Холодный запуск двигателя – важные рекомендации

Как в популярной шутке – зима опять пришла нежданно: в Сибири уже нередки ночи с -30°, да и в европейской части страны температурой -10° уже никого не удивишь. Все знают, что зимой автомобилям и их владельцам приходится тяжелее, чем летом. Это проявляется во многих аспектах, но начинается с пуска мотора. Замерзший двигатель сложнее завести, об этом знают даже дети, но почему именно и как с этим бороться? Для начинающих автолюбителей, которые владеют машиной свою первую или вторую зиму, эта информация будет особенно актуальна.

Запуск холодного двигателя
Запуск холодного двигателя

Аккумулятор

Без исправного аккумулятора машину не заведешь ни зимой, ни летом, это факт, однако именно в холодное время года проблема становится наиболее актуальной. Дело в том, что мороз отрицательно влияет на заряд батареи. Не только в машине, страдают любые «аккумы», вот только если телефоны, планшеты, фотоаппараты мы храним дома, в крайнем случае, носим по улице в теплом кармане, то автомобильный аккумулятор стоит на морозе почти всегда. Неудивительно, что холода выявляют все его слабости. Летом «уставшие» батареи еще способны крутить стартеры, а зимой у них уже не хватает на это сил.

Никакой магии – просто законы физики, заряд падает, а тут еще и отдача требуется выше, чтобы провернуть замерзшие механизмы. Так что аккумулятору зимой – повышенное внимание. Чтобы не попасть в просак, батарею рекомендуется периодически проверять.

Сделать это можно как мультиметром (рекомендуется, чтобы напряжение на незаведенном авто не падало ниже 12,4 В), так и ареометром (замеряется плотность электролита, рекомендуемое значение не ниже 1,27 г/см.куб при температуре -10 градусов). Если показатели ниже, то можно подзарядить аккумулятор и делать регулярные проверки. Если зарядки надолго не хватает, скорее всего, придется покупать новый аккумулятор.

Проверка аккумулятора мультиметром
Проверка аккумулятора мультиметром

Для мобилизации всех сил батареи есть небольшая хитрость. Нужно перед пуском включить дальний свет на 10-15 секунд. Заряд от этого сильно не упадет, зато электролит чуть разогреется, это поможет выдать максимум. Но во время самого пуска дальний свет, как и другие электропотребители (печка, подогревы, магнитофон), должны быть выключены, чтобы не распылять силы.

Еще, конечно, сказывается фактор времени. Аккумулятору даже в оптимальных условиях нужна периодическая подзарядка, что уж говорить про морозы. Даже исправная батарея может не перенести недельного стояния на улице при -30°. Если планируете долго не ездить, то лучше снять аккумулятор и отнести его в тепло. Усилий, затраченных на съем и установку, понадобится куда меньше, чем на пляску с бубном вокруг замерзшей машины.

Масло в двигателе

Моторное масло в двигателе подвержено воздействию температуры, чем холоднее на улице, тем сильнее оно загустевает. При первом пуске механизмы с загустевшей смазкой провернуть сложнее, отсюда и проблема.

Казалось бы, нужно использовать более жидкое масло, которое меньше загустевает, и не беспокоиться об этом. Но у слишком жидкого масла свои недостатки, особенно в теплое время года. Раньше водители просто меняли масло два раза в год: на зиму заливали более жидкое, на лето – более густое. Современные нормы обслуживания не делят масла на сезоны, хотя, возможно, в некоторых режимах эксплуатации в этом есть резон.

Вязкость моторного масла
Вязкость моторного масла

В любом случае, при выборе масла нужно ориентироваться на допуски и рекомендации от производителя, но если вы живете в местности с холодными зимами, то лучше выбирать самое жидкое масло из разрешенных. И, конечно, приоритет синтетике, она меньше подвержена загустеванию. Шансов с ней завести мотор больше.

Свечи

На этот фактор во время холодного пуска внимание обращают не часто, а жаль, он тоже может внести свою лепту. Свечи зажигания в процессе эксплуатации получают выработку, зазор понемногу увеличивается. А известно, что чем больше зазор, тем слабее искра. Тут ситуация как с аккумулятором – для езды на прогретом моторе отклонение не критично, но вот на холодном пуске уже может сказаться.

Впрочем, если вы придерживаетесь нормативного регламента замены свечей, то проблем быть не должно. Современные программы ТО довольно гуманны к свечам, большинство производителей рекомендует менять их раз в 30 тысяч, а иные вообще на каждом ТО. 15-30 тысяч километров качественные свечи должны проработать без проблем, но если сильно затягивать с заменой, то возможно всякое.

Свечи зажигания
Свечи зажигания

При холодном пуске свечи еще могут пострадать от самих попыток завести мотор. Если крутить стартером слишком долго, то свечи можно залить бензином, после чего без просушки продолжать попытки бесполезно. Кстати, если кто не знает, режим просушки можно включить, утопив при работе стартера педаль газа в пол. В таком случае бензин перестает подаваться, зато впускные и выпускные клапаны продолжают работать, создавая в цилиндре необходимую вентиляцию.

Компрессия

Еще один параметр, который ухудшает холодный пуск – сжимание металла и изменение зазоров между компонентами мотора. Клапанный механизм и цилиндропоршневая группа в -30° уже имеют другие зазоры. Это приводит к потере компрессии при первом пуске, а хорошая компрессия для запуска мотора необходима. Когда двигатель чуть прогреется, компрессия восстановится, но как его прогреть без пуска? Все большую популярность получают предпусковые подогреватели (особенно на дизелях, где проблема сильнее выражена), но все равно они для массовых пользователей еще остаются довольно дорогой экзотикой.

Предпусковый подогреватель
Предпусковый подогреватель

Есть еще, конечно, дедовские способы с паяльником под картером двигателя (заодно так можно сделать более жидким масло) или феном на впускной коллектор. В крайнем случае, ими тоже можно воспользоваться.

Прогрев двигателя перед запуском
Прогрев двигателя перед запуском

Стоит оговориться, что свежие моторы, с малым пробегом, вряд ли могут не запуститься в мороз только по этой причине, у них высокий запас по компрессии, и ее небольшое снижение не должно вызывать проблему. А вот уже «подуставшие» двигатели с большими пробегами с такой ситуацией столкнуться могут. Нюанс еще и в том, что владелец авто не способен повлиять на ситуацию, против законов физики, как говорится, не попрешь. Зато он может не доводить мотор своего авто до состояния «дров». Если своевременно отремонтировать двигатель, то жаловаться на проблемы с компрессией потом не придется.

Вместо вывода

Нельзя не признать, что переход с карбюраторных моторов на инжекторы снизил остроту проблемы холодного пуска. Для запуска автомобиля с карбюратором требовалось, порой, ювелирная игра с педалью газа, чувство автомобиля и опыт. Причем это было даже не неисправностью, а особенностью, с которой приходилось мириться. С инжектором просто – сел, завел, ну или не завел по какой-то конкретной причине. Большинство современных автомобилей в исправном состоянии без проблем заводятся при -30°, и даже ниже. Однако такие возможности расслабляют и расхолаживают водителей – они перестают контролировать состояние автомобиля. Вот тут и подстерегает опасность как-нибудь выйти с утра и не завести машину.

Комментариев (1)

  • "Для мобилизации всех сил батареи есть небольшая хитрость. Нужно перед пуском включить дальний свет на 10-15 секунд. " Если посмотреть в инете этот пункт всегда стоит под №1. В теории, электрохимическая реакция в теплом аккумуляторе протекает быстрее, чем в холодном (и это факт), и для разогрева аккумулятора надо израсходовать часть его энергии, преобразовав её в тепло, а именно включить дальний свет на какой то определенный срок. И вот тут давайте остановимся. Дальний свет это две лампочки по 60 Вт. Тепло, образованное драгоценными на морозе амперами, уходит не на разогрев аккумулятора, а на разогрев ламп. Да и если даже представить, что мы включаем не фары, а электроплитку мощностью 120 Вт, как думаете, получится ей отогреть аккумулятор за 1-2 минуты? Нет конечно. Тут нужно не меньше 10 КВт. Включая дальний свет перед запуском двигателя, человек просто снижает свои шансы на удачный запуск. Хороший аккумулятор заведет и так, плохой аккумулятор от этого сдохнет. Если электролит замерз, то дальний свет не растопит его.

    13.12.2018 в 12:54
Комментировать
Мы ценим ваше участие и помощь,
поэтому самые активные получают подарки

Похожие статьи

  • Яндекс.Метрика
  • Уже зарегистрирован?
    Не помню пароль
    Войти при помощи соц. сети
     
    Нет регистрации?
    Зарегистрироваться
    Забыл пароль?
    Введи свой e-mail который ты указывал при регистрации и мы отправим тебе ссылку для изменения пароля.
    Кажется, я вспомнил пароль!
    Регистрация
    Сброс пароля
    Ваш новый пароль отправлен на указанную почту!
    Регистрация на сайте
    Вход на сайт

    Адрес вашей электронной почты *:

    Пароль *

    Повторите ваш пароль *

    Логин:

    Пароль