Двигатели серии UZ. За что их любят в России

Производство «узетов» началось в 1989 году. Последние экземпляры покинули конвейер в 2013-м, но история легендарных V8 не закончилась: они настолько надёжны, что нередко переживают своего носителя. Моторы обретают вторую жизнь в России, где оказываются под капотом самых неожиданных машин. Те, кого обходила со светофора Газель или ЗИЛ, поймут о чём речь.

На фото двигатель 4.3 3UZ-FE
На фото двигатель 4.3 3UZ-FE

UZ «свапают» на BMW, Land Rover, УАЗы и Волги. Они послужили прототипом авиационного и лодочного двигателя, приносили победы команде Toyota в японской серии Super GT и два года попадали в десятку лучших моторов по версии журнала Ward’s Auto World Magazine. Разберёмся в секрете успеха семейства UZ.

Первый UZ

В 1989 году японский экономический пузырь продолжал раздуваться. У людей были деньги на покупку премиальных седанов и Toyota разработала двигатель 1UZ-FE для установки на Crown UZS131.

Toyota Crown 1990-91 с двигателем 1UZ-FE
Toyota Crown 1990-91 с двигателем 1UZ-FE

Японцы перешли к двухвальным моторам с 4-мя клапанами на цилиндр, в отличие от устаревшего V5 с одним распредвалом в развале блока и парой клапанов. Впрочем, угол развала нового агрегата остался прежним — 90 градусов. Блок цилиндров, как и головка, изготовлен из алюминия, а поршни из сплава алюминия и кремния — материала с низким коэффициентом температурного расширения. Бесконтактная система зажигания включала две катушки и два трамблёра. На всех ДВС семейства UZ реализован многоточечный впрыск топлива.

Двигатель 5V-E был предшественником моторов серии UZ
Двигатель 5V-E был предшественником моторов серии UZ

Моторы UZ созданы для установки на задне- и полноприводные седаны и тяжёлые внедорожники, поэтому устанавливались только продольно.

Характеристики 1UZ-FE до первой доработки в 1995-м:

  • рабочий объём — 4 л;
  • диаметр цилиндра — 87,5 мм;
  • ход поршня — 82,5 мм;
  • степень сжатия — 10:1;
  • масса — 225 кг;
  • мощность / крутящий момент — 256 л.с. / 353 Нм;
  • экологический класс — ЕВРО 2;
  • расход (трасса / город) — 7–9 / 14–16 л.

1UZ-FE дорабатывали дважды. В 1995 году облегчили поршни и увеличили степень сжатия на 0,4 единицы ради незначительной прибавки в мощности. Главное, что изменение не повлияло на надёжность.

1UZ-FE
1UZ-FE

В 1997-м добавили систему регулирования фаз газораспределения VVTi — на впускных распредвалах появились фазовращатели. Каждый цилиндр оснастили индивидуальной катушкой зажигания. На место трамблёра пришёл датчик Холла. Появилось электронное управление дросселем. Мощность увеличилась до 286 л.с., крутящий момент — до 407 Нм.

Такая модернизация принесла один минус в конструкцию — при обрыве ремня на таком ДВС гнёт клапана, в отличие от версий без VVTi.

1UZ-FE
1UZ-FE

Twin-turbo версия, которую разработали для участия в гонках, выдавала рекордные 600 сил. Однако громких побед Тойоте не принесла.

Гражданский 1UZ-FE побывал под капотом многих премиальных седанов на японском рынке. Мотор стоял во всех поколениях Celsior с момента выхода в 1989 году, пока в 2000-м на смену ему не пришел 3UZ-FE. Модели Crown (1989–1991), Crown Majesta (1991–2004), Soarer (1991–2001), Aristo (1991–1997) также оснащались этим мотором до выхода третьего UZ.

Toyota Crown Majesta и Toyota Soarer
Toyota Crown Majesta и Toyota Soarer

В Европе, США и России двигатель встречается на Lexus LS400 и SC400. На GS400 первый «узет» выдавал максимальные 300 л.с. и 408 Нм. Высоких показателей удалось добиться благодаря настройкам электронного блока управления двигателем.

Lexus LS400 и SC400
Lexus LS400 и SC400

В 1997-м амбиции Toyota распространились на авиацию. Именно этот мотор стал основой для прототипа FV2400-2TC, который выдавал 360 л.с. Он разрабатывался для установки в малый пассажирский самолёт, но в серию так и не поступил: в 90-х лопнул финансовый пузырь и начался долгий застой в японской экономике.

Блок цилиндров от 1UZ-FE VVTi стоит на лодках Toyota Epic. В России мотор устанавливали на аэролодки, причиной тому — лёгкий алюминиевый блок цилиндров.

Второй UZ

Внедорожники и пикапы Toyota оснащались моторами серии 1FZ-FE. К концу 90-х агрегат сильно устарел и на смену ему в 1998 году пришёл 2UZ-FE. Он стал самым большим мотором семейства UZ.

Двигатель 4.7 2UZ-FE
Двигатель 4.7 2UZ-FE

Основное отличие второго «узета» от первого — хорошая тяга на низах и чугунный блок цилиндров. Крутящий момент достигал пика на 3600 об/мин. Мотор адаптировали для работы на бездорожье.

Объём увеличился до 4,7 л за счёт увеличения диаметра цилиндра и хода поршня. Увеличение рабочего объёма и применение чугуна отразилось на массе агрегата — второй «узет» потяжелел на 24 кг.

Степень сжатия снизилась до 9,6:1. Мощность колеблется в пределах 228-240 л.с., в зависимости от модели автомобиля и настроек блока управления.

4.7 2UZ-FE
4.7 2UZ-FE

Характеристики 2UZ-FE 2000-2004 годов выпуска:

  • рабочий объём — 4,7 л;
  • диаметр цилиндра — 94 мм;
  • ход поршня — 84 мм;
  • степень сжатия — 9,6:1;
  • масса — 249 кг;
  • мощность / крутящий момент — 232 л.с. / 422 Нм;
  • экологический класс — ЕВРО 2;
  • расход (трасса / город) — 14 / 22 л.

В 2004 году 2UZ-FE доработали. Среди нововведений: электронная дроссельная заслонка и фазовращатели на впускных распредвалах. Обновленный мотор перешел в класс ЕВРО 3, мощность подросла до 263-275 л.с., а пик крутящего момента сместился еще ниже — на 3400 об/мин. Степень сжатия увеличилась до 10:1.

2UZ-FE широко применялся на автомобилях для российского рынка. Им оснащались легендарные Toyota Land Cruiser в 100-м и 200-м кузовах (1998–2012), а также Lexus LX470 (2002–2007).

Lexus LX470 и Toyota Land Cruiser 100
Lexus LX470 и Toyota Land Cruiser 100

На рынках Японии, США и ОАЭ второй «узет» стоял на:

  • Toyota Land Cruiser Cygnus (1998–2007),
  • Toyota Land Cruiser 100 (1998–2012),
  • Toyota Tundra (1998–2009),
  • Toyota Sequoia (2000–2009),
  • Toyota 4Runner (2002–2009),
  • Lexus LX470 (2002–2007),
  • Lexus GX470 (2002–2009).

Мотор снимали с производства с 2010 по 2012 год. Его место под капотом дорогих внедорожников и пикапов занял 1UR-FE.

Двигатель 4.6 1UR-FE V8
Двигатель 4.6 1UR-FE V8

Третий UZ

После большого и тяговитого 2UZ-FE конструкторы Toyota в 2000 году вернулись к разработке нового двигателя для премиальных седанов. За основу взяли первый «узет». За 11 лет компания накопила хороший опыт производства и эксплуатации моторов этой серии. В 2000-м году был выпущен двигатель 3UZ-FE.

Двигатель 4.3 3UZ-FE
Двигатель 4.3 3UZ-FE

Вопреки логике он не стал самым большим в семействе, но выделился другими особенностями. Он выдавал рекордные 305 л.с. — это максимальное значение для гражданских версий UZ. Кроме того, гоночный автомобиль SC430 с мотором, построенным на базе 3UZ-FE, трижды побеждал в серии Super GT в классе GT500 в 2006, 2009 и 2013 годах.

Lexus SC430
Lexus SC430

Рабочий объём третьего мотора составил 4,3 л. Дополнительные 300 кубиков появились благодаря увеличению диаметра цилиндра на 3,5 мм. Ход поршня не изменился.

В отличие от первого и второго моторов семейства, 3UZ-FE сразу оснастили системой VVTi. Двигатель обладал ровной тягой во всём диапазоне частоты вращения коленвала. Пиковый крутящий момент приходился на 3400 об/мин.

Характеристики 3UZ-FE 2000-2004 годов выпуска:

  • рабочий объём — 4,3 л;
  • диаметр цилиндра — 91 мм;
  • ход поршня — 82,5 мм;
  • степень сжатия — 10,5:1;
  • масса — 225 кг;
  • мощность / крутящий момент — 290л.с. / 441 Нм;
  • экологический класс — ЕВРО 3;
  • расход (трасса / город) — 9 / 15 л.

Основным рынком сбыта 3UZ-FE стала Япония. Первым «потребителем» нового мотора была Toyota Celsior в период с 2000 по 2006 год. Toyota Soarer оснащалась таким мотором с 2001 по 2010 год. С 2004 года 3UZ-FE устанавливали на Crown Majesta, на котором мотор продержался до 2013-го, пока не был снят с производства и заменён на 1UR-FSE.

Toyota Crown Majesta (S180) '2006–09
Toyota Crown Majesta (S180) ’2006–09

На рынки Европы, США и России «узеты» попадали под капотом автомобилей Lexus: LS430 (2000–2006), GS430 (2000–2007) и SC430 (2001–2010).

Lexus LS430 и GS430
Lexus LS430 и GS430

За что любят UZ

«Узеты» — невероятно выносливые двигатели. Заявленный ресурс первого и второго UZ с алюминиевым блоком 400 000 км, а третьего, с чугунным — 500 000 км. Реальные показатели сильно превышают эти значения.
Жизненный цикл «узета» выглядит так: в Японии автомобиль эксплуатируют в среднем 4-5 лет и 200-300 т. км пробега. Затем он попадает в Россию и начинает новую жизнь. Цены свап-комплектов начинаются с 250 000 рублей.

Свап двигателя 3UZ-FE на Jaguar XJ
Свап двигателя 3UZ-FE на Jaguar XJ

Минусы в основном связаны со сложным обслуживанием. Неудобно расположен стартер и форсунки. Отсутствуют гидрокомпенсаторы: проверять зазоры приходится каждые 80 т. км. Стартер и насос системы охлаждения низко расположены и собирают на себе дорожную грязь и реагенты. Все «узеты» работают в паре с АКПП Aisin, механика для них не предусмотрена. Хотя в гаражах с этими моторами делают что угодно.

Серьезных недостатков и выраженных слабых мест в семействе UZ нет. Сейчас это классика, на которой основана безупречная репутация Toyota.

Автор — Михаил Крупнов

Комментариев (0)

Комментировать
Мы ценим ваше участие и помощь,
поэтому самые активные получают подарки

Похожие статьи

  • Яндекс.Метрика
  • Уже зарегистрирован?
    Не помню пароль
    Войти при помощи соц. сети
     
    Нет регистрации?
    Зарегистрироваться
    Забыл пароль?
    Введи свой e-mail который ты указывал при регистрации и мы отправим тебе ссылку для изменения пароля.
    Кажется, я вспомнил пароль!
    Регистрация
    Сброс пароля
    Ваш новый пароль отправлен на указанную почту!
    Регистрация на сайте
    Вход на сайт

    Адрес вашей электронной почты *:

    Пароль *

    Повторите ваш пароль *

    Логин:

    Пароль