцентной альтернативой всему перечисленному остается такси. При этом стоимость проезда для туристов сопоставима с ценами на такси в России.
Такси в кубинских городах
На Кубе есть государственная компания CUBA TAXI. Обычно там работают более или менее современные машины, но не новые.
Новые автомобили импортирует государство, и, после прибытия на Остров, эти машины отрабатывают несколько лет в государственных же агентствах по прокату автомобилей. Таких как CUBA CAR, REX, RENT-A-CAR.
И только спустя примерно пять лет их отправляют в госкомпанию CUBA TAXI. Чаще всего это французские машины Renault, корейские и российские авто.
Намного интереснее обстоит дело с частниками – частным такси. Это те самые ретромобили, в которых хотят прокатиться и обязательно сфотографироваться все приезжающие на Кубу. Откуда же они взялись и как дожили до наших дней?
Ретромобили. От деда к внуку
На улицах Кубы можно наблюдать уникальное явление — множество ретро-автомобилей 50-х годов прошлого века, которые до сих пор активно используются местными жителями. Эти автомобили стали не просто средством передвижения, а настоящим культурным феноменом, который символизирует настоящее и прошлое Кубы. Как сложилась такая ситуация?
Когда в 1959 году после свержения Батисты к власти пришел Фидель Кастро, Куба установила дружеские отношения с Советским Союзом. Это повлекло за собой самое продолжительное в истории торговое эмбарго со стороны США в отношении Кубы. Ограничения на торговлю с Кубой действовали все последующие годы и сохраняются сейчас. Торговыми партнерами долгое время оставались Россия, Франция, Испания, Япония и Китай.
Надо понимать, что любую вещь, не производимую на Кубе, будь то продукты питания, бытовая техника, лекарства, автомобили или запчасти к ним, можно доставить в страну только по морю или по воздуху, причем в основном из-за океана. И никак иначе. До сих пор в стране свежевыжатый сок тропических фруктов стоит дешевле, чем пакетированный.
Поэтому каждый автомобиль, оказавшийся на Острове на момент свержения Фульхенсио Батисты, стал предметом роскоши и заработка, передавался от отца к сыну, заботливо восстанавливался год за годом и нещадно эксплуатировался при этом, чтобы окупить затраты.
Конечно, во многих ретромобилях давно уже нет оригинальных деталей, да их и не может быть, моторы заменены по нескольку раз, а в салоне все говорит о том, насколько успешно хозяин работает в туристическом сегменте. Так, например, гид-водитель Фернандо рассказал, что от отца ему достался Plymouth 1949 года, которым, в свою очередь, владел его дед.
Plymouth прошел испытание временем и пробегом. Он в отличном состоянии. В таком автомобиле вполне комфортно прокатиться из курортного Варадеро в Гавану, чего нельзя сказать обо всех ретромобилях.
Часть внутреннего оформления Plymouth заменена кубинскими умельцами на детали из нержавейки, салон перетянут бесчисленное количество раз, под капотом тойотовский мотор, и только одному богу известно, в какие суммы это выливается на Кубе.
Такая машина до недавнего времени могла стоить до $50000, но сейчас, в связи с большим потоком эммиграции, цены на недвижимость и автомобили сильно упали. К примеру, цена Жигуленка еще пять лет назад доходила до $20000, а сейчас это примерно $7000.
Путешествовать по стране в ретромобиле не слишком комфортно, даже если его подвеска в идеальном состоянии. Отсутствие кондиционера и возможный запах бензина в салоне моментально скажется на самочувствии пассажиров. Обычно туристу хочется и страну посмотреть, и на ретромобиле прокатиться, да еще и сфотографироваться в самых аутентичных уголках страны.
Опытные гиды, такие как Юсниэль Торрес, предлагают для дальних поездок современные авто с кондиционером, а на месте, в Тринидаде или в Гаване, арендуют для прогулок по городу самые эффектные кабриолеты.
Судьба следующего автомобиля – Ford 1956 года не такая счастливая. Переходил из рук в руки много раз, но подвеска, салон и мотор в безукоризненном состоянии.
На вопрос сколько может стоить такая машина, водитель очень заинтересованно ответил вопросом на вопрос: «Хочешь купить?»
Очень было интересно заглянуть под капот Форда и водитель Омар любезно предоставил нам эту возможность. Заглянув и под капот и в багажник, мы не обнаружили ни следов ржавчины, ни утечки технологических жидкостей, ни пыли, ни грязи. Рабочий, исправный и очень приятный агрегат, в отличном состоянии, служащий для зарабатывания денег.
Так как же им это удается?
Ремонт и обслуживание ретромобилей
До недавнего времени любую, необходимую для ремонта авто, деталь изготавливали кустарным способом, либо привозили в багаже изо всех, доступных к посещению кубинцами, стран. То есть, те самые челноки везут самолетами детали в сумках в клеточку, в мешках и ящиках. От мелких запчастей до моторов и коробок передач.
Провода и все то, что можно восстановить, чинится и восстанавливается на Острове много раз всеми возможными способами.
Сейчас уже стали появляться компании, которые имеют право импортировать запчасти оптом и рынок автомобильных запчастей потихоньку развивается. В государственных магазинах появляются иногда отдельные позиции, выбор, естественно, небольшой и торговля идет за MLC (за доллары).
Рынок автомобилей
Автомобильного рынка в нашем понимании на Кубе нет. Импортировать новые автомобили в страну имеют право в основном государственные компании. Они же их и эксплуатируют в течение 4-5 лет.
Не так давно было разрешено ввозить автомобили в страну и частным компаниям. При этом ввезенные машины облагаются такой пошлиной, что цена автомобиля на острове увеличивается от реальной стоимости на 300-400%.
В последние годы появилась тенденция снижения пошлины на гибридные и электрические машины. И в страну стали ввозить больше машин, в том числе из США, и это сразу стало заметно на дорогах.
Но по-прежнему кубинец не может купить новый или почти новый автомобиль, даже, если бы государство разрешило населению покупать такие машины. Не забываем, что зарплата эквивалентная 100 долларам – это очень неплохая зарплата на Кубе. Ну, а иностранцам просто не разрешается покупать никакое авто, как, впрочем, и недвижимость.
В индивидуальном порядке государство разрешает ввозить машину дипломатам, деятелям искусства, а также врачам и инженерам, которые отработали по направлению все того же государства за границей и вернулись обратно. Естественно, для каждого случая это разовая акция.
Остается рынок ретромобилей. Но продажи здесь также редки, ведь автомобиль здесь и роскошь, и возможность неплохо зарабатывать в туристическом сегменте. Поэтому расстаются с такой коровой только в крайнем случае.
Уходящая натура
Использование кубинцами автомобилей 50-х годов прошлого века — это не только практичное решение, но и память о богатой истории и культурном наследии Кубы. Эти ретро-автомобили наполняют улицы страны уникальным шармом и являются ярким символом ее национальной идентичности. Их присутствие на дорогах Кубы продолжает вдохновлять как местных жителей, так и туристов, делая этот остров еще более привлекательным и загадочным местом для исследования.
Но нет ничего вечного. Часть ретромобилей уходит, а на смену спешат современные китайские, корейские и французские машины.
Сколько еще мы сможем, посещая Остров, любоваться этими свидетелями минувшей эпохи? Кто знает.
Автор — Елена Романова
Комментариев (0)