Как оформить ДТП без ГИБДД
Еще несколько лет назад самым популярным способом разбирательств между участниками ДТП без привлечения Госинспекции по безопасности дорожного движения была простая договоренность: виновник аварии передавал пострадавшему определенную сумму денег в обмен на расписку о том, что в будущем претензий от того, чью машину ударили, не будет. Это экономило время, средства и нервы. Но работала такая практика не всегда – зачастую участники ДТП не могли договориться о сумме компенсации и тогда приходилось вызывать компетентные органы. В марте 2009 года в России был принят закон, которым вводился в действие так называемый «европротокол» или «еврорапорт» — документ, позволявший оформить дорожно-транспор
На сегодня все страховые компании, работающие на рынке «автогражданки», при оформлении полиса выдают форму европротокола, которую можно заполнить при наступлении ДТП. Но пользуются этим документом далеко не все попавшие в беду автолюбители. Почему – об этом скажем ниже, а пока разберемся, что это за европротокол такой и как он позволяет оформить ДТП без ГИБДД.
Европротокол – это документ, подробно извещающий страховую компанию участника дорожно-транспор
Положительные стороны европротокола
- обоим водителям – участникам ДТП нет необходимости часами ожидать прибытия работников ГИБДД для фиксацииобстоятельств аварии;
- оформление европротокола позволит обоим участникам ДТП покинуть место происшествия на законных основаниях (пункт 2.6.1 Правил дорожного движения) – в таком случае ГИБДД не квалифицирует это действие как нарушение закона (ст. 12.27 КоАП РФ) и, следовательно, не сможет выдвинуть претензии;
- после заполнения европротокола его разделяют на две половины, участники ДТП забирают причитающиеся им части. Их следует сохранять в течение всего времени, пока не осуществлена выплата ущерба и не произведен ремонт и предъявлять работнику ГИБДД, если он захочет выяснить, почему ваше авто повреждено;
- европротокол гарантирует прямое возмещение ущерба, наступившего в результате ДТП. То есть, участник аварии, машина которого пострадала, может обратиться за компенсацией убытков к своей страховой компании, а не к СК виновника «торжества». И страховая компания, клиентом которой является потерпевший, обязана будет выполнить это требование;
- европротокол заменяет собой некоторые справки, которые нужны работникам страховой компании для оформления страхового случая и расчета суммы возмещения убытков. Например, пострадавшему не нужно будет обращаться в ГИБДД за расширенной справкой о ДТП;
- европротокол можно оформлять даже тогда, когда один из участников ДТП не является резидентом России, но имеет полис «Зеленая карта»;
- оформление европротокола позволит сократить время, за которое представители страховой компании рассмотрят и примут решение о выплате компенсации пострадавшему в ДТП. По закон, такое решение должно быть вынесено СК в течение 45 дней с момента подачи потерпевшим европротокола. В обычном же порядке срок возмещения ущерба может быть увеличен, так как страховая имеет право начать рассмотрение документов о ДТП в течение 30 дней с момента подачи страхователем последней справки.
Отрицательные стороны европротокола
- оба участника ДТП должны иметь полис «автогражданки» и согласиться на оформление европротокола, признав виновника и пострадавшего в аварии;
- если в аварии участвовали более двух транспортных средств, то оформлять европротокол нельзя. Напомним, что прицеп тоже является транспортным средством, поэтому если в аварии участвовала машина с прицепом, применение европротокола невозможно;
- если в аварии есть пострадавшие, оформлять европротокол нельзя – на место происшествия необходимо вызвать компетентные органы;
- при оформлении извещения о наступлении страхового случая достаточно сложно «на глаз» оценить реальную сумму ущерба, нанесенного на месте ДТП, поэтому тут возможны разногласия. Да и оценивать повреждения, когда вокруг тебя снуют другие автомобили сложно – вас же в это время не «опекает» патруль ГИБДД, который регулирует транспортный поток;
- заполнять европротокол необходимо, соблюдая все подробности и не допуская ошибок (подробные правила заполнения извещения расположены на обратной стороне европротокола или на втором листе), так как любое упущение или разнящиеся описания события могут стать поводом для страховой компании отказать в возмещении убытков;
- максимальная сумма, которая выплачивается потерпевшему по европротоколу, составляет 25 000 рублей. Если окажется, что в результате ДТП у авто были скрытые повреждения или ремонт превышает 25 тысяч рублей, потерпевшему придется оплачивать дополнительные издержки на ремонт самостоятельно.
Как видим, участникам ДТП, особенно потерпевшему, которые согласились оформлять происшествие без участия ГИБДД, нужно учитывать все плюсы и минусы такого действа. Практика показывает, что страховые компании, опасаясь мошенничества со стороны водителей и не желая выплачивать компенсации, ищут любой повод, чтобы отказать в выплате. Например, на вполне законных основаниях СК может потребовать проведения независимой экспертизы обстоятельств аварии и состояния транспортных средств. Это может затянуть срок выплаты, а если данные, указанные в европротоколе водителями не подтвердятся, то и вовсе оставить потерпевшего без денег. Поэтому прежде чем решиться на фиксирование ДТП при помощи европротокола, нужно взвесить все за и против этого метода решения «аварийных» споров. Также нужно помнить, что помимо заполнения европротокола на месте происшествия, нужно фиксировать все обстоятельства аварии на фото и видео (например, использовать данные видеорегистратор
Комментариев (0)